Взгляд на современный образовательный процесс в СОУ через призму социальной топологии

Хаткевич Герман Федорович

Взгляд на современный  образовательный процесс в СОУ через призму социальной топологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хаткевич Герман Федорович

аспирант педагогической аспирантуры

Уральского Государственного Университета им. А.М.Горького

учитель истории и обществознания МОУ гимназия №70

г. Екатеринбург

Взгляд на современный  образовательный процесс в СОУ через призму социальной топологии

В настоящее время общество претерпевает глобальные изменения. Ускорение социальных процессов качественно изменяет жизнь человека. В этих условиях описание социальных тенденций, явлений, фактов традиционными методами становиться затруднительным, а подчас и невозможными. Состояние и развитие современного образования также вызывает острую общественную дискуссию. Проблемы образования имеют социальные корни, глубоко уходящие в развитие мирового сообщества в целом. Поэтому данные проблемы не могут рассматриваться поверхностно. Здесь должна использоваться эффективная методология, а значит должен быть выход на социально-философскую проблематику. Социальная философия ищет наиболее эффективные и адекватные парадигмы и методики описания социального со-бытия. Лишь адекватное описание социального бытия может дать  возможность разобраться в сложных коллизиях социального развития и культурного  воспроизводства современного мира.

В этом плане многообещающей и перспективной представляется социально-топологическая методология,  развивавшаяся на протяжение 20 века и к настоящему времени представляющая сформировавшуюся современную философскую систему.

Применение социально-топологической  методологии позволяет рассмотреть  образовательный процесс в современном общеобразовательном учреждении как социо-культурную динамическую связную структуру, порождающую  определенный тип телесности и соответствующий ему способ коммуникации.  

Образовательный  процесс, протекающий в учебных заведениях, является важной составной частью духовной культуры, однако не может быть рассмотрен вне телесного, «ибо духовность представляет собой дыхание взаимодействующих тел мира и человека» [1]

Общеобразовательное учреждение, как и другие типы учебных заведений, состоит из тел и мест, комбинация которых формирует размеченное социальное пространство.  Все события, которые здесь происходят, носят совместный характер, так как ОУ представляет собой строго организованное пространство. Но организовано оно не по принципу иерархичности, а по принципу взаимодействия каждого с каждым.

 В рамках указанной методологии преодолевается принцип иерархичности, принцип бинарных оппозиций. В современных ОУ, где используются эффективные образовательные технологии и методики, конфигурации сообществ учителей, учеников, родителей, представителей, государства не являются антагонистами, нет подавляющего и подавляемого зависимого элемента в данной системе. Кроме того, между ними действует система сдержек и противовесов (к примеру, преподаватель имеет более высокое по отношению к ученику социальное положение, однако ученик лучше защищен законом), которая не позволяет установить диктат одной конфигурации.

В основании термина «топология» лежит понятие «топос». «Топос» как пространство совместного бытия, собирает людей воедино,  в-месте, - это «мир, в который человек не просто погружён, но в котором он находит-ся, находит себя совместно с другими; это мир, которым он видит, чувствует, дышит, думает, желает и стремится, в силу того, что это место бытия открывает и, по сути, являет собой определённый «жизненный горизонт», выводящий человека за рамки его субъективности и индивидуальности, в то же время, не растворяя его в тотальности коллективного. Это временящееся пространство, организуемое, воспроизводимое и трансформируемое в совместных практиках, со-участно. Пространство существует, временясь в процессуальности социальных отношений, и в то же время эта процессуальность пространственно овеществляется, фиксируется в качестве неких объективированных структур, организующих социальное бытие»[2]

Принципиально важно здесь то, что топос  выступает с одной стороны, как пространство совместного бытия, возникающий в результате организованной деятельности определённой коллективности, и представляет собой особый уникальный тип отношений, порядок, а с другой стороны может возникать только в определенных  конкретных границах (граница является условием самой социальности). При этом в основе топоса – человеческая  телесность.

Общество существует благодаря постоянному воспроизводству и обновлению социо-культурных процессов, которые циклично протекают в организованном пространстве. Поэтому для того, чтобы понять характер и сущность социо-культурных процессов протекающих в современных СОУ, необходимо изучить специфику среды, в которой протекают эти процессы. Этим  занимается социальная топология, это и предопределяет адекватность и эффективность описания и  изучения социальных явлений и процессов с помощью топологической методологии. Согласно доктору философских наук, профессору Уральского Государственного университета им. Горького С.А. Азаренко, «воспроизводство культуры возможно только благодаря определенным образом организованному пространству (ландшафту), который в свою очередь способствует порождению определенного типа тел и соответствующего им способа взаимодействия «коммуницирования». Отсюда потребность в таком способе описания, который включал бы в себя топологию ландшафта, топологию тела, топологию языка»[3].

 В этой связи топология дает возможность описывать и изучать различные социальные явления и процессы в их конкретной данности. В свою очередь это открывает доступ к пониманию механизмов совместного способа сосуществования агентов разных социальных общностей, групп и позволяет определиться с конкретной реализацией совместного способа сосуществования в условиях образовательной среды.

Отметим, что топологический  анализ рассматривает образовательный процесс как    один из способов совместного сосуществования, порождающий определенный тип телесности и соответствующий ему способ коммуницирования. Вхождение в культуру и культурное воспроизводство начинается с детства. Еще Фуко рассматривал образование как одно из дисциплинарных пространств определенным образом, формирующим тело в дискурсивном отношении власти-знания.[4]

С помощью социальной топологии  мы не только пытаемся осмыслить со-бытие, со-действие, взаимодействие участников образовательного процесса, но стараемся сравнить разные организации образовательного пространства, определяя наиболее удачные и эффективные для реализации образовательных целей.  ОУ – особым образом организованное пространство коммуницирования тел, поэтому методология социальной топологии  позволяет вполне адекватно описать и исследовать особенности этого пространства.


[1]         Азаренко С.А. Топология культурного воспроизводства (на материале русской культуры). Издательство Уральского университета. Екатеринбург, 2000

[2]         Бетев А. Н. Социальная топология свободы : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / А. Н. Бетев ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург : [б. и.], 2009. — 22 с. — Библиогр.: с. 22; URI: http://elar.usu.ru/handle/1234.56789/1896

[3] Азаренко С. А. Топология культурного воспроизводства:  Урал. гуманит. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000; . - с.6

[4] Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы М.: Ad Marginem, 1999. - 478 с.