ОППО «Организационно-деятельностные игры при обучении взрослых»

Воронцова Наталья Ждановна

ОППО «Организационно-деятельностные игры при обучении взрослых»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОППО « Организационно-деятельностные игры при обучении взрослых» МБОУ «СОШ с. Заветное» ЭМР Воспитатель Воронцова Н.Ж .

Слайд 2

ОДИ создана Георгием Петровичем Щедровицким [1929-1994] и предназначена для «…интенсивной формы решения междисциплинарных комплексных проблем, не имеющей аналогов в мире» Гео́ргий Петро́вич Щедрови́цкий ( 23 февраля 1929 года , Москва — 3 февраля 1994 года , Болшево , Московская область ) — советский философ и методолог , общественный и культурный деятель, создатель системомыследеятельностной методологии, основатель Московского методологического кружка , идейный вдохновитель « методологического движения ».

Слайд 3

Интрига ОДИ заключается в поиске способа взаимодействия специалистов разных профилей для решения поставленной задачи.

Слайд 4

В процессе ОДИ участник попадает в кризисы и выкарабкивается из них, натыкается на непонимание и невозможность донести свою мысль и вынужден найти, открыть для себя новые выразительные средства и новые для себя способы общения. По окончании игры участник уносит с собой новые открытия и новые возможности. Как известно, можно забыть то, то что ты услышал от других, но почти невозможно забыть то, что ты в муках создал сам. .

Слайд 5

ОДИ предполагает обязательное использование эффективных методов мышления. Объектом ОДИ может быть любая проблемная ситуация.

Слайд 6

Этапы развертывания ОДИ 1.Этап подготовки, на котором разрабатываются основной замысел и концепция игры, формулируются основные рабочие цели. 2.Основной этап, на котором в игровой форме (заданной оргпроектом и программой игры) осуществляются предварительно спроектированные и спрограммированные рабочие процессы, производящие и порождающие продукты и результаты, соответствующие целям различных участников игры – заказчиков, организаторов, методологов, исследователей и всех без исключения игроков (если они прикладывают усилия для их достижения). Этот этап, как правило, уже при проектной разработке делится на ряд фаз.

Слайд 7

Фазы второго этапа На первой фазе в форме установочных докладов всем участникам игры излагаются замысел, основная концепция и важнейшие рабочие цели проводимой игры, а затем – ее оргпроект , программа и регламент На второй фазе начинается практическое вхождение участников в игру, проработка и освоение рабочих и игровых целей, организация, соорганизация и самоорганизация игровых групп.

Слайд 8

. Во многих случаях третья фаза игры, открывающая ряд рабочих фаз, начиналась уже с вечера первого дня игры, иногда – с утра второго дня, хотя в некоторых из названных в перечне ОДИ начинают реальные рабочие процессы лишь с третьего и даже четвертого дня игры. Число рабочих фаз и их характер меняются от игры к игре в зависимости от сложности тематизмов игры, артикулированности целей и представлений о промежуточных продуктах и результатах рабочих процессов, а также в зависимости от общей длительности самой игры.

Слайд 9

3.Этап выхода из игры и обобщения опыта имеет, как видно из названия, двойное назначение и соответственно этому развертывается как бы по двум параллельным каналам. Это – очень важная и принципиальная часть всей ОДИ, которая обязательно должна проектироваться и прогнозироваться организаторами

Слайд 10

Для методологов и организаторов игры третий этап – это всегда этап целенаправленного и сознательного рефлексивного и мыслительного анализа опыта проведения игры и фиксация этого опыта в тех или иных культурно значимых формах – нормативных проектных, методологических, научно-исследовательских и т.п.

Слайд 11

Организационная структура ОДИ Подобно многим другим видам мыследеятельности ОДИ представляет собой сложную полисистему . основной каркас которой задается организационно-технической структурой мыследеятельности

Слайд 12

Структурно-функциональная оргсхема простой организационно-технической системы мыследеятельности (ОТСМД) Перенося характеристики структуры полисистемы на саму полисистему , мы говорим обычно об организационно-технических системах мыследеятельности (далее – ОТСМД) и различных их вариантах – социотехнических системах (СТСМД), культуро-технических системах

Слайд 13

ОТСМД, как и все ее варианты, – это всегда по меньшей мере двойная система мыследеятельности , в которой одна система – верхняя на рис. 1, – во-первых, рефлексивно отражает другую систему – нижнюю на рис. 1, – а во-вторых, действует в отношении этой другой системы – преобразует ее, нормирует, организует, управляет ее функционированием или развитием и т.д. ОТСМД всегда изображается в виде « матрешечных » схем, в которых одна система мыследеятельности «захватывает» и «поглощает» другую систему См. рис. 2

Слайд 14

Основные принципы организации и проведения ОДИ В отличие от многих других систем мыследеятельности всякая ОДИ является принципиально многоцелевой системой. Это видно уже из простейшей схемы ее оргструктуры , представленной на рис. 2. Но не только службы ОДИ, приведенные на этой схеме, но и каждый отдельный участник ее может иметь свои особые цели и использовать игру для достижения их. И чем большим будет разнообразие этих целей, чем сильнее конфликты между ними, тем богаче и эффективнее будет сама игра, тем больше продуктивных результатов она даст.

Слайд 15

На всех этапах подготовки и проведения ОДИ рассматривается как: 1 ) самодеятельная , 2) самоорганизующаяся и 3) саморазвивающаяся система . И каждая из этих характеристик используется как принцип организационной работы. Соответственно этому основной этап игры предстает как разворачивающийся по трем основным фазам.

Слайд 16

В первой фазе основная часть работы организаторов и руководителей ОДИ направлена на то, чтобы вызвать активную деятельность всех участников игры. В условиях коллективной работы это неизбежно приводит вскоре к столкновениям идей, мнений, позиций участников, затем – к конкуренции и борьбе за пространство-время, а в конце концов – к тупику в работе

Слайд 17

Когда конфликты представлений и подходов проявляются достаточно резко и впереди начинает вырисовываться тупик, к которому идут группы и коллектив в целом, тогда руководители ОДИ начинают готовить переход ко второй фазе игры – фазе самоорганизации. При этом они решают две параллельные и взаимно дополняющие друг друга задачи: во-первых, они должны сорганизовать внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия и за счет этого сформировать единый коммуницирующий и общающийся коллектив, а во-вторых, они должны сложить из всех групп и всех участников одну мыследеятельную мегамашину , осуществляющую рабочие процессы, заданные оргпроектом и программой игры.

Слайд 18

ОДИ организуется для решения проблем (а не задач), возникающая таким образом мегамашина не может дать решения поставленных перед ней заданий и получить необходимый продукт. Организаторы ОДИ знают это заранее, уже тогда, когда они выбирают проблему и формируют коллектив. все остальные игроки не знают этого (и не могут этого признать, сколько бы им ни говорили об этом вначале); они под разными предлогами отводят указание на то, что им придется перестраиваться и развиваться, если они хотят решить поставленную перед ними проблему, не принимают его всерьез к не создают у себя соответствующей установки. Они могут прийти к пониманию этого тезиса и к осознанию его серьезности только в ходе общей работы и в первую очередь – через многие неудачи и специально ориентированное критическое осознание их

Слайд 19

Задача для организаторов ОДИ на этой фазе работы – это по ходу дела привести коллектив к такой точке, когда всем или, во всяком случае, многим станет ясно, что имеющиеся в их распоряжении средства и методы мышления и мыследеятельности , а также те формы организации и соорганизации мышления и деятельности, которые они реализовали, не дают им возможности довести дело до конца, перевести конфликтную и проблемную ситуации, в которых они оказались, в культурно значимые проблемы и, тем более, разложить каждую из этих проблем в совокупность задач и таким образом разрешить ее. Микроситуация , сложившаяся в игре, должна быть понята объективно – как проявление общей социокультурной ситуации

Слайд 20

участники ОДИ будут хотеть дойти до конца и разрешить проблему, им останется только один путь – начать развивать свою « мегамашину », свои формы организации коллективной работы, свои средства, методы и техники мыследеятльности , а через это – и самих себя. В этом пункте начинает реализоваться третий принцип ОДИ – принцип саморазвития , и вместе с тем начинается третья фаза основного этапа игры. И все усилия организаторов и руководителей ОДИ с этого момента направляются на то, чтобы помочь участникам игры развиваться. Развиваться, по меньшей мере, до того момента, пока не будет разрешена данная проблемная ситуация

Слайд 21

Рабочие процессы и рефлексия в ОДИ Как процессы самоорганизации, так и процессы саморазвития в ОДИ обеспечиваются в первую очередь за счет рефлексии и специальной организации рефлексивных процессов у всех участников. При большом разнообразии форм организации коллективной мыследеятельности в ОДИ, все проведенные игры строятся на том или ином сочетании трех основных форм: 1) рабочих занятий в специализированных (профессионально-предметных, тематических, экспертных и т.п.) группах, 2) общих дискуссий в рамках всего коллектива, 3) рефлексивных занятий, групповых или общих, ретроспективных или проспективных , исследовательских, проектных, методологических, организационных и т.д.

Слайд 22

Рефлексия – важнейший конститутивный момент всякой мыследеятельности . Но если в профессиональной и предметной работе она определяет условия и границы приложения профессиональных знаний, умений и навыков, то в коллективной поисковой работе – в ходе конфликта, при проблематизации , в поиске или при разработке средств и т.п. – она конституирует саму возможность мыследеятельности и ее строительство.

Слайд 23

Поэтому, ориентируясь на отдельного участника игры, мы можем сказать, что именно рефлексия является основным и непременным средством, во-первых, самоопределения всякого участника игры в непрерывно меняющихся ситуациях коллективной мыследеятельности , во-вторых, его самоорганизации в игре, и, в-третьих, перестройки и развития им своей мыследеятельности .

Слайд 24

Рекомендуемая литература 1. Баранов П.В., Сазонов Б.В.. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М.: МНИИПУ, 1989. 2. .Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. 3. Выготский Л.С.. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. 4. ГромыкоЮ.В . Организационно-деятельностные игры и развитие образования. М.: Независимый Методологический Университет, 1992. 5.Наумов С.В. Организационно-деятельностные игры. «Природа», 1987, N 4, с.24-33. 6.Попов С.В. По следам «Глубоко протезированного менталитета». «Вопросы методологии», 1992, N 1. 7. Попов С.В., Щедровицкий П.Г.. Конкурс руководителей. М.: Прометей, 1989. 8. Попов С.В., Щедровицкий П.Г. «Игровое движение и организационно-деятельностные игры». «Вопросы методологии», 1993, NN 1-2. 9. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности . В сб.: Методы исследования, диагностики и развития международных коллективов. М.: 1983, с.153-178. 10. Элькони Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Слайд 25

Интернет –ресурсы Аристова Керсти (2006). Интуитивная или образная драма. http:// www.circleplus.ru Фишман Игорь (2008). Сумма методов. www.circleplus.ru / content / summa /22 Мрдуляш Павел ( 2007). Применение игровых методов в профессиональном образовании. Cайт методологического движения в России: www.circleplus.ru Cайт антропософской литературы: www.bdn-steiner.ru

Слайд 26

Спасибо за внимание!