Взаимосвязь семьи и УДОД в воспитании всесторонней личности

    Дополнительное образование детей сегодня — необходимое звено в воспитании гармоничной личности, ее образовании и ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

    В решении проблем становления и развития дополнительного образования детей особая роль принадлежит сотрудничеству с семьей и родителями воспитанников.

    В системе дополнительного образования детей в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и УДОД. При этом процесс такого партнерства, сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, спецификой деятельности педагогического коллектива.

    Как показывает практика, опыт учреждений дополнительного образования детей в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет особое значение, так как его особенностью является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, о создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

    Взаимодействие семьи и МБОУ «Дом детского творчества» Знаменского муниципального района Омской области осуществляется через разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Формы  взаимодействия  могут быть очень разнообразными, многими из них наши педагоги пользуются давно, а некоторые формы являются инновационными и учитывают современные требования к процессу обучения и воспитания.

Благодарственное письмо родителям

Широко используется во всех объединениях Дома творчества с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу.

Выставка

Форма представления  творческих работ воспитанников ДДТ, проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи. 

Буклет

Информационное издание, где в лаконичной форме представлены основные направления деятельности и достижения творческих объединений. Содержание буклета определяется задачами его издания: помощь родителям и детям в выборе коллектива, представление итогов творческой деятельности коллектива или отдельных воспитанников, информация о конкретных мероприятиях и т.п.

Консультация для родителей

Проводят педагоги и администрация ДДТ по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. Инициатором встречи может быть как одна, так и другая стороны. Родительское собрание

Родительские собрания дают возможность, сообща решать внутренние вопросы. Цели родительских собраний могут быть  общие и частные.

Общие

Согласование, координация, интеграция усилий ОУ и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно-чистой, физически здоровой личности ребенка. Повышение педагогической культуры родителей.

Повышение активности в жизни объединения и ДДТ.

Частные

Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу.

Сплочение родительского коллектива.

Вовлечение родителей  в подготовку конкретных мероприятий.

Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.

Подведение итогов совместной деятельности педагогов, обучающихся и родителей.

Информационный стенд

Форма наглядного отражения деятельности ДДТ. При вариативности содержания информационные стенды решают общую задачу наглядного представления информации, и их оформление подчинено единым принципам, среди которых ведущими  являются оперативность и красочность.

Открытое учебное занятие  

Основной целью данной формы работы является укрепление  взаимопонимания в триаде «педагог-ребенок-родитель». Открытое учебное занятие позволяет продемонстрировать  родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включенности в занятие, методы работы  педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса.

Совместный досуг

Большое внимание ДДТ уделяет организации досуговых мероприятий для детей и родителей: праздничные программы, конкурсные, игровые, профилактические и т.д. Практики дополнительного образования детей убедились в том, что систематическая работа в этом направлении способствует созданию благоприятных психологических условий для совместной деятельности детей и родителей, гармонизирует отношения между ними, реально укрепляет систему взаимодействия в триаде «педагог дополнительного образования — семья — ребенок».

Анкетирование

Проводится с целью оценки качества образования в УДОД, с целью выявления положительного опыта педагогов, с целью изучения удовлетворенности работой ДДТ, с целью учета запросов семей обучающихся.

Творческий отчет

Традиционная форма работы всех коллективов Дома детского творчества. Проводится ежегодно с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективами ДДТ. Форма творческого отчёта для каждого объединения индивидуальна и зависит от направления. Уже стало традицией проводить творческий отчёт ДДТ в конце апреля на базе РДК. Воспитанники, которые занимаются по программам декоративно-прикладной направленности – оформляют выставку в фойе, где представлены лучшие работы. В концертной программе принимают участие воспитанники студий: вокально-хоровой, хореографической, театральной и студии раннего развития.

    Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой — наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падению жизненного уровня большинства семей, росту числа разводов, увеличению числа неполных и имеющих одного ребенка семей на фоне морально-нравственного упадка нации. Следовательно, семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему полноценного развития личности ребенка.