Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку!

Никитенко Ольга Дмитриевна

Идеальное сочетание педагогических технологий - это сохранение лучших традиций и использование инноваций в образовании школьников. Именно инновации в современном биологическом образовании способствуют повышению мотивации учащихся к изучению предмета.

Основная цель моей педагогической деятельности - освоение и применение инновационных технологий обучения биологии на информационно-коммуникативной, исследовательской и развивающей основе.

Особенно актуально использование информационных технологий при обучении биологии на профильном уровне.

В основе профильного биологического образования  лежит принципиально новый курс биологии,  построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и  развивающего характера обучения,  преемственности,  широкой  дифференциации при минимально необходимых образовательных  стандартах. 

     Перед тем, как начинать преподавать биологию на профильном уровне, я определила для себя основные задачи , исходя из целевых и функциональных аспектов профильного обучения:

- Чему обучать? –  содержание профильного обучения.  Разработала рабочую   программу и определилась с методическим сопровождением к учебному процессу.

- Для чего обучать? –   цели профильного обучения. Поставила  перед собой цель профильного обучения, которая  связана с мотивационно - ценностными ориентациями учащихся  (биология необходима для поступления в учебные заведения различного ранга).

- Как обучать? –   методы и средства обучения. Отбираю дидактические принципы, методы и формы обучения, способствующие повышению эффективности моей педагогической деятельности.                                    

Считаю, что таковыми являются информационно – коммуникативные технологии. В основе моей деятельности лежат три основных типа уроков  по способу использования информационных технологий:  уроки  с использованием интерактивной доски; уроки-презентации;  уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме  в  классе с выходом в Интернет (в кабинете настроена система Wi-Fi). 

Использую современные информационные технологии  обучения для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации биологического содержания.

Разрабатываю информационно-компьютерные материалы и внедряю их в учебный процесс: интерактивные уроки, презентации, фотоматериалы, интерактивные тесты, Online тестирование, лабораторные работы, документ камеру и др.

Уроки с использованием интерактивной доски SMART Notebook 2014 насыщенны информацией, что необходимо при обучении биологии на профильном уровне, повышают мотивацию учащихся, проходят на одном дыхании, помогают мне максимально использовать средства обучения, доступные в классе и в современном мире Интернет. В начале урока обычно использую  научную статью, стихотворение, мифологический рассказ или загадку из чего  учащиеся должны сформулировать тему урока. Затем идет целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей, которых должны достигнуть учащиеся  на данном уроке. Процесс достижения целей может быть разным (например, просмотрев InternetUrok.ru, анимацию school-collection.edu.ru заполнить таблицу, составить характеристику, схему, план и т.д.), но,  в конечном итоге, учащиеся приходят к их достижению. Результаты освоения темы урока отслеживаются сразу же на этом уроке через тестирование  в режиме Online на следующих порталах:  http://onlinetestpad.com/ru-ru/OnlineTests/Default.aspx; http://www.ege.edu.ru/; http://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/testing/; http://4ege.ru/; biouroki.ru и др.  Для отработки  ЗУН, использую интерактивные средства и мультимедиа самой доски SMART Notebook 2014: анаграммы, сортировку, опорные точки, тестирование и др.

Подготовка уроков с использованием интерактивной доски требует  затрат времени, особенно при создании кроссвордов, тестов, сортировок (нужно подобрать соответствующие фото и рисунки), но, если это делается в системе и отработано учителем до мелочей, постоянно происходит накопление  созданного материала, который можно использовать в последующей работе. По возможности, я делюсь созданными материалами с другими учителями  биологию на заседаниях районного методического объединения учителей биологии и химии.

Пятый  год веду  мастер – классы по подготовке учащихся 9-11 классов  к итоговой аттестации по биологии в рамках районной  Каникулярной школы.   Отрабатываю   задания разного  уровня  сложности      на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений  для единого государственного экзамена и основного государственного экзамена   по биологии.  Основой занятий  является мультимедийная презентация с  заданиями (задания копирую из Открытого банка заданий на ФИПИ) для учащихся и справочный материал, используя который, учащиеся должны найти ответ на задания разной степени сложности. Каникулярная школа пользуется популярностью среди учащихся 9 -11 классов и учителей  биологии Татарского района. В этом учебном году провела занятия  по подготовке к ЕГЭ по биологии для учащихся 11 класса с использованием интерактивной доски.  В конце занятия учащиеся прошли в режиме Online тестирование по группам на ноутбуках, что позволило им отследить уровень своих знаний по биологии и сравнить их со знаниями других учащихся.

Исследовательская  деятельность моих учащихся начинается в 5-9 классах и продолжается на  научном уровне  в профильных классах. Исследования проводятся в лабораториях ОмГАУ. Оборудование лабораторий кафедры агрохимии позволяют провести более полные исследования. Учащиеся 10 класса провели исследование  почвы пришкольного участка и своих участков под руководством Пыхтелевой Евгении Григорьевны старшего преподавателя кафедры агрохимии  -  рассчитали  степень засоления почвы,  содержание токсических и нетоксических солей, определили состав азота, фосфора и калия в почвенных образцах. Данная исследовательская работа учащихся  по теме «Оценка экологического и агрохимического состояния  ландшафта пришкольного участка» заняла второе место в районном  этапе Областного тура  Всероссийского конкурса юных исследователей  окружающей среды – 2013. 

Ежегодно мои ученики выбирают биологию в качестве итоговой аттестации. Подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по биологии провожу, используя online тестирование (testirovanie.org, alleng.ru, www1.ege.ru, educent.ru, podgotovka k ege po biologii,   http://bio-faq.ru/map3.html#ege , http://mirege.ruhttp://ege.yandex.ru/biology-gia/, ege.yandex.ru и др.).  Учащимся,  после прохождения online теста, сразу  выдается результат – это активизирует процесс тестирования, повышает мотивацию на успех. 

Внеурочная работа по биологии  является  наиболее  подвижной формой обучения и воспитания учащихся.    Мои  учащиеся 10- 11 классов  разработали проект «Измени мир вокруг себя» и заняли 2 место в районе.  Данный проект полностью осуществлен  при озеленении территории  школы. В рамках работы над проектом у школьников изменяется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.

     Предпрофильная подготовка учащихся осуществляется  на элективных курсах  «Основы исследовательской деятельности», «Я и мое здоровье», «Мир растений» и обеспечивает переход на профильное обучение в 10-11 классах  в рамках агротехнологического профиля школы.  Реализуя  агротехнологический  профиль с 2009 года,   тесно сотрудничаем с Омским государственным аграрным университетом  имени  П.А. Столыпина:  посещаем   университет с целью профориентации учащихся, организуем лекторий, практические занятия преподавателей университета при подготовке к ЕГЭ по биологии на каникулах.

Труд учителя только тогда будет приносить результаты, когда учитель не будет останавливаться на   достигнутом, а   постоянно    идти вперед,   искать  новые технологии в обучении, чтобы сделать образовательный процесс эффективным и   интересным.