Педагогические конкурсы как фактор профессионального развития — «за» и «против».

Тимофеева Светлана Ринатовна

Педагогические  конкурсы  как  фактор профессионального  развития — «за» и «против».­­­­­­­­­­­­­­

 Наш  быстро  меняющийся  окружающий  мир  требует  постоянного повышения  квалификации от многих специалистов, в том числе  от  педагогов. Это  процесс  трудоёмкий, но  интересный  и  важный. Тем  более  что  подлинное знание – это знание индивидуальное, полученное в  результате  собственной  деятельности.  Профессиональным  опытом  становится  лишь  то, что  осмыслено и  проработано лично самим педагогом; когда  человек анализирует  свою  деятельность  и  делает  правильные  выводы. Считается, что в  осмыслении  новых идей, в  сохранении  педагогических  традиций, в  стимулировании  активного  новаторского  поиска  значительную  роль  играет  участие  в  профессиональных  конкурсах. Определяя  значимость  конкурсного  движения для профессионального развития  педагогов,  попробуем ответить на  два  вопроса.  

1 вопрос: для  чего  необходимо  участвовать в профессиональных конкурсах?

2 вопрос:  какие  возникают  проблемы у педагога, участвующего в конкурсах  профессионального  мастерства?

 3 вопрос:  насколько необходимо это участие?

 Педагог участвует в конкурсах:

· для обмена и обобщения собственного опыта с целью поиска наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;

· для  актуализации  и  презентации  собственных  педагогических

находок  и  достижений;

· для  развития  дружеских  взаимосвязей  единомышленников.

 В  рамках  участия  в  конкурсах  предоставляется  возможность публичного  предъявления  опыта, демонстрации  определенных  итогов работы, а  также  конструктивного  самоанализа.  Основной  целью  участия  в  конкурсах  выступает  стимулирование  педагога  к  принятию  творческо-деятельной   позиции.  Трансляция  опыта  работы  педагогов  на  конкурсах является тем механизмом, который  позволяет  повышать  квалификацию без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей  развитие  педагогических умений  и  навыков.

Участие   в  дистанционных  конкурсах  даёт   многое  для  повышения профессионального уровня в наш век, век разрастающейся компьюте-ризации.  Во-первых,  педагог  учится  грамотно использовать  учебные  ресурсы  сети  Интернет,   во-вторых, те, кто прошёл  школу  дистанционного  конкурса, мыслят  и  действуют  по-другому. Они  осознают, что сфера их деятельности – открытое  образовательное  пространство, люди  и  ресурсы,  находящиеся  в  разных  городах. А это ощущение  единства  педагогов  всей  страны  и  ближнего зарубежья.

Самое  же  главное,  увеличивается  самоуважение  участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал"... Повышается  внутренняя  самооценка, меняется  внутренний  мир  педагога.  Да  и  сама подготовка  к  конкурсу  педагогического  мастерства  является творческим  процессом.  В это  время  педагог  анализирует  свою  деятельность (что  удалось, чем можно  поделиться,  какие  возникают  трудности),  систематизирует  свой  педагогический  опыт,  работает  с  документами,  тем  самым  совершенствует  своё  профессиональное  мастерство.

 Конкурсы  педагогического мастерства помогают: 

· выявить  уровень  профессионализма  каждого  участника, способствуют 

профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему

творческому развитию;

· способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов,

способных заниматься методической работой;

· повышают  престиж  профессии. 

 Не стоит забывать и о том, что участие в конкурах – это не только профессиональный  рост  учителя, но и  интеллектуальный рост его учеников. Чтобы подготовиться к любому конкурсу, педагогу необходимо самому узнать как можно больше, перелистать  сотни  страниц  педагогических  журналов, изучить ресурсы крупных образовательных порталов. И  ведь  как  только  находишь что-то интересное  и  увлекательное,  то  хочется  поделиться  находками  не только с коллегами, но  и  с  ребятами. Значит,  и  для учеников появляется возможность обогатить  свои знания, расширить  свой  кругозор. Также ни для кого не секрет, что участие в конкурсах – важный критерий результативности работы учителя при  аттестации.

 Но почему же не каждый педагог стремится попробовать свои силы в педагогических конкурсах?