Размышления об образовании и его роли в достижении успешности в жизни. Эссе

Водолажская Ирина Юрьевна

В последнее время всё чаще размышляю над вопросом: чему учить детей, как и – боюсь даже произнести – зачем?..  На подобные размышления меня натолкнула одна недавняя встреча в столичном аэропорту, куда мы приехали провожать брата.

        Проводить его приехал наш бывший сосед, выпускник нашей же школы, когда-то мальчишка-сорванец, а теперь столичный бизнесмен, владелец строительной фирмы. Я его узнала сразу, хотя видела в последний раз лет 30 назад. Ведь натуру нелегко скрыть за брендовым костюмом и тонированными стёклами Мерседеса S-класса. Пока он рассказывал о себе, они беседовали с братом, я вспоминала наше детство. Пока я зачитывалась художественной литературой, готовилась поступать в институт, он рос, как трава в поле, предоставленный сам себе. Ни о каком воспитании в семье не могло быть и речи: мать особо не напрягалась, воспитывая детей без мужа, помогало государство, соседи. В школе нашего приятеля с трудом переводили из класса в класс, другими словами, он не был обременён багажом знаний, не получил блестящего образования, и тем не менее, как это ни парадоксально, живёт прекрасно, сорит деньгами, в общем, как успешный человек, каких сейчас немало.  Ну впрямь пресловутый двоечник Вовочка из социальных сетей, на белоснежной яхте которого была организована встреча одноклассников.

           И тут же в памяти всплыл образ моей ученицы, нашей знаменитой отличницы, медалистки, с красным дипломом окончившей престижный университет и магистратуру, умницы, каких мало. После окончания учёбы ей предложили должность преподавателя в том же университете с окладом… 50 000 тенге в месяц (это 277 долларов). Она отказалась, потому что прожить на эти деньги в столице невозможно. Чем она занимается сейчас, я не знаю. Но хочется верить, что такой специалист будет востребован и добьётся успеха в жизни.

           Я живу в небольшой деревне в 33 километрах от города, который является центром столичной области (не в какой-нибудь «Тмутаракани»). Знаю многих своих земляков, которые едва ли знают таблицу умножения и кто написал «Муму», и далеко не бедствуют. Неучи «блаженствуют на свете»! Сожалею, но это факт.  Одни живут за счёт спекуляции недвижимостью, другие строят дома, которые рушатся через неделю, а волнуются и печалятся только о том, как сложатся отношения у пары идиотов из «Дома-2».  Шуты, развлекающие толпу, открывают рестораны, строят виллы на знаменитых побережьях мира… А нам настойчиво твердят, что всё начинается со школы…

           Так вот я стала тревожиться о том, не спросят ли меня выпускники прошлых лет, почему я не учила их изворачиваться, лгать, лицемерить, «крутиться», как сейчас говорят, а учила жить по совести? Может, в самом деле, я учила их не тому?!  Почему я не знаю ни одного «сеятеля разумного, доброго, вечного», который, честно трудясь на своём месте, сколотил  бы себе состояние и обеспечил бы достойное будущее своим детям? Разве учителя не хотят жить достойно, полноценно отдыхать от нелёгкого труда? Моя дочь тоже выбрала профессию педагога, она учитель истории. Вышла замуж в другой город, сейчас в декретном отпуске, воспитывает сына. Есть мои преемники и среди выпускников, сейчас одна из них учится на гранте в Омском Государственном Педагогическом Университете на филологическом факультете, талантливая девочка, пишет стихи. Я не могу с уверенностью сказать, что обе они будут работать в школе, потому что их мамы много лет работают учителями в одной и той же школе, и чего они достигли, им известно.

           К нам предъявляют всё больше и больше требований, постоянно напоминая, что всё начинается со школы. Бесконечное бумагомарание, бесплодные попытки реформирования системы образования, жёсткий контроль со стороны многочисленных органов, надзирающих за работой школы, изматывают, мешают работать. Попробовали бы реформаторы для начала прожить на зарплату учителя в малокомплектной школе, как наша.  Вот с чего нужно начинать реформирование!

           Возвращаясь к моим ученикам, скажу: нет, ни один из них не упрекнул меня в том, что я учила их быть порядочными, милосердными, стремиться быть грамотными, эрудированными. Через произведения великих Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Булгакова прививала духовность и нравственность. Ни один из них не стал подлецом, преступником, ибо помнили булгаковское: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками». А значит, мне не о чем жалеть. И живу я на свете белом не зря!

           И в заключение хочется сказать, пока не иссяк ещё оптимизм в душе: я верю, что мы, учителя, часть той «прослойки», на которой держится общество. Прослойка надёжная, проверенная временем, благодаря ей и держимся, не разваливаемся! И хочется верить, что когда-нибудь в одной из социальных сетей появится комментарий к фотографии прекрасной белоснежной яхты о том, что встреча одноклассников состоялась на яхте отличника Ванечки или ударницы Леночки…  И все поверят, и никто не будет иронизировать!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Размышления об образовании и его роли в достижении успешности в жизни

Эссе

        В последнее время всё чаще размышляю над вопросом: чему учить детей, как и – боюсь даже произнести – зачем?..  На подобные размышления меня натолкнула одна недавняя встреча в столичном аэропорту, куда мы приехали провожать брата.

        Проводить его приехал наш бывший сосед, выпускник нашей же школы, когда-то мальчишка-сорванец, а теперь столичный бизнесмен, владелец строительной фирмы. Я его узнала сразу, хотя видела в последний раз лет 30 назад. Ведь натуру нелегко скрыть за брендовым костюмом и тонированными стёклами Мерседеса S-класса. Пока он рассказывал о себе, они беседовали с братом, я вспоминала наше детство. Пока я зачитывалась художественной литературой, готовилась поступать в институт, он рос, как трава в поле, предоставленный сам себе. Ни о каком воспитании в семье не могло быть и речи: мать особо не напрягалась, воспитывая детей без мужа, помогало государство, соседи. В школе нашего приятеля с трудом переводили из класса в класс, другими словами, он не был обременён багажом знаний, не получил блестящего образования, и тем не менее, как это ни парадоксально, живёт прекрасно, сорит деньгами, в общем, как успешный человек, каких сейчас немало.  Ну впрямь пресловутый двоечник Вовочка из социальных сетей, на белоснежной яхте которого была организована встреча одноклассников.

           И тут же в памяти всплыл образ моей ученицы, нашей знаменитой отличницы, медалистки, с красным дипломом окончившей престижный университет и магистратуру, умницы, каких мало. После окончания учёбы ей предложили должность преподавателя в том же университете с окладом… 50 000 тенге в месяц (это 277 долларов). Она отказалась, потому что прожить на эти деньги в столице невозможно. Чем она занимается сейчас, я не знаю. Но хочется верить, что такой специалист будет востребован и добьётся успеха в жизни.

           Я живу в небольшой деревне в 33 километрах от города, который является центром столичной области (не в какой-нибудь «Тмутаракани»). Знаю многих своих земляков, которые едва ли знают таблицу умножения и кто написал «Муму», и далеко не бедствуют. Неучи «блаженствуют на свете»! Сожалею, но это факт.  Одни живут за счёт спекуляции недвижимостью, другие строят дома, которые рушатся через неделю, а волнуются и печалятся только о том, как сложатся отношения у пары идиотов из «Дома-2».  Шуты, развлекающие толпу, открывают рестораны, строят виллы на знаменитых побережьях мира… А нам настойчиво твердят, что всё начинается со школы…

           Так вот я стала тревожиться о том, не спросят ли меня выпускники прошлых лет, почему я не учила их изворачиваться, лгать, лицемерить, «крутиться», как сейчас говорят, а учила жить по совести? Может, в самом деле, я учила их не тому?!  Почему я не знаю ни одного «сеятеля разумного, доброго, вечного», который, честно трудясь на своём месте, сколотил  бы себе состояние и обеспечил бы достойное будущее своим детям? Разве учителя не хотят жить достойно, полноценно отдыхать от нелёгкого труда? Моя дочь тоже выбрала профессию педагога, она учитель истории. Вышла замуж в другой город, сейчас в декретном отпуске, воспитывает сына. Есть мои преемники и среди выпускников, сейчас одна из них учится на гранте в Омском Государственном Педагогическом Университете на филологическом факультете, талантливая девочка, пишет стихи. Я не могу с уверенностью сказать, что обе они будут работать в школе, потому что их мамы много лет работают учителями в одной и той же школе, и чего они достигли, им известно.

           К нам предъявляют всё больше и больше требований, постоянно напоминая, что всё начинается со школы. Бесконечное бумагомарание, бесплодные попытки реформирования системы образования, жёсткий контроль со стороны многочисленных органов, надзирающих за работой школы, изматывают, мешают работать. Попробовали бы реформаторы для начала прожить на зарплату учителя в малокомплектной школе, как наша.  Вот с чего нужно начинать реформирование!

           Возвращаясь к моим ученикам, скажу: нет, ни один из них не упрекнул меня в том, что я учила их быть порядочными, милосердными, стремиться быть грамотными, эрудированными. Через произведения великих Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Булгакова прививала духовность и нравственность. Ни один из них не стал подлецом, преступником, ибо помнили булгаковское: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками». А значит, мне не о чем жалеть. И живу я на свете белом не зря!

           И в заключение хочется сказать, пока не иссяк ещё оптимизм в душе: я верю, что мы, учителя, часть той «прослойки», на которой держится общество. Прослойка надёжная, проверенная временем, благодаря ей и держимся, не разваливаемся! И хочется верить, что когда-нибудь в одной из социальных сетей появится комментарий к фотографии прекрасной белоснежной яхты о том, что встреча одноклассников состоялась на яхте отличника Ванечки или ударницы Леночки…  И все поверят, и никто не будет иронизировать!

Учитель русского языка и литературы высшей категории

Водолажская Ирина Юрьевна


 

Комментарии

Цымбулов Валерий Ильич

Спасибо за высказанные чувства и мысли которые , можно с уверенностью сказать, у всех учителей России. На мой взгляд. всё дело в том, что правительство пытается экономить на самой нищей категории самых нужных народу работников:учителей , врачей , культ работников, а поскольку всё идёт свыше, наши министры-неудачники, боясь слететь со своих дорогих мест просто " берут под козырёк" и начинают буквально давить забитых людей своими требованиями, которые иначе как издевательством назвать нельзя! Возьмите, к примеру пресловутую аттестацию, котрая направлена не на повышение уровня работы педагогов, а на скрытое желание унизить их и лишить даже тех финансовых крох, под названием "стимулирующие надбавки", которые придуманы вы
шестоящим руководством и которые зависят от того больна или здорова сегодня голова директора школы