Как сделать ЕГЭ инструментом развития системы образования? Выступление на педсовете.

Лукьяненко Анна Сергеевна

Как сделать ЕГЭ, ГИА инструментом развития системы образования?

 

                                              Отношение к ЕГЭ – это отношение нашего

                                              общества к  своему будущему. Это экзамен на

                                              гражданскую  зрелость.

 

      Федеральным законом   «Об образовании в Российской Федерации» определена  норма  о том, что государственная итоговая   аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, проводится в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена соответственно.

       ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего  общего образования, и проводится с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

С одной стороны нет объективных причин называть ЕГЭ шкалой национальной оценки качества образования, есть связь качества образования и результатов ЕГЭ. ЕГЭ не может не влиять на качество современного образования.

       Дискуссии о пользе и недостатках ЕГЭ начались с момента его внедрения в систему образования и длятся по сегодняшний день.   Общество как бы разделилось на два лагеря оппонентов: сторонники ЕГЭ и те, кто его отрицают. При этом все соглашаются с тем, что ЕГЭ позволил:

1.     снять зависимость результатов экзамена от субъективного фактора – мнения преподавателя,

2.     предоставить равные возможности детям из разных регионов, из городов и сельской местности, выпускников школ разных типов. 

       Мнение другой стороны тоже обоснованно:
 - наблюдается несоответствие государственных образовательных стандартов средней школы содержанию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ практически по всем предметам;

 - отмечается высокая психологическая напряженность учащихся, учителей, родителей в период проведения ЕГЭ;

- не удовлетворены  содержанием КИМ большинство профессорско-преподавательского состава высшей школы.

       Но, несмотря на все полемики, законность Единого государственного экзамена в России утвердил Верховный суд. Это факт. Введение ЕГЭ является прогрессивным шагом в современном российском образовании, накоплен большой опыт  в области организации контроля современными методами и средствами.

       Но что дальше? Можно ли говорить о ЕГЭ не только как о созданной системе контроля, но и как об инструменте развития образования в целом и каждой личности в отдельности?

       Почему же все так боятся ЕГЭ? Ответ кроется в требованиях к сдающему, которые кажутся непомерно завышенными. А на самом деле не нужно ничего, кроме знания предмета и формата сдачи экзамена. Отметим, что во многих школах и ученики, и учителя забыли важное   значение настоящих и фундаментальных знаний о предмете.

Сейчас считается, что школьник должен знать лишь какие-то элементарные вещи. Умение логически мыслить и самостоятельно искать ответы на сложные вопросы практически не развивается. А ведь это - самое главное, основа основ. Это то, ради чего ребенок учится все 11 лет. Это то, что останется с ним, после того, как он закончит школу.

     К сожалению, обучение такого рода требует значительных моральных и физических затрат от преподавателей и от самих учеников. Школьным учителям нужно серьезно готовиться к занятиям, вникать в проблемы каждого ученика, а учащимся необходимо серьезно относиться к самостоятельной работе и усиленно трудиться на уроке. ЕГЭ  лишь обнажил верхушку проблемы, которая кроется гораздо глубже. 

      На первое место выходит  система подготовки обучающихся, которая включает в себя следующие составляющие:

·         Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).

·         Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).

·         Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

      Специальная подготовка обучающихся  к итоговой аттестации в форме ЕГЭ  - адаптация выпускников школ к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения  - должна стать основной формой работы педагогических коллективов, сплоченность которых, по мнению экспертов, является основным конкурентным преимуществом в достижении успеха.  Поэтому важным элементом системы единого государственного экзамена становится  разработка программы по подготовке выпускников к прохождению государственной итоговой аттестации. Это  комплексная и последовательная образовательная работа, которая включает в себя:

- ежедневные и еженедельные индивидуальные и групповые занятия, и  во время каникул тоже,

- индивидуальные собеседования с выпускниками по проблемам участия в ЕГЭ;

- формирование банка данных "выпускников группы учебного риска" (рискующих не получить аттестаты), разноуровневых групп для проведения занятий и собеседований;

- включение в поурочное планирование элементов тестовых заданий - аналогов КИМов ЕГЭ;

- мониторинг, диагностические срезы, пробные экзамены по всем предметам ЕГЭ.

       Подготовленность обучающегося  к ЕГЭ  понимается мной  как комплекс приобретённых им знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность, строить свою образовательную траекторию, определять будущую статусную позицию.