«Идеальные» родители

Морозова Екатерина Юрьевна

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто мы слышим это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое – хорошие родители.

    Многие думают, что хорошими родителями можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические знания необходимы. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку должно и что ему можно?

    А можно назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы?

    По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей.

    При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого оптимума, идеала, нормы. В воспитательской деятельности такой нормы не существует. Действительно, можно ли думать, что за долгие годы воспитания ребенка родители никогда не сделали ни одной ошибки. Конечно же, нет. Ведь быть родителями мы учимся так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

    В родительском труде возможны ошибки, сомнения, временные неудачи и победы, которые сменяются поражениями. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Хорошо известно, что в одной и той же семье родители воспитывают детей по-разному, хотя бы уже потому, что к моменту рождения второго ребенка они во многом изменились сами.

    Представим себе, что родители во всем совершенны. В этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску. Только так может осуществиться связь времен, только так происходит прогресс человечества.

    Итак, вывод ясен. «Идеальные» родители ребенку, по-видимому, и не нужны. Но можно очертить направления поисков, которые помогут совершенствоваться в родительской роли. Можно сформулировать основные правила, которыми необходимо обязательно следовать, воспитывая как одного, так и многих детей. Эти правила могут быть названы условиями родительской гармонии. На первый взгляд они просты и хорошо известны каждому из нас. Это любовь и независимость. Однако глубокое понимание, а главное – постоянная реализация этих условий совсем не просты.