Важные аспекты в обучении детей шахматам

Огнева  Татьяна  Анаольевна

Важные аспекты построения шахматной программы  для  детей

 

Спросите  любого  учителя,  каких учеников он желает видеть в своем классе. Он ответит вам, что хотел бы видеть внимательных, работоспособных, трудолюбивых, дисциплинированных учеников. Очень ярко демонстрируют эти качества дети,  занимающиеся шахматами.

Процесс постижения шахматной игры - увлекательное занятие. Погружаясь в мир творчества, опасностей и приключений,  играющие переживают восхитительные минуты жизни. Потребность в этих переживаниях заложена в человеке очень глубоко на генетическом уровне и идет из далекого прошлого, когда наши предки охотились и осваивали новые земли. Игра в шахматы позволяет аккумулировать энергию этих древних инстинктов и разряжать их социально безопасным способом, а также тренировать внимание, выдержку и, конечно, развивать важные личностные качества.

          Существует мнение, что детей шахматам  научить очень легко. Объяснил  правила, и этого достаточно, чтобы дети сели и заиграли. Шум, крики, споры, хаос на уроке при таком подходе обеспечены, потому что древние инстинкты  вырываются на свободу и носят при таком упрощенном подходе стихийный характер. Оказывается, не такое простое это дело - управлять уроком, где детям разрешается игровая деятельность. Поэтому, не долго думая, решили запретить игру в шахматы на уроках шахмат по методике обучения  И.Г. Сухина, а сам урок превратили в нескончаемый процесс решения шахматных задач. Сразу стало всем взрослым хорошо, кроме детей, но им объяснили: «Для вас стараемся. Внутренний план действий у вас развиваем. По физиологической возрастной норме он только к 12 годам начинает в полную силу функционировать, а  у вас уже в 7-8 лет натренируем его в обход законов природы».  Да, в 7-8 лет с учителем не поспоришь. Придется сидеть и мозг напрягать, а вдруг и вправду начнет работать этот внутренний план действий, как взрослые говорят.

          Следовательно, весьма актуальным является  создание такой методики обучения шахматной игре, в которой дети были бы увлечены и дисциплинированны. Такая методика может  быть создана лишь с учетом следующих обязательных условий:

Обучающая деятельность для ребенка должна быть осмысленной.

Соблюдение данного условия позволяет ребенку стать активным субъектом этого занятия. Если мы стремимся, чтобы обучение было осмысленно для ребенка, то мы должны разговаривать на уровне, понятном для ребенка, и не перегружать его информацией, особенно на начальном этапе.

Необходимо знать принципы общей эволюции формирования игрового шахматного мышления у детей.

          Знание шахматной эволюции предполагает знание последовательности формирования навыков и приемов шахматной игры, где один этап служит базой для следующего. Такая эволюция в целом имеет характер постепенного изменения, но рано или поздно происходит диалектический прерыв постепенности, скачок либо вверх,  либо вниз. Переход на другой уровень происходит в процессе внутреннего обесценивания  достижений и занятий предыдущего уровня. Обесценивание может быть, во-первых,  позитивным. Ребенок осознает недостаточность предыдущего уровня своей игры и хочет двигаться дальше. Однако обесценивание может быть и негативным. По каким-либо причинам он не хочет идти дальше, поэтому или бросает заниматься,  или хочет оставаться на  прежнем уровне. Но, к сожалению, состояние плато не постоянно, и рано или поздно  начинается снижения уровня.

Уровень заданий и форма его предъявления должны соответствовать возрастным и индивидуальным  возможностям детей.

Компетентность педагога в данном случае предполагает умение видеть признаки утомления у детей и знаки их неврологической недостаточности.

          Для  этого необходимо проводить тестирование на определение уровня обучаемости шахматам учащихся с целью дифференциации  учебной нагрузки (см. статью автора на сайте www.virtualchess.ru). Уровень учащегося подразумевает его местонахождение на лестнице шахматной эволюции. Зная точные характеристики каждой ступени этой эволюционной лестницы, педагог всегда будет понимать, какой  навык  и какие цели предложить учащимся для их дальнейшего развития.

        Например, я научила детей правилам хода ладьи и пешек. И теперь хочу узнать,  насколько дети готовы освоить прием ограничения фигуры. Я рассказываю им сказочную шахматную историю, которую сопровождаю различными заданиями. Это  позволяет детям быть активными на уроке, сразу начать тренироваться в приеме ограничения ладьи.

        Задание на ограничение ладьи

        Инструкция:

        - Нарисуйте большой квадрат на своем листочке.  (Далее следует активизирующий вопрос детям): - Сколько линий нам нужно провести в этом квадрате, чтобы разделить его на три горизонтальные полоски? (Затем следует новый активизирующий вопрос):  - Сколько линий нам нужно провести в этом квадрате, чтобы разделить его на три вертикальных столбика?  

         В итоге мы поделили с детьми квадрат на 9 клеток. Затем рисуем сверху этого квадрата крышу и получаем дом. Рассказываем детям, что в этом доме живут две подружки белые ладьи. Рисуем одну ладью в нижнем левом углу, другую - над  нею.

Говорим ребятам, что в этом доме отсутствуют лесенки. Просим объяснить причину их отсутствия. Хвалим догадавшихся детей, ответивших, что лесенки ладьям не нужны, потому что они не умеют по ним ходить. Сообщаем, как хорошо живется двум подружкам в этом доме. Но у них есть привычка включать свет во всех комнатах всех этажей и подъездов, в которых они непосредственно находятся или могут сразу туда дойти. Вызываем по очереди детей с просьбой нарисовать солнышко в «освещенных» ладьей комнатах.

- Однажды к белым ладьям подселилась черная ладья в правый верхний угол. Она была угрюма и неприветлива, а самое главное, она опасалась освещенных комнат. Ребята, есть подозрение, что это было привидение. На освещенную белыми ладьями  комнату, находившуюся на одном с ней этаже, и на комнаты в одном с ней подъезде, она набросила тень.

Просим помощи у детей, чтобы обнаружить эти комнаты и отметить их волнистой линией. Мы нашли также полностью  пустую темную комнату, без единого лучика света. Эту темную комнату мы всю заштрихуем, чтобы показать, насколько она темная. Белые ладьи, между прочим, сообщили нам, что им очень не нравится новая соседка, и они просят помочь избавить их от ее присутствия.

Задаем детям вопрос: «Как белым ладьям избавиться от черной ладьи?» Выслушав ответы детей, можно помочь им наводящим вопросом: « Чего боится черная ладья?  В какой комнате она может спрятаться в данный момент?» Обычно этого бывает достаточно, чтобы сообразить, что черная ладья, как любое привидение, боится освещенных комнат. Нужно лишить ее убежища, то есть в темной комнате нужно включить свет безопасным для белых ладей способом. Тогда лишенная убежища черная ладья покинет дом. Для этого детям осталось показать на своем рисунке стрелкой, как пойти белой ладье, чтобы оказаться на одной линии с темной комнатой, но не на одной линии с черной ладьей.

После того, как все дети постараются указать стрелкой правильный ход, просим их перевернуть листочки и нарисовать опять большой квадрат. Рисуем новую ситуацию и предлагаем детям самостоятельно ее решить, предварительно указав все освещенные комнаты, комнаты с тенью и самую темную комнату. Только после этого просим указать стрелкой ход белой ладьи, освещающий темную комнату.

         В этой сказке описан алгоритм поисково-ориентировочной деятельности в задании. По ходу его выполнения все дети с разными способностями к анализу придут к одной цели. Обозначение комнат разными способами позволит импульсивным и торопливым детям действовать осмысленно, целесообразно и исключит поверхностные решения, не даст действовать наугад.

         Все вышеописанные условия подчиняются самому главному принципу работы с детьми – чтобы идти вперед, начни с того уровня, на котором находится ребенок.

Логика преподавания шахмат сводится к четырем уровням работы с детьми:

Ø  Интуитивный

Находясь на этом уровне, учащийся опирается на чувственное восприятие или действует наугад   и обходится без предварительного анализа и расчета. Если ребенок находится на этом уровне, то нельзя начинать с ним работу в рациональном ключе.

Ø  Рациональный

Совершаемым действиям всегда предшествует расчет или анализ. На этом уровне ребенок способен выявлять логические связи, причину и следствие. Главным признаком доминирования рационального уровня является способность запоминать и припоминать информацию шахматного содержания.

Ø  Рефлексивный

Благодаря памяти, учащийся способен вернуться назад на любое количество ходов, меняя их последовательность, для достижения поставленной цели.

Ø  Проблемный

Характеризуется способностью осознавать и преодолевать трудности путем выявления эмоциональной составляющей (например, «я печален, растерян»), как основного ориентира для перевода энергии в рациональное русло («мне эти переживания мешают, надо успокоиться»).

 

Соотношение уровней обучения и  шахматного содержания

         Для интуитивного уровня характерна игра по принципу стимул-реакция, без длительного раздумья. На этом уровне обычно осваивают ходы шахматных фигур и основные правила. Быстро проскакивать этот уровень не рекомендуется. На этом уровне предстоит решить очень много важных задач, которые станут фундаментом для всех последующих.

   1.Мотивационная задача является самой важной. От качества ее решения зависит успешность всего последующего обучения.

         Для решения этой задачи выбираем тот вид мышления, который у детей очень сильно развит к началу школьного обучения. Это, конечно же, наглядно-образное мышление. Выбираем вид деятельности, который дети очень любят в этом возрасте. Это сюжетно–ролевая игра. Помня основной принцип развивающей педагогики,  стартовать с сильного уровня ребенка, мы принимаемся за дело. Мы оживляем шахматы так, чтобы ребенок чувствовал себя одним из персонажей шахматного королевства, играя сначала небольшие кусочки шахматной игры из неполного набора  шахматных фигур в  соответствии с физиологической эволюцией зрительного восприятия. Сюжетно-ролевая игра в отличие от простой соревновательной игры держит ребенка в определенной роли,  накладывающей на него ограничения, связанные с этой ролью, которые он добровольно на себя возлагает, иначе совместной игры с партнером не получится. Таким образом, на первоначальном уровне игра приобретает смысл для ребенка и его действия становятся более осознанными и продуманными, следовательно, более логическими.

  2.  Знакомство с шахматной доской.

         Многие шахматные педагоги делают большую ошибку, начиная  преподавание шахмат с изучения системы координат на шахматной доске уже на первом или втором уроке. Это противоречит эволюционному подходу, принципу  постепенности. Для того, чтобы  успешно этот навык был изучен детьми, от них требуется владение навыком видеть поля пересечения горизонталей и вертикалей. Поэтому логично осваивать нотацию после того как все  дети  уверенно выполняют двойной  удар на нейтральные объекты, но этот  навык успешно развивается практически у всех детей в условиях самостоятельной  игровой деятельности. Если мы не даем детям играть, то половина детей вынуждена будет сделать перескок  на  рациональный уровень,  пропуская  интуитивный. Это долго будет ощущаться ими как пробел или недостаточность. Мотивация у таких детей пойдет вниз уже в самом начале обучения. Получается, что педагоги  и создатели шахматных программ при таком подходе больше думают о собственном комфорте, чем о развитии детей.

         Я очень надеюсь, что в начале шахматного обучения перед каждым ребенком стоит его индивидуальная шахматная доска с комплектом фигур. А то ведь как бывает, положат перед ребенком разрешенный  официальный учебник  и считают, что этого будет достаточно для полноценного обучения. Главное при таком облегчённом подходе к обучению - комфорт для педагога, потому что ему приятнее слышать шелест страниц вместо резких звуков падающих шахматных фигур. Шахматное развитие ребенка здесь отходит на второй план. Фактически нарушается и естественная логика развития, описанная в  теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина – пропускается важнейший базовый этап наглядно-действенного мышления. Отсюда следует вывод, что детям, находящимся на интуитивном уровне обучения, не нужен на первых порах шахматный учебник. А скорее нужна методичка для учителя, описывающая технологию его работы с детьми начального интуитивного уровня. Хорошим подспорьем учителю служит шахматная компьютерная программа Virtualchess, разработанная и используемая автором данной статьи (с программой можно ознакомиться на сайте Т.А. Огневой  www.virtualchess.ru ).

Очень важно обратить внимание детей на разницу в расположении вертикалей на горизонтально лежащих досках учеников и на вертикально расположенной  демонстрационной доске учителя. Детям нужно подумать и найти ответ на этот вопрос. Оказывается, что для многих это сложный вопрос, и совсем не очевидно, что движение по лежащим вертикалям превращается в движение вперед- назад. После осознания этого факта дети лучше и быстрее начнут расставлять позиции  на своих досках, глядя на демонстрационную доску педагога. Описывая все это, я вспомнила случай из собственной жизни. Однажды известный мастер спросил меня: «Стоит ли ему идти работать в школу?» Я ответила ему, что в этой работе много педагогики, много психологии и мало шахмат.

           Одно из самых важных умений шахматного педагога - видеть готовность учащихся к переходу на новый уровень эволюционным путем. Он учитывает интуитивный опыт детей и помогает осознавать учащимся его уже на рациональном уровне. Поэтому ведущая роль в переходе на новый уровень принадлежит педагогу. Сам ребенок может и не прогрессировать в шахматном мышлении, оставаясь на комфортном для себя интуитивном уровне.  Используя опыт детей, полученный ими в играх с неполным комплектом, учитель расставляет позиции,  похожие на те, которые  недавно разыгрывали дети, и просит их сделать выигрывающий ход на своих шахматных досках. Обычно это позиции на превращение пешек в королеву. Вы будете  приятно удивлены осмысленными ответами детей.

Интуитивный уровень считается хорошо проработанным, когда у детей автоматизированы правила ходов шахматных фигур, то есть ребенок не вспоминает, как ходит та или иная фигура или пешка, а уверенно выполняет эти действия на шахматной доске.

           Мы помним, что основной характеристикой интуитивного уровня является импульсивная игра. Как  же преодолеть этот детский недостаток? Обычно взрослые поступают так – делают страшное лицо и говорят протяжным голосом: «Дууумай!..»

Я поступаю следующим образом: начинаю применять маркировку, которую выполняют дети по моей просьбе, перед тем как сделать ход. Вместо использования слова «думайте!», я говорю детям: «Смотрите внимательно». На данном этапе это более подходящие слова для детей, потому что думать в процессе шахматной игры им еще предстоит научиться. Маркировка, проводимая детьми, позволяет  процесс обучения сделать управляемым для педагога. Он наглядно видит, кто как работает. Кому-то нужно оказать помощь, потому что ребенок поторопился и неправильно провел маркировку. Дети привыкают в конце концов быть внимательными и неторопливыми. Они учатся простейшему анализу позиции. Предварительная маркировка развивает аналитические способности детей и приучает их перед тем, как сделать ход на шахматной доске, внимательно изучить позицию.

Такой метод обучения позволяет научить всех без исключения учащихся  основным приемам шахматной игры.

Только после того, как дети качественно научились проводить маркировку, можно начинать применять способы словесно-логического мышления, которое необходимо для развития планирующей функции мышления.

Визуальное мышление - основа для качественного обучения шахматам и для перехода на рациональный уровень обучения. Словесно-логическое мышление играет вспомогательную роль. Оно позволяет экономить ресурсы и эффективно организовать работу визуального мышления. Например, вместо вопроса детям, какая фигура может объявить шах королю, я спрашиваю, кто будет нападающим? Когда отглагольному прилагательному «нападающий» присваивается общее значение, нет нужды каждый раз повторять детям, что это может быть любая фигура, кроме короля. Это помогает создавать быстрые алгоритмы решения задач, основой для которых является наглядный визуальный пример.

Если ребенок имеет достаточную практику решения тактических примеров, визуальные представления пространства шахматной доски у него становятся столь сильными, что  при желании ребенок может использовать алгоритмы решения задач, не глядя на доску, и решать задачи вслепую или во внутреннем плане действия.

Использование приемов словесно–логического мышления организует шахматную информацию особым образом и является основой памяти для ребенка при условии, что он сам выявил эти логические связи. Собственная активность ребенка при обучении напрямую связана с формированием у него шахматной памяти, способствует ее ускоренному развитию.

В шахматах на начальном уровне ничего не надо запоминать, но припоминать необходимо обязательно.

Если вы показали ребенку партию Пола Морфи, сопровождая показ заданиями, которые должен самостоятельно выполнять ребенок, то ребенок эту партию запомнит. Конечно, он сначала будет сомневаться в своей способности разыграть партию по памяти за белых и за черных, но приободрив его, он обязательно успешно справится с этим заданием. 

Способность помнить шахматную информацию – это сигнал для перехода на новый рефлексивный уровень царства шахматных комбинаций.

 Рефлексивный уровень позволяет ребенку переключаться с наглядного уровня на уровень воображаемый, на котором учащийся мысленно представляет, что могло бы получиться на доске при некоторой серии ходов. На этом уровне получает дальнейшее развитие причинно–следственный аппарат. И только после освоения рефлексивного уровня открывается  возможность перехода на уровень проблемный.

Проблемный уровень характеризуется такими заданиями, которые невозможно решить только визуальными методами. Задачи проблемного уровня требуют определения сути проблемы, возникших трудностей на рациональном (а не эмоциональном)  уровне. Из-за того, что визуально-интуитивными методами  задание не решается, ребенок часто начинает паниковать и сообщает об этом педагогу («это трудно!», «это невозможно!»).

Очень важно провести с детьми беседу, в которой педагог поздравляет всех детей с переходом на качественно новый уровень. На этом уровне дети будут сталкиваться с трудностями. Обычные люди стараются избегать трудности, но если так делать, то ничего не получится, развитие остановится. Нужно действовать наоборот и поближе придвинуться к этим трудностям, внимательно изучить их, а главное, спросить себя: «В чем состоит шахматная трудность этого задания?» Осознание шахматной причины трудности позволит сформулировать вопросы, на которые у детей появятся ответы, один из которых и будет правильным. Выполнив достаточное количество таких заданий, дети обретут бесценный опыт преодоления трудностей, где мощным ориентиром будет служить их эмоциональное состояние. Они научатся не отдаваться во власть эмоциям печали и безысходности, не опускать руки, а включать деловую мотивацию, основанную на рациональных механизмах. Эти умения сделают детей более стрессоустойчивыми и повысят общую жизнестойкость детей.

Я надеюсь, что при составлении своих шахматных программ читатель будет  использовать эволюционный подход к обучению и все те принципы работы, которые были описаны в этой статье, хотя бы на интуитивном уровне. Описанные уровни и принципы являются универсальными.  Осознание их повысит компетентность любого педагога и сделает обучение детей радостным и полезным, без излишнего продавливания и авторитаризма. Методы вашего преподавания станут постепенно более щадящими и содержательными.

     Подробное освещение некоторых вопросов, затронутых  в этой статье, можно найти на сайте www.virtualchess.ru в разделе «Статьи автора». Рекомендуется также скачать с него компьютерную программу, использующую эволюционный принцип обучения  и метод предварительной маркировки. Она находится  в разделе «О программе» в  его нижней части. По всем возникшим вопросам можно обратиться к автору по электронной почте:  virtualchess@yandex.ru .

 

Июль 2014 года 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог шахматной школы «Этюд» Т.А. Огнева, Москва

Важные аспекты построения шахматной программы  для  детей

Спросите  любого  учителя,  каких учеников он желает видеть в своем классе. Он ответит вам, что хотел бы видеть внимательных, работоспособных, трудолюбивых, дисциплинированных учеников. Очень ярко демонстрируют эти качества дети,  занимающиеся шахматами.

Процесс постижения шахматной игры - увлекательное занятие. Погружаясь в мир творчества, опасностей и приключений,  играющие переживают восхитительные минуты жизни. Потребность в этих переживаниях заложена в человеке очень глубоко на генетическом уровне и идет из далекого прошлого, когда наши предки охотились и осваивали новые земли. Игра в шахматы позволяет аккумулировать энергию этих древних инстинктов и разряжать их социально безопасным способом, а также тренировать внимание, выдержку и, конечно, развивать важные личностные качества.

             Существует мнение, что детей шахматам  научить очень легко. Объяснил  правила, и этого достаточно, чтобы дети сели и заиграли. Шум, крики, споры, хаос на уроке при таком подходе обеспечены, потому что древние инстинкты  вырываются на свободу и носят при таком упрощенном подходе стихийный характер. Оказывается, не такое простое это дело - управлять уроком, где детям разрешается игровая деятельность. Поэтому, не долго думая, решили запретить игру в шахматы на уроках шахмат по методике обучения  И.Г. Сухина, а сам урок превратили в нескончаемый процесс решения шахматных задач. Сразу стало всем взрослым хорошо, кроме детей, но им объяснили: «Для вас стараемся. Внутренний план действий у вас развиваем. По физиологической возрастной норме он только к 12 годам начинает в полную силу функционировать, а  у вас уже в 7-8 лет натренируем его в обход законов природы».  Да, в 7-8 лет с учителем не поспоришь. Придется сидеть и мозг напрягать, а вдруг и вправду начнет работать этот внутренний план действий, как взрослые говорят.

             Следовательно, весьма актуальным является  создание такой методики обучения шахматной игре, в которой дети были бы увлечены и дисциплинированны. Такая методика может  быть создана лишь с учетом следующих обязательных условий:

  • Обучающая деятельность для ребенка должна быть осмысленной.

Соблюдение данного условия позволяет ребенку стать активным субъектом этого занятия. Если мы стремимся, чтобы обучение было осмысленно для ребенка, то мы должны разговаривать на уровне, понятном для ребенка, и не перегружать его информацией, особенно на начальном этапе.

  • Необходимо знать принципы общей эволюции формирования игрового шахматного мышления у детей.

          Знание шахматной эволюции предполагает знание последовательности формирования навыков и приемов шахматной игры, где один этап служит базой для следующего. Такая эволюция в целом имеет характер постепенного изменения, но рано или поздно происходит диалектический прерыв постепенности, скачок либо вверх,  либо вниз. Переход на другой уровень происходит в процессе внутреннего обесценивания  достижений и занятий предыдущего уровня. Обесценивание может быть, во-первых,  позитивным. Ребенок осознает недостаточность предыдущего уровня своей игры и хочет двигаться дальше. Однако обесценивание может быть и негативным. По каким-либо причинам он не хочет идти дальше, поэтому или бросает заниматься,  или хочет оставаться на  прежнем уровне. Но, к сожалению, состояние плато не постоянно, и рано или поздно  начинается снижения уровня.

  • Уровень заданий и форма его предъявления должны соответствовать возрастным и индивидуальным  возможностям детей.

Компетентность педагога в данном случае предполагает умение видеть признаки утомления у детей и знаки их неврологической недостаточности.

          Для  этого необходимо проводить тестирование на определение уровня обучаемости шахматам учащихся с целью дифференциации  учебной нагрузки (см. статью автора на сайте www.virtualchess.ru). Уровень учащегося подразумевает его местонахождение на лестнице шахматной эволюции. Зная точные характеристики каждой ступени этой эволюционной лестницы, педагог всегда будет понимать, какой  навык  и какие цели предложить учащимся для их дальнейшего развития.

        Например, я научила детей правилам хода ладьи и пешек. И теперь хочу узнать,  насколько дети готовы освоить прием ограничения фигуры. Я рассказываю им сказочную шахматную историю, которую сопровождаю различными заданиями. Это  позволяет детям быть активными на уроке, сразу начать тренироваться в приеме ограничения ладьи.

        Задание на ограничение ладьи

        Инструкция:

        - Нарисуйте большой квадрат на своем листочке.  (Далее следует активизирующий вопрос детям): - Сколько линий нам нужно провести в этом квадрате, чтобы разделить его на три горизонтальные полоски? (Затем следует новый активизирующий вопрос):  - Сколько линий нам нужно провести в этом квадрате, чтобы разделить его на три вертикальных столбика?  

         В итоге мы поделили с детьми квадрат на 9 клеток. Затем рисуем сверху этого квадрата крышу и получаем дом. Рассказываем детям, что в этом доме живут две подружки белые ладьи. Рисуем одну ладью в нижнем левом углу, другую - над  нею.

Говорим ребятам, что в этом доме отсутствуют лесенки. Просим объяснить причину их отсутствия. Хвалим догадавшихся детей, ответивших, что лесенки ладьям не нужны, потому что они не умеют по ним ходить. Сообщаем, как хорошо живется двум подружкам в этом доме. Но у них есть привычка включать свет во всех комнатах всех этажей и подъездов, в которых они непосредственно находятся или могут сразу туда дойти. Вызываем по очереди детей с просьбой нарисовать солнышко в «освещенных» ладьей комнатах.

- Однажды к белым ладьям подселилась черная ладья в правый верхний угол. Она была угрюма и неприветлива, а самое главное, она опасалась освещенных комнат. Ребята, есть подозрение, что это было привидение. На освещенную белыми ладьями  комнату, находившуюся на одном с ней этаже, и на комнаты в одном с ней подъезде, она набросила тень.

Просим помощи у детей, чтобы обнаружить эти комнаты и отметить их волнистой линией. Мы нашли также полностью  пустую темную комнату, без единого лучика света. Эту темную комнату мы всю заштрихуем, чтобы показать, насколько она темная. Белые ладьи, между прочим, сообщили нам, что им очень не нравится новая соседка, и они просят помочь избавить их от ее присутствия.

Задаем детям вопрос: «Как белым ладьям избавиться от черной ладьи?» Выслушав ответы детей, можно помочь им наводящим вопросом: « Чего боится черная ладья?  В какой комнате она может спрятаться в данный момент?» Обычно этого бывает достаточно, чтобы сообразить, что черная ладья, как любое привидение, боится освещенных комнат. Нужно лишить ее убежища, то есть в темной комнате нужно включить свет безопасным для белых ладей способом. Тогда лишенная убежища черная ладья покинет дом. Для этого детям осталось показать на своем рисунке стрелкой, как пойти белой ладье, чтобы оказаться на одной линии с темной комнатой, но не на одной линии с черной ладьей.

После того, как все дети постараются указать стрелкой правильный ход, просим их перевернуть листочки и нарисовать опять большой квадрат. Рисуем новую ситуацию и предлагаем детям самостоятельно ее решить, предварительно указав все освещенные комнаты, комнаты с тенью и самую темную комнату. Только после этого просим указать стрелкой ход белой ладьи, освещающий темную комнату.

         В этой сказке описан алгоритм поисково-ориентировочной деятельности в задании. По ходу его выполнения все дети с разными способностями к анализу придут к одной цели. Обозначение комнат разными способами позволит импульсивным и торопливым детям действовать осмысленно, целесообразно и исключит поверхностные решения, не даст действовать наугад.

         Все вышеописанные условия подчиняются самому главному принципу работы с детьми – чтобы идти вперед, начни с того уровня, на котором находится ребенок.

Логика преподавания шахмат сводится к четырем уровням работы с детьми:

  • Интуитивный

Находясь на этом уровне, учащийся опирается на чувственное восприятие или действует наугад   и обходится без предварительного анализа и расчета. Если ребенок находится на этом уровне, то нельзя начинать с ним работу в рациональном ключе.

  • Рациональный

Совершаемым действиям всегда предшествует расчет или анализ. На этом уровне ребенок способен выявлять логические связи, причину и следствие. Главным признаком доминирования рационального уровня является способность запоминать и припоминать информацию шахматного содержания.

  • Рефлексивный

Благодаря памяти, учащийся способен вернуться назад на любое количество ходов, меняя их последовательность, для достижения поставленной цели.

  • Проблемный

Характеризуется способностью осознавать и преодолевать трудности путем выявления эмоциональной составляющей (например, «я печален, растерян»), как основного ориентира для перевода энергии в рациональное русло («мне эти переживания мешают, надо успокоиться»).

Соотношение уровней обучения и  шахматного содержания

         Для интуитивного уровня характерна игра по принципу стимул-реакция, без длительного раздумья. На этом уровне обычно осваивают ходы шахматных фигур и основные правила. Быстро проскакивать этот уровень не рекомендуется. На этом уровне предстоит решить очень много важных задач, которые станут фундаментом для всех последующих.

   1.Мотивационная задача является самой важной. От качества ее решения зависит успешность всего последующего обучения.

         Для решения этой задачи выбираем тот вид мышления, который у детей очень сильно развит к началу школьного обучения. Это, конечно же, наглядно-образное мышление. Выбираем вид деятельности, который дети очень любят в этом возрасте. Это сюжетно–ролевая игра. Помня основной принцип развивающей педагогики,  стартовать с сильного уровня ребенка, мы принимаемся за дело. Мы оживляем шахматы так, чтобы ребенок чувствовал себя одним из персонажей шахматного королевства, играя сначала небольшие кусочки шахматной игры из неполного набора  шахматных фигур в  соответствии с физиологической эволюцией зрительного восприятия. Сюжетно-ролевая игра в отличие от простой соревновательной игры держит ребенка в определенной роли,  накладывающей на него ограничения, связанные с этой ролью, которые он добровольно на себя возлагает, иначе совместной игры с партнером не получится. Таким образом, на первоначальном уровне игра приобретает смысл для ребенка и его действия становятся более осознанными и продуманными, следовательно, более логическими.

  2.  Знакомство с шахматной доской.

         Многие шахматные педагоги делают большую ошибку, начиная  преподавание шахмат с изучения системы координат на шахматной доске уже на первом или втором уроке. Это противоречит эволюционному подходу, принципу  постепенности. Для того, чтобы  успешно этот навык был изучен детьми, от них требуется владение навыком видеть поля пересечения горизонталей и вертикалей. Поэтому логично осваивать нотацию после того как все  дети  уверенно выполняют двойной  удар на нейтральные объекты, но этот  навык успешно развивается практически у всех детей в условиях самостоятельной  игровой деятельности. Если мы не даем детям играть, то половина детей вынуждена будет сделать перескок  на  рациональный уровень,  пропуская  интуитивный. Это долго будет ощущаться ими как пробел или недостаточность. Мотивация у таких детей пойдет вниз уже в самом начале обучения. Получается, что педагоги  и создатели шахматных программ при таком подходе больше думают о собственном комфорте, чем о развитии детей.

         Я очень надеюсь, что в начале шахматного обучения перед каждым ребенком стоит его индивидуальная шахматная доска с комплектом фигур. А то ведь как бывает, положат перед ребенком разрешенный  официальный учебник  и считают, что этого будет достаточно для полноценного обучения. Главное при таком облегчённом подходе к обучению - комфорт для педагога, потому что ему приятнее слышать шелест страниц вместо резких звуков падающих шахматных фигур. Шахматное развитие ребенка здесь отходит на второй план. Фактически нарушается и естественная логика развития, описанная в  теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина – пропускается важнейший базовый этап наглядно-действенного мышления. Отсюда следует вывод, что детям, находящимся на интуитивном уровне обучения, не нужен на первых порах шахматный учебник. А скорее нужна методичка для учителя, описывающая технологию его работы с детьми начального интуитивного уровня. Хорошим подспорьем учителю служит шахматная компьютерная программа Virtualchess, разработанная и используемая автором данной статьи (с программой можно ознакомиться на сайте Т.А. Огневой  www.virtualchess.ru ).

Очень важно обратить внимание детей на разницу в расположении вертикалей на горизонтально лежащих досках учеников и на вертикально расположенной  демонстрационной доске учителя. Детям нужно подумать и найти ответ на этот вопрос. Оказывается, что для многих это сложный вопрос, и совсем не очевидно, что движение по лежащим вертикалям превращается в движение вперед- назад. После осознания этого факта дети лучше и быстрее начнут расставлять позиции  на своих досках, глядя на демонстрационную доску педагога. Описывая все это, я вспомнила случай из собственной жизни. Однажды известный мастер спросил меня: «Стоит ли ему идти работать в школу?» Я ответила ему, что в этой работе много педагогики, много психологии и мало шахмат.

           Одно из самых важных умений шахматного педагога - видеть готовность учащихся к переходу на новый уровень эволюционным путем. Он учитывает интуитивный опыт детей и помогает осознавать учащимся его уже на рациональном уровне. Поэтому ведущая роль в переходе на новый уровень принадлежит педагогу. Сам ребенок может и не прогрессировать в шахматном мышлении, оставаясь на комфортном для себя интуитивном уровне.  Используя опыт детей, полученный ими в играх с неполным комплектом, учитель расставляет позиции,  похожие на те, которые  недавно разыгрывали дети, и просит их сделать выигрывающий ход на своих шахматных досках. Обычно это позиции на превращение пешек в королеву. Вы будете  приятно удивлены осмысленными ответами детей.

Интуитивный уровень считается хорошо проработанным, когда у детей автоматизированы правила ходов шахматных фигур, то есть ребенок не вспоминает, как ходит та или иная фигура или пешка, а уверенно выполняет эти действия на шахматной доске.

           Мы помним, что основной характеристикой интуитивного уровня является импульсивная игра. Как  же преодолеть этот детский недостаток? Обычно взрослые поступают так – делают страшное лицо и говорят протяжным голосом: «Дууумай!..»

Я поступаю следующим образом: начинаю применять маркировку, которую выполняют дети по моей просьбе, перед тем как сделать ход. Вместо использования слова «думайте!», я говорю детям: «Смотрите внимательно». На данном этапе это более подходящие слова для детей, потому что думать в процессе шахматной игры им еще предстоит научиться. Маркировка, проводимая детьми, позволяет  процесс обучения сделать управляемым для педагога. Он наглядно видит, кто как работает. Кому-то нужно оказать помощь, потому что ребенок поторопился и неправильно провел маркировку. Дети привыкают в конце концов быть внимательными и неторопливыми. Они учатся простейшему анализу позиции. Предварительная маркировка развивает аналитические способности детей и приучает их перед тем, как сделать ход на шахматной доске, внимательно изучить позицию.

Такой метод обучения позволяет научить всех без исключения учащихся  основным приемам шахматной игры.

Только после того, как дети качественно научились проводить маркировку, можно начинать применять способы словесно-логического мышления, которое необходимо для развития планирующей функции мышления.

Визуальное мышление - основа для качественного обучения шахматам и для перехода на рациональный уровень обучения. Словесно-логическое мышление играет вспомогательную роль. Оно позволяет экономить ресурсы и эффективно организовать работу визуального мышления. Например, вместо вопроса детям, какая фигура может объявить шах королю, я спрашиваю, кто будет нападающим? Когда отглагольному прилагательному «нападающий» присваивается общее значение, нет нужды каждый раз повторять детям, что это может быть любая фигура, кроме короля. Это помогает создавать быстрые алгоритмы решения задач, основой для которых является наглядный визуальный пример.

Если ребенок имеет достаточную практику решения тактических примеров, визуальные представления пространства шахматной доски у него становятся столь сильными, что  при желании ребенок может использовать алгоритмы решения задач, не глядя на доску, и решать задачи вслепую или во внутреннем плане действия.

Использование приемов словесно–логического мышления организует шахматную информацию особым образом и является основой памяти для ребенка при условии, что он сам выявил эти логические связи. Собственная активность ребенка при обучении напрямую связана с формированием у него шахматной памяти, способствует ее ускоренному развитию.

В шахматах на начальном уровне ничего не надо запоминать, но припоминать необходимо обязательно.

Если вы показали ребенку партию Пола Морфи, сопровождая показ заданиями, которые должен самостоятельно выполнять ребенок, то ребенок эту партию запомнит. Конечно, он сначала будет сомневаться в своей способности разыграть партию по памяти за белых и за черных, но приободрив его, он обязательно успешно справится с этим заданием.  

Способность помнить шахматную информацию – это сигнал для перехода на новый рефлексивный уровень царства шахматных комбинаций.

 Рефлексивный уровень позволяет ребенку переключаться с наглядного уровня на уровень воображаемый, на котором учащийся мысленно представляет, что могло бы получиться на доске при некоторой серии ходов. На этом уровне получает дальнейшее развитие причинно–следственный аппарат. И только после освоения рефлексивного уровня открывается  возможность перехода на уровень проблемный.

Проблемный уровень характеризуется такими заданиями, которые невозможно решить только визуальными методами. Задачи проблемного уровня требуют определения сути проблемы, возникших трудностей на рациональном (а не эмоциональном)  уровне. Из-за того, что визуально-интуитивными методами  задание не решается, ребенок часто начинает паниковать и сообщает об этом педагогу («это трудно!», «это невозможно!»).

Очень важно провести с детьми беседу, в которой педагог поздравляет всех детей с переходом на качественно новый уровень. На этом уровне дети будут сталкиваться с трудностями. Обычные люди стараются избегать трудности, но если так делать, то ничего не получится, развитие остановится. Нужно действовать наоборот и поближе придвинуться к этим трудностям, внимательно изучить их, а главное, спросить себя: «В чем состоит шахматная трудность этого задания?» Осознание шахматной причины трудности позволит сформулировать вопросы, на которые у детей появятся ответы, один из которых и будет правильным. Выполнив достаточное количество таких заданий, дети обретут бесценный опыт преодоления трудностей, где мощным ориентиром будет служить их эмоциональное состояние. Они научатся не отдаваться во власть эмоциям печали и безысходности, не опускать руки, а включать деловую мотивацию, основанную на рациональных механизмах. Эти умения сделают детей более стрессоустойчивыми и повысят общую жизнестойкость детей.

Я надеюсь, что при составлении своих шахматных программ читатель будет  использовать эволюционный подход к обучению и все те принципы работы, которые были описаны в этой статье, хотя бы на интуитивном уровне. Описанные уровни и принципы являются универсальными.  Осознание их повысит компетентность любого педагога и сделает обучение детей радостным и полезным, без излишнего продавливания и авторитаризма. Методы вашего преподавания станут постепенно более щадящими и содержательными.

                 Подробное освещение некоторых вопросов, затронутых  в этой статье, можно найти на сайте www.virtualchess.ru в разделе «Статьи автора». Рекомендуется также скачать с него компьютерную программу, использующую эволюционный принцип обучения  и метод предварительной маркировки. Она находится  в разделе «О программе» в  его нижней части. По всем возникшим вопросам можно обратиться к автору по электронной почте:  virtualchess@yandex.ru .

Июль 2014 года