Во что играют современные дети?

Поломодова Галина Евгеньевна

…Есть люди, которые никогда не смогут попасть в Фантазию…есть люди, которые туда попадут и остануться там навсегда. А есть еще немногие, которые могут попадать в Фантазию и возвращаться обратно…Именно они делают эти оба мира здоровыми. (М. Энде «Бесконечная история)

«Во что играют современные дети?» -приходилось ли Вам читать такой заголовок в журналах, интернете видеть его по телевизору в передаче про воспитание детей…Наверняка…Когда я вижу его мне хочется спросить: «А играют ли они вообще? И то чем занимаются наши дети можно ли вообще назвать игрой?» То есть, является ли их игра, ТОЙ САМОЙ полноценной необходимой для развития здоровой личности, которую принято называть ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ в дошкольном возрасте?

Предвижу удивление в глазах многих родителей и педагогов. Они наверняка скажут: «А как же! Всем уже давно это известно, поэтому и занятия у нас только в игровой форме и методик самых разных масса, чтобы эту самую игру включить в обучение, не травмируя детскую психику, не перегружая детей. О чем Вы собственно, товарищ психолог?» А вот о чем я. Да, конечно, те игры в которые играют ребята на занятиях безусловно полезны и нужны. А я говорю о тех играх, в которые играют дети вне занятий. Тут взрослые вздохнут и их мнения разделятся.

Родители в большинстве своем скажут : «Ну во что, во что играют…в куклы, в машинки, в компьютерные игры» Педагоги с сожалением вздохнут: «Да, Вы правы, современные дети не умеют играть так как нужно…так как бы этого мы хотели…как играли мы в детстве» .Особенно расстроится старшее поколение:» Помнишь, Маш, как мы всем двором несколько дней подряд играли то в «Казаков-разбойников», то в «Тычки», то в «Резиночку». ..А помнишь наши домашние игры в дочки-матери, когда нас родители разогнать не могли…А на даче-то играли целыми днями и откуда только сюжеты разные брались…кем мы только не были и в Космос летали и в дальние страны на корабле плавали и волшебную страну изобретали… Эх нашим внукам бы так…а им чего-то не интересно. Сколько раз пыталась их подбить…а они все в компьютер, какие там «Дальние страны».Наверно годы уж у меня не те, или сил на это нет.» Сколько радостных воспоминаний - заметили? А ведь прошло столько лет.

Вот послушаешь так наших бабушек и подумаешь, а куда все делось – то? Неужто все из-за пресловутой информатизации окружающего нас мира. Из за того, что появились другие возможности реализовать себя уже не в реальном пространстве, а виртуальном….и к чему это нас приведет? Где будем жить по настоящему и как? А уже и привело ведь. Современные взрослые говорят, что дети не умеют общаться друг с другом, не умеют решать конфликты, не видят границ между взрослым и сверстником. Мало того, не хотят учиться, прилагать усилия им не под силу - подавай развлекающее обучение, где напрягаться особенно и не нужно, а если какие-то трудности все – «У меня не получится» или «Я устал». А дисциплина? Уже разрешили игрушки в школу приносить, чтобы в мобильники не играли на уроках. Играйте на переменах, а на уроках учиться! Так нет, сделают самолетики из линеек и ручек и все – урок на смарку…

И это все, не смотря на передовые технологии в образовании : проблемное обучение, применение всяческих компьютерных новинок и систем и т.д.. Сейчас так много говорят об инновациях в нашем Образовании! Возлагают на них столько надежд! Говорят и о том, что дети современные ослаблены. Страдает иммунитет, появились такие заболевания о которых лет 20 назад мы и не слышали. И образовательные учреждения обязаны быть готовы к разным сложностям в обучении и воспитании детей, обязаны помочь семье и только общими усилиями мы добьемся позитивного результата – вырастим достойную, свободную и здоровую личность на благо нашего общества! И, казалось бы, все стараются. Родители закаляют, водят на кружки, секции, подготовку к школе. Педагоги пишут программы, разрабатывают занятия, обмениваются опытом….. Все это очень хорошо. Я и не спорю. Но где место и время для ребенка такое, чтобы он мог просто поиграть? Поиграть в то, что ему не просто необходимо, а в то, что ему жизненно важно, чтобы вырасти здоровым психически, в то чтобы ему вообще ВЫРАСТИ! Вырасти из своих трудностей развития, вырасти, чтобы не бояться окружающего его мира, чтобы захотеть стать кем-то, чтобы знать, что ему самому нужно в этом мире и какую пользу он этому миру хочет принести. Ведь для этого нужно не просто вырасти, а вырасти внутренне - чтобы Личность сформировалась, с большой буквы, как скажут психологи и педагоги.

«ДА, но у каждого ведь свое! Свои проблемы, свои трудности, свои обстоятельства жизни, своя среда вокруг. Как же этого добиться-то… нам же некогда. Мир не стоит на месте, надо заложить, как можно больше в детстве -потом будет поздно! Все сейчас формируется!» - скажут вероятно многие взрослые. На что я ответила бы:» Да, да Вы совершенно правы - именно сейчас все и формируется –особенно в дошкольном возрасте. И психологические проблемы на всю оставшуюся жизнь тоже формируются и закладываются именно сейчас и, мало того, уже многие заложились и сформировались». Думаете пугаю? Нисколько. Так всегда было и будет. И каждый сам потом выбирается в течение жизни. Это не секрет уже ни для кого. Только способы у всех разные. Думающие взрослые знают об этом и не списывают все на недостатки воспитания, не ищут виноватых, и не верят в исцеляющую силу наказания, а пытаются что-то сделать на пользу процессу развития КАЖДОЙ ЛИЧНОСТИ, каждого ребенка в предлагаемых нашей действительностью, порой очень трудных обстоятельствах.

О чем и о ком я? Это я о детской психодраме – уникальном методе поддержки личностного развития, о группе детей, которым посчастливилось попасть на такие занятия, о родителях которые отчаялись, но вновь обрели уверенность в своих силах, о своем очаровании этим процессом роста. Чем меня очаровала детская психодрама? Об этом могу говорить долго. А если кратко, вот чем. Здесь дети и взрослые – ведущие (их двое на 6-рых детей) играют вместе и в этой волшебной символической игре проигрывают и проживают внутренние и внешние конфликты, осваивают новые способы поведения, учатся устанавливать и уважать границы, преодолевают эгоцентризм и учатся сотрудничать, быть творцами своей жизни, перерабатывать пре - обретенный опыт себе на пользу, а не во вред. Что важно! Для этого ведущие и нужны. Но руководят они процессом не только, выходя за кадр происходящего, но и через роль, которую им задали дети. А это гораздо эффективнее, чем нотации и внушения.

В символической игре, ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ДЕТСКОЙ ПСИХОДРАМЫ, безопасно и быстро личность растет и развивается, пробуждается к творчеству и самопознанию, находит и использует свой, только свой индивидуальный ресурс для изменения! А это значит идет по своему проторенному пути развития и совершенствования! И поэтому я считаю, что детская психодрама – это самый естественный и безопасный метод развития всего, что только возможно в дошкольном возрасте. Вот вам и индивидуальный подход и личностно-ориентированное обучение, и здоровьесберегающая технология! И я бы даже сказала здоровьеформирующая! Потому как понятие психологическое здоровье ,я бы поставила на первое место среди решения задач современного обучения и воспитания.

Результаты? К сожалению быстрых результатов массово здесь быть не может. Речь идет о людях. А они живые. Это вам не машины и не компьютеры, где сменил жесткий диск и порядок – новая программа! С людьми все дольше и сложнее, хотя чем раньше начать действовать, тем легче процесс и быстрее могут быть изменения. Но тут многое зависит и от семьи. На сколько эти изменения ей семейной системе нужны, ведь вешать ярлык и списывать на ребенка проблемы своих взаимоотношений и обстоятельств привычнее и часто это даже несознательно выходит. Поэтому ходить на группу надо как минимум год. Занятия раз в неделю. И не пропускать. Так как это может сказаться именно на скорости изменений и не только на этом. Но зато многие родители, посещающие такие группы становятся и сами счастливее и я бы сказала живее. Как сказала одна мама, впустившая психодраму в жизнь своего ребенка и в свою:»А в нашей жизни так мало радости для всех! Нужно обязательно сюда ходить.» А я добавлю, что если уж вводить дополнительные предметы в школе, то вполне вместо третьего урока физкультуры нужно было ввести психодраму. И для детей и для взрослых. Было бы гораздо больше пользы для всех. Ну… это уже мечты. Шучу, конечно. Не каждый возмется за такую работу и квалификация тут нужна не шуточная и детскую спонтанную игру надо искренне любить – требований к специалисту много!

А вот на западе детская психодрама процветает и в школе и в детском саду. Это один из самых распространенных методов, правда в работе тамошних семейных психотерапевтов и детских психологов. Если уж говорит серьезно, то групповая психотерапия-то выросла из того, что ее основатель Я. Морено играл и играл с детьми в Венском парке…перед началом первой мировой войны. Вот так вот! Какие силы содержит в себе всего лишь детская игра! Существуют уже разные школы и разные направления. И здорово, что и у нас появилось свое! Так что хочу сказать всем, если ваш ребенок имеет трудности в развитии : агрессия, застенчивость, неумение строить отношения, манипулятивное поведение, нежелание учиться, а также гиперактивность, несобранность, рассеянность и другие или на него жалуются учителя или воспитатели, а Вы не знаете что делать, как воспитывать , как с ним разговаривать, если ребенок «отбился от рук», смело обращайтесь к детским психодраматистам! В методе есть не только групповая, но и индивидуальная форма работы и специалист подскажет, что для вас с ребенком лучше. Есть группы для дошкольников (с 5 лет), младших школьников и подростков. А если кого-то заинтересовала моя статья приходите - поговорим. Потому как я бы очень хотела, чтобы и в нашем детском саду, как сейчас модно говорить в шаговой доступности …наконец, была бы такая игровая группа, а может и не одна!