Моя лекция на тему "Миссия учителя "особого" класса"

Абанина Анна Александровна

«Миссия учителя особого класса»

 

В светлый утренний час

В свой приветливый класс

Он приходит в положенный срок,

Там встречает ребят

Добрый ласковый взгляд

Начинает учитель урок…

 

Слово «учитель» известно людям всех возрастов, от школьника-шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас.

На житейском уровне учителем называют не только профессионального педагога, а любого человека, который научил другого чему-то: рукоделию, столярному ремеслу, управлению машиной, владению музыкальным инструментом… — продолжать можно бесконечно. И люди уважительно, с почтением, называют такого человека своим учителем. Но мы сегодня будем говорить с вами  о профессиональных педагогах: учителе и преподавателе, воспитателе, наставнике, словом, о тех, кто избрал учебно-воспитательную деятельность делом всей своей жизни. И поговорим мы не о простых педагогах , а об учителях коррекционной школы.

Какова же миссия такого учителя?

В словаре Ушакова миссия рассматривается как  «жизненная, историческая роль какого-нибудь деятеля или  общественной группы ». Вот давайте и рассмотрим профессию учителя коррекционной школы с точки зрения ее жизненной роли. А сделать это я хотела бы на своем собственном примере.

Каждый человек на определённом этапе своей жизни оказывается перед сложным, судьбоносным выбором: «Кем быть?» Этот вопрос, как и любой ребёнок, я задавала себе в детстве. Конечно, тогда всё было не серьёзно… Помню, что как тетя, я непременно хотела быть врачом. И точно так же, не больше и не меньше,  увлекалась играми в школу, где обязательно была учителем, точно, как моя мама – замечательный педагог, проработавший более 30 лет с детьми с ОВЗ.  И ещё тогда, маленькой девочкой,  задумывалась, как же это возможно – совместить воедино эти две тогда одинаково интересные для меня профессии.

Вот и компромисс. Учитель-олигофренопедагог – уникальная в моём случае профессия. Здесь ты – и учитель, и, в какой-то степени, врач, правда врач, который лечит не лекарствами, а добрым словом.

 Моя детская мечта осуществилась после окончания факультета коррекционной педагогики Российского Государственного педагогического Университета им.А.И Герцена. Теперь я – учитель - олигофренопедагог. Теперь я – учитель и классный руководитель детей класса «Особый ребёнок», детей, которых раньше не обучали в школе, детей со сложными нарушениями в интеллектуальном и психофизическом развитии, детей, которым очень нужна помощь. И свою главную роль, миссию, как и миссию учителя коррекционной школы вообще,  я вижу в оказании этой самой помощи. Разнообразной. Своевременной. Профессиональной!

«Какую именно помощь может оказать учитель «особым» детям?» - спросите меня вы.   А я вам отвечу: им нужно помочь понять такой сложный  для них окружающий мир, помочь им успешно войти в социальную среду, приобщить их к культуре и общечеловеческим ценностям. Не зря основной целью любой коррекционной школы является социальная адаптация учащихся, на которую работает каждый отдельный педагог. Вот и я прихожу в школу каждый раз с твёрдым убеждением в том, что я должна, обязана, хочу и могу им помочь. Научить тому, пусть даже малому, элементарному, но им доступному и такому нужному.

Я – «особый» учитель. Я работаю в классе «Особый ребенок». Я ставлю перед  собой «особые» цели и задачи. У меня «особые» ученики. И помимо «особых» учеников я работаю с «особыми» родителями, которым так же,  как и их детям, нужна помощь.

«Особые» дети могут родиться в абсолютно любой семье. Это не зависит от образа жизни родителей, здоровья, достатка, образования, цвета кожи, национальности. И родителям, и ребенку выпала такая судьба, а задача близких, по мере сил, помогать ему пройти свой жизненный путь. Но это не так просто, потому что существует проблема  восприятия «Особых» детей окружающим миром. Не секрет, что в нашем обществе ценность  умственного развития  каждого человека очень высока и его жизненный путь зачастую отмеряют этапами умственного развития – детский сад, школа, институт… В ситуации высокой значимости интеллектуальных способностей, конечно же, «особый» ребенок видится явно неуспешным, неполноценным. Тем хуже чувствуют себя родители такого ребенка: оценивая его жизненные перспективы, они с горечью убеждаются, что едва ли их ребенок сможет в будущем обрести свое место в структуре нашего общества. И здесь вновь приходит на помощь учитель! Его задача в данном случае – это информационно-просветительская и методическая поддержка родителей. Педагог помогает родителям освоить те конкретные приемы и технологии, с помощью которых ребенок овладеет необходимыми для жизни навыками. Тогда и взаимоотношения между ребенком и родителями становятся на новую ступень: ребенок становится более самостоятельным в жизни и более успешным и полноценным в глазах членов семьи. Таким образом, «помогательный» треугольник, начинающийся с педагога, замыкается.

            Меня часто спрашивают, не скучно ли мне работать в коррекционной школе с такими сложными детьми. Этот вопрос удивляет. Ведь учитель сам постоянно учится, совершенствуя своё мастерство, находясь в поиске новых методов, приёмов, форм работы, преодолевая трудности, вызванные особенностями контингента учащихся. Путь учителя – это вечное развитие, движение вперёд. Может ли это быть скучно?

Я в профессии 10 лет, и за это время почувствовала, насколько трудна доля учителя, а особенно – учителя коррекционной школы. Стараешься, стараешься, объясняешь,…а ответ слышишь не всегда, не всегда в этой школе видишь результат своей работы от этих сложных детей. Да, профессия не из лёгких. Но лёгких профессий ведь не бывает. Что-то получается, как задумывала, что-то – нет. Иногда хочется незаметно идти домой, чтобы никто не видел мои огорчения, мою усталость…А иногда хочется после уроков летать от радости, от понимания того, что, благодаря моим стараниям,  хоть маленькими шажками, но мои ученики познают этот сложный для них мир.

   «Особым» детям – особое внимание, забота, любовь и помощь…Такое педагогическое кредо я выбираю для себя приемлемым. Так проходят мои «школьные годы» учителя-олигофренопедагога в этой замечательной, многогранной, интересной и необычайно важной «помогательной» профессии!