Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Жилина Лариса Ильясовна

МАОУ «Лицей народной дипломатии» г. Сыктывкар

Учитель английского языка – Жилина Лариса Ильясовна

 

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

      И без приведения данных статистики, становится ясно, что здоровье наших детей ухудшается. И в нашем северном регионе это не только обусловлено холодным климатом, коротким летом и долгой зимой, а также коротким световым днём в зимнее время, но и активностью учащихся в учебное время.

     Самыми стандартными способами здоровьесбережения в моёй практике является соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил к учебному процессу (кабинет хорошо освещён, учащиеся рассажены согласно медицинским рекомендациям, кабинет регулярно проветривается, и в начале каждого учебного дня протирается пыль с подоконников и других поверхностей.)

     Но хотелось бы обратить внимание на другие аспекты негативно влияющие на учебный процесс и здоровье ребёнка и на способы, которые я использую, решая эти проблемы.

   

1. Концентрация внимания. Общеизвестно что, английский язык является одним из самых сложных предметов, требует концентрации внимания, так как предмет специфический и обучение идёт на иностранном языке. Во-первых, для того, чтобы учащиеся могли интенсивно перерабатывать сигналы внешнего мира, должны быть выполнены некоторые условия. У головного мозга есть поразительная способность фильтровать поступающие в него сигналы. Учащиеся фокусируют внимание на сигнале только тогда, когда он для них представляет интерес. Интересным, как правило, является то, что составляет контраст по отношению к тому, что мы в этот момент делаем и переживаем. То, что мы уже знаем, легко теряет для нас интерес. Во-вторых, человек не  может поддерживать внимание постоянно на высоком уровне, потому что таково строение головного мозга. Многое в процессе обучения происходит неосознанно и спонтанно. Для осмысления и структурирования результатов обучения требуется специальное время. Для того чтобы найти в обучении свои личностные смыслы – необходимо время, свободное для поступления новой информации и решения задач.

   Поэтому, я стараюсь чувствовать и контролировать ритм обучения, чередовать периоды напряжённого внимания с периодами релаксации и игровыми паузами. Ученикам предоставляются такие задания, в ходе которых они могут свободно и самостоятельно работать, общаться друг с другом, играть, экспериментировать или обсуждать происходящее. А также можно пересадить детей, поменять кабинет или внести любую другую «необычность».

 

2. Объём запоминания. Как бы педагоги не старались развивать память, учащихся  огромный объём материала для запоминания приводит к утомлению, нервному истощению, результатом которых является потеря мотивации, снижение познавательного интереса. Что же делать если без заучивания не обойтись? Разрабатывая темы и готовясь к урокам, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями. Что имеется ввиду? Мы уже поняли, что дети делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Я стараюсь преподавать, так чтобы каждому ученику было легко и комфортно воспринимать информацию, то есть я составляю специальные задания и упражнения.

     Например, для визуалов – красочные презентации, с написанными большими буквами выражениями или предложениям, плюс забавная анимация. Для аудиалов – звуковое сопровождение, аудирование и просто звуки природы или тихая классическая музыка. Я уже упоминала о контрасте, который привлекает внимание. Когда мы изучаем тему «Море и морские обитатели», красочную презентацию негромко сопровождают звуки моря, голоса дельфинов и китов. И это даёт свои результаты, потому что это необычно.  А для непоседливых кинестетиков, есть игры, требующие физической активности («Пантомима», различные игры с мячом и т. д.) или  игры где могут быть задействованы руки («Грамматические домики» см. на сайте «Мультиурок» или «Фотопортрет», где надо составить лицо из разных компонентов, или просто одеть бумажную куклу). Более того, непоседам я позволяю встать со стула и какое-то время обучаться стоя и пройтись. Для них также устраиваем зарядки и игры, требующие движения.

 

3.Страх, стресс, тревога. Давая клятву Гиппократа, врачи обязуются не наносить вреда своим пациентам. По аналогии педагоги могли бы давать клятву Сократа, обязуясь минимизировать по возможности страх стресс и тревога, ведь именно они способствуют нарушению учебного процесса. Так как страх всегда был средством управления человеческим поведением, то в школе его используют для поддержания дисциплины. Почему это опасно для здоровья детей? В состоянии стресса происходит выброс кортизона. Вслед за этим следует ряд определённых физиологических реакций: иммунная система отчасти отключается, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается, дыхание становится более поверхностным. Постоянно повышенный уровень кортизона убивает клетки мозга в гиппокампусе, из-за чего страдает долговременная и кратковременная память. Постоянный стресс, кроме этого, ослабляет иммунную систему, делая детей более восприимчивыми к болезням.

    Источниками стресса становятся вербальная или физическая агрессия в классе или на школьном дворе, многочисленные неожиданности, которые ученики переживают ежедневно, например, часто их ожидания  и надежды не сбываются (результаты контрольных или поведение сверстников.)

     Чтобы заботиться о снижении стрессовых взаимодействий, я стараюсь создавать в учебной группе атмосферу доверия и безопасности, положительный эмоциональный фон, максимально благоприятную и комфортную обстановку. Даю советы как разумно распределять время и организовывать для себя паузы отдыха. Постоянно ввожу игровые паузы, во время которых ученики могли бы двигаться, смеяться, собираться в разные группы и играть разные роли. Поддерживаю демократический климат на уроке, который  помогают создавать – работа в парах, командная работа, проектная деятельность. Кроме того, я учу детей самостоятельно и адекватно оценивать самих себя, а также прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей. Волевая саморегуляция помогает меньше зависеть и беспокоиться о внешних обстоятельствах, что ведёт к снижению стресса в учебном процессе.

 

4. Монотонность. Одним из пунктов моего педагогического кредо является – скука убивает познание.

Одним из главных принципов своих,

Считаю – скука губит всё познание.

И не учебных целей и намерений благих

Достигнем мы, а обречём дитя на «истязание».

 

(строчки из моих стихов «Моё педагогическое кредо» опубликованы в моих блогах сайтов «Мультиурок» и «Социальная сеть работников образования nsportal»)

 

   И это не значит, что каждый урок  должен превратиться в бурное и малополезное шоу. Чтобы игра на уроках была эффективной, то есть не только использовалась при семантизации и отработке языкового материала, при активизации лексики и грамматики в речи, обобщения пройденного, а также во внеклассной деятельности, но и являлась одной из форм релаксации, использовалась для снятия напряжения, монотонности.

 

 

    Очень часто не замечая за собой, мы превращаемся в роботов, одержимых результатом (показателями качества, баллами ОГЭ и ЕГЭ), и забываем , что перед нами ДЕТИ, а не механизмы для запоминания и воспроизведения. Использование здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения, укрепить и сохранить здоровье.

 

 

Игры для активизации  закрепления новой лексики

Игра «Бинго» http://multiurok.ru/larisailyasovna-1005/files/igra-bingo-po-tiemie-my-daily-routine.html

Игра «Deaf-and-dumb» («Глухонемой»)

     Игра «Глухонемой» применяется при фонетической отработке новой лексики, а также учитель может проконтролировать, правильно ли учащиеся произносят  слова. Учитель произносит новые слова без звука, четко артикулируя. Учащиеся должны по движению губ учителя понять, какое слово он произнёс, и озвучить его. Затем на место учителя можно вызвать учащегося или поработать в парах.

    Ценность данной игры заключается в том, что учащимся для того чтобы их поняли одноклассники, нужно правильно и чётко изобразить артикуляцию слова, следовательно, данная игра способствует закреплению произносительных навыков. А также повышается концентрация. Своей необычностью данное упражнение повышает положительный эмоциональный фон и мотивацию познавательной деятельности.

 

Игра «Translator» («Переводчик»)

    Даже обычное упражнение можно превратить в увлекательное задание, например, назвать упражнение на перевод игрой в переводчиков. Задание вызовет интерес, если добавить в него игровой момент. Учащие тянут фанты. Никто не знает, кому достанется то или иное предложение для перевода. Такой вид работы добавит в общую атмосферу урока азарт, элемент неожиданности и обучение превращается в интересный процесс.

 

Игра «Письмо на руке»

    Выберите себе партнёра и встаньте рядом. Тот кто выше должен закрыть глаза. Если вы одинакового роста, то пусть закроет глаза тот, кто раньше родился. Он протягивает вперёд правую руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнёр должен будет сейчас писать на этой руке отдельные печатные буквы. «Слепой» игрок должен попытаться расшифровать эти буквы и сказать партнёру, что он прочитал. Прежде чем второй партнёр напишет новую букву, он должен «стереть» с руки старую. Когда «слепой» научится читать с руки, задачу можно усложнить. Напишите на руке слово.

 

 

 

Игры для аудиалов

Игра «Radio» («Радио»)

      Игра «Радио» применяется при первичной фонетической отработке новой лексики и проводится учителем при семантизации лексических единиц. Учитель произносит слово, ученики должны его повторить. При этом учитель жестом изображает, как он крутит «ручку громкости воображаемого радио» вправо или влево, а учащиеся произносят слово ещё и ещё, но уже громче или тише в зависимости от действий учителя. С помощью такого игрового упражнения учитель уходит от рутинного и скучного проговаривания хором. Дети с восторгом следят за движением руки учителя и меняют громкость, произнося новые слова.

 

Игра «Echo» («Эхо»)

     Игра «Эхо» применяется при фонетической отработке новой лексики. И проводится в быстром темпе. Учитель тихо произносит на ушко ученику новое слово, а тот в свою очередь передаёт его следующему и так по кругу. Последний ученик громко объявляет то, что он услышал.

     Эта игра способствует совершенствованию навыков слушания и узнавания незнакомых слов на слух. А также формирует толерантное отношение к членам группы.

 

Игра «Chinese whispers» («Испорченный телефон»)

     Учитель произносит фразу, например “He usually helps me to prepare for a term test on Math”. Следующий ученик повторяет её, заменяя одно слово. Например, “He usually doesn’t help me to prepare for a term test on Math”.  Следующий меняет в этой фразе ещё одно слово.  В результате, получается совсем другое высказывание. Например, “He usually doesn’t help me to prepare for a term test on English”. Изменение фраз, таким образом, способствует совершенствованию грамматических навыков, а также обучает детей использовать данный лексический материал для составления собственных монологических высказываний в будущем и готовит к следующему заданию.

 

 

Игры для кинестетиков

 

Игра «Грамматические домики» http://multiurok.ru/larisailyasovna-1005/files/igra-grammatichieskiie-domiki-mnozhiestviennoie-chislo-sushchiestvitiel-nykh.html

 

Игра «Ладошки»

Мы встаём в круг, руки разведены ладонями вверх. Каждый кладёт правую ладонь поверх ладони партнёра, а свою левую под низ. Таким образом, поочерёдно ученик хлопает своей правой ладонью по правой ладони, ученик стоящего слева. Таки образом передаётся очерёдность ответа. Так можно повторять слова на заданные темы, составлять предложения. Главное – скорость! Учащийся должен быстро ответить, и хлопнуть по ладони соседа, потом вернуть руку в исходное место. Круг практически не размыкается.

   Игра позволяет активизировать работу мозга, способствует установлению контакта и сплочённости в группе

 

Игра «Фотопортрет»

Я изготавливаю на листочках «Заготовки» 

- типы лиц (круглое, квадратное, овальное, вытянутое), также присутствуют различные типы волос и причёсок (длинные, короткие, кудрявые, прямые, рыжие и т.д.)

- отдельные заготовки глаз, которые затем накладываются на заготовки лиц;

-заготовки носов (крючком, картошкой, прямой, длинный, плоский, курносый, орлиный и т.д.)

-заготовки ртов и губ различных размеров и толщины.

-усы и борода

-можно добавить бантики, родинки и бородавки.

Какое же удовольствие испытывают дети, когда строят лицо и при это описывают его на английском языке. Слова запоминаются моментально. Можно также устно описывать внешность, а дети аудируют и складывают фотопортрет.

 

Игры с мячом

 

Игра «Hot potato» («Горячая картошка»)

      Учитель использует теннисный мячик или мягкую игрушку небольшого размера, которая в воображении учащихся является «горячей картошкой». «Горячую картошку» нельзя долго держать в руках, нужно её быстро вложить в руки соседу и таким образом по кругу. Пока учащийся перекидывает из руки в руку «горячую картошку», имитируя, что она его обжигает, он вынужден произнести слово или предложение, изменить это предложение и т. д., то есть учащиеся должны выполнить задание учителя, при этом сохранять высокий темп работы.

     Кроме этого повышается концентрация и внимание. Еcли упражнение имеет трансформационный характер, то развиваются логические способности, а также совершенствуются грамматические навыки.

 

Игры с движением

Игра «Пантомима» творчество+двигательная активность

Игра «Public inquiry» («Опрос населения»)

    Игру «Опрос населения» считаю наиболее интересной и полезной своей находкой. Каждому ученику раздаётся карточка с выражением из текста. Важно, чтобы карточки охватывали всё содержание текста. Первым заданием является составление вопроса с данным выражением. Затем на листке бумаги учащиеся составляют список всех членов группы. Целью учащихся является обойти всех учащихся в классе и задать им свой вопрос, а затем записать ответ на листке со списком. Количество ответов равно количеству учащихся. При этом учащиеся свободно передвигаются по классу, задают и отвечают на поставленные вопросы. Когда опрос окончен, учащимся даётся время на обработку данных. В результате они дают анализ полученных данных, сколько человек ответило положительно, а сколько отрицательно, следовательно, можно сделать вывод.

     Во время выполнения задания наступает оживление, но если такое задание привычно для учащихся, то работа проделывается дисциплинированно и продуктивно. Ребята не только учатся задавать и отвечать на вопросы, но делать анализ полученных данных.

      Эта игра всегда привносит радость и оживление в течение урока, учащиеся общаются между собой на иностранном языке, имитируя естественную ситуацию общения. Даже возможность встать и пройтись по классу во время урока способствует эффективности обучения, так как психологи утверждают, что обучение становится более успешным, если ученики имеют возможность двигаться.

 

Игры для развития креативности и мышления

 «Мозговой штурм»

Решение анаграмм

Кроссвордов

Сканвордов http://multiurok.ru/larisailyasovna-1005/files/skanvord-dlia-zakrieplieniia-3-formy-niepravil-nykh-glagolov.html

 

http://multiurok.ru/larisailyasovna-1005/files/skanvord-dlia-zakrieplieniia-2-formy-niepravil-nykh-glagolov.html

 

Игра «Философ» (Philosopher).

   В начале урока детям предлагается представить, что они известные мыслители или философы. Интересно узнать, слышали ли они о таких философах как Сократ или Цицерон. Затем необходимо напомнить учащимся, что мысли великих людей цитируются и пишутся в скобках. Можно вспомнить что, уроки по теме начались с обсуждения высказываний известных людей, а затем обсудить, что такое цитата и как она оформляется.

      Заданием будет являться  написание цитаты на тему. На доске можно представить заготовки , например: «A real friend is a…. »(Настоящий друг - это) , «Friendship is…» (Дружба - это). Высказывание должно состоять из одного ёмкого, наполненного предложения. На это задание потребуется некоторое время. Важно, чтобы учащиеся составили собственную, незаимствованную ни у кого цитату, а затем подписали и оформили её красочно на отдельной карточке. Впоследствии,  в классе можно сделать выставку изречений «юных мудрецов».

   Эта игра не только развивает мышление и творческую активность учащихся, но и является средством нацеливания на тему урока. Она поможет учащимся научиться описывать свою задачу или проблему одним единственным ёмким понятием, будет служить исходным пунктом для разработки темы.

 

Игры для обобщения пройденного материала

 «Своя игра»

http://multiurok.ru/larisailyasovna-1005/files/priezientatsiia-svoia-igra-po-tiemie-shkol-nyie-priedmiety.html

 

Игра «Ходилка»

   Когда вижу скуку и безысходность в глазах учеников - сердце кровью обливается. Бедняги вынуждены 6 уроков подряд сидеть и дисциплинированно "поглащать ненавистные знания". Поэтому я стараюсь использовать любую возможность, чтобы сделать уроки английского языка "отдушиной", чтобы было интересно и познавательно.

     Предлагаю поиграть в игру "Ходилка". В неё можно играть на уроках и после уроков. Очень хорошо проходит в маленьких группах по 3-4 человека. Выдав им кубик и фишки, вы можете организовать довольно самостоятельную работу, например, по обобщению пройденного материала. Главное, для каждой "базы" с номером подготовить карточку с заданием. У карточки может быть несколько вариантов. Ученик бросает кубик и делает ход. Если он очутился на "базе" №4, то соответственно получает карточку с заданием №4. (Можно карточки не нумеровать, а выложить стопочкой. Пусть ребята берут по порядку или выбирают понравившиеся. В любом случае придётся выполнить всё :)) Задания на карточках я распечатываю самые разные. В этой игре, я заметила, дети готовы выполнять даже самые скучные.Но только, конечно, они не должны быть объёмными. Можно отрабатывать грамматику, фонетику и даже включать составление микромонологов.

      Интересными моментами являются ловушки, например. "Go back three spaces", "Oh, no! Go back!", "Miss one turn", что придаёт непередаваемый азарт учебному процессу. Также есть "база", где ученики должны отгадать загадку, если не хотят делать лишние ходы 18, 19, 20 туда и обратно. Так что учителю нужно запастись загадками :). Есть также домик, где надо бросать кубик и делать ход в зависимости от чётного или нечётного числа.

       В заключение хочу отметить, что без хаоса и шума не обойтись, ведь 100% детей будут заняты иноязычной деятельностью.

http://multiurok.ru/larisailyasovna-1005/files/nastol-naia-ighra-na-anghliiskom-iazykie-khodilka.html

 

Игра «Mr Know-All» («Знаток»)

   Если в группе существуют ученики, слабоуспевающие по предмету, то следует проводить работу по их реабилитации и все учащиеся должны принимать в этом участие. Суть игры заключается в том, что дети расспрашивают слабого ученика. Естественно, что на том факте, что учащийся не очень хорошо успевает, не заостряется.  Учитель объявляет его «Знатоком». И учащиеся задают ему свои вопросы, и помогают, если нужно ответить на них. Такой вид работы развивает толерантность в группе.

 

 

Игры для физминутки и релаксации

Игра «Танец рук»

    Выберите себе партнёра. Встаньте друг напротив друга, вытяните руки и поднимите их на высоту плеч, соприкасаясь ладонями с ладонями партнёра. Теперь попытайтесь, не отрывая ладоней, совершать медленные движения руками, делая это самыми разнообразными способами. Найдите общий ритм. Постарайтесь представить себе, какие ещё движения вы можете совершать вместе с партнёром, как можете использовать пространство между вами. Теперь разделитесь на тройки и продолжите это упражнение.

 

Игра «Настроения»

    Начните ходить по комнате, при этом ощутите всё своё тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову …А теперь подумайте о настроении с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимание на членов группы.

   А теперь вы должны походкой выразить другое настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал.

   А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие.

   Теперь как очень пугливый человек.

   Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами.

   А теперь – как тот, у кого нечистая совесть.

   А сейчас идите как гений – вы только что получили Нобелевскую премию.

   А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке.

Эта игра уместна после долой сидячей работы. Она развивает фантазию, воображение, готовность экспериментировать с образом своего «Я».

 

Игра «Напиши своё имя»

     Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Я хочу предложить вам нечто необычное, чего вы, скорее всего, никогда ещё в жизни не делали. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, и ощутите все своё тело.

   Возьмите себя за локоть и напишите локтем в воздухе своё имя. Теперь другим локтем напишите свою фамилию.

   Следующая задача труднее. Сконцентрируйтесь на своём правом бедре и напишите им по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключите внимание на левое бедро и напишите имя человека, которым вы восхищаетесь.

 В заключение вы должны попробовать писать головой. Напишите головой в воздухе дату своего рождения.

 

Игра «Звёзды с небес»

      Если мы слишком долго сидим, то наше тело протестует и говорит, что ему хочется подвигаться. Встань, поставь ноги на ширину плеч. Подними руки высоко над головой и вытягивай их всё выше вверх. Сначала ты можешь свою правую руку сделать совсем длинной, как если бы ты хотел достать с неба звёздочку. Потом можешь позволить правой стороне расслабиться, вытянуть вверх левую руку. При это представь себе. Что ты хочешь схватить звезду с неба «одной левой». Почувствуй, как удлиняется верхняя часть туловища, плечи, руки, пальцы. Сделай так еще пару раз, доставай с неба звёздочки попеременно правой или левой рукой. При этом равномерно глубоко вдыхай и выдыхай. (1 минута).

    Это упражнение расслабляет руки, плечи и позвоночник и, кроме того, улучшает дыхание.

 

Игра «Сильные руки»

    Обхвати обеими руками  край стула, на котором ты сидишь, обопрись на него и теперь высоко поднимись, оторвав ноги от пола – так, чтобы руки несли на себе весь твой вес. Пока ты так висишь на воём стуле, сделай пару глубоких вдохов. (15 секунд)

     Теперь ты снова можешь медленно опуститься на стул. Отдохни мгновенье и повтори всё ещё два раза. (30 секунд)

     Это простое упражнение снимает напряжение спины и рук. Кроме того, оно улучшает дыхание. Для большего эффекта его можно скомбинировать с другими короткими упражнениями.

 

Игра «Расслабленное внимание»

     Выпрямись полностью, а если сидишь за столом, немного отклонись назад. Поставь ноги на пол так, чтобы твёрдо чувствовать опору. Теперь начни, пожалуйста, слегка покачивать взад-вперёд верхней частью туловища. Так обычно ведут себя люди, когда они беспокоятся и нервничают.

     Пусть теперь это движение перейдёт в круговое. Твой копчик закреплён на стуле, а твоё тело кружится вокруг него. Поэкспериментируй немного – так, чтобы это движение доставляло тебе удовольствие. Можешь при этом закрыть глаза, чтобы движение было совсем естественным.

     А теперь попробуй поэкспериментировать с этим движением. Может быть, у тебя появилось желание делать ещё медленнее, может быть, ты дойдёшь до того состояния, когда круговые движения туловища совсем прекратятся и ты будешь ощущать их толь внутри себя. Возможно, при этом ты сможешь заметить странное сочетание внутреннего покоя и движения. В такой момент у тебя появляется возможность восстановиться, но, ты можешь заметить, несмотря на это, твой мозг активен. Наверное, он занят тем, что приводит в порядок всё то, чем ты занимался в последний час. В результате этого освобождается место для того нового, что ты потом будешь готов воспринимать.

    Это очень простой способ подготовить себя к новой деятельности и к новому объекту внимания, особенно после интенсивной умственной работы. В процессе выполнения этого упражнения участники становятся более свежими, и у них не возникает ощущения, что они только и делают, что пичкают себя заданиями и информацией. Появляется чувство, что они сами являются хозяевами своего учебного процесса.

 

Игра «Источник энергии»

     Я хочу показать тебе упражнение, с помощью которого ты сможешь время от времени взбодриться и почувствовать себя более свежим.

     Положи руки на стол перед собой. Выдохни и позволь своей голове медленно опуститься вниз, чтобы подбородок коснулся груди. Почувствуй, как мускулы твоего затылка растянулись, полностью расслабь плечи.

      Теперь снова медленно подними голову и при этом сделай вдох. Дай голове полностью откинуться назад, пока тебе не покажется, что твоя грудная клетка распахнулась и заполнилась воздухом. Когда ты сейчас снова будешь выдыхать, делай это медленно и снова опусти голову вниз, пока подбородок вновь не ляжет на грудь. Подари тебе три таких особенных освежающих вдоха…

     Это простое классическое упражнение. Оно расслабляет затылочную и плечевую мускулатуру и улучшает дыхание. В головной мозг поступает много кислорода, за счёт чего улучшается ещё и слух, и зрение. После долгой сидячей работы, а особенно после долгой работы за компьютером «Источник энергии» наполняет участников новой энергией и помогает им снова сконцентрировать своё внимание.

 

Игра «Слон»

     Встань и слегка расставь ноги. Мягко наклони голову влево так, чтобы твоё левое ухо коснулось плеча. Может быть, тебе понадобится немного приподнять левое плечо. Подними левую руку полностью вверх и вытяни её. Расслабь колени, слегка согнув их. Теперь начни левой рукой писать в воздухе большую лежащую восьмёрку. Постарайся, чтобы восьмёрка была как можно больше, а составляющие её круги были бы совершенной формы. Делай это совсем медленно. Следи глазами за кончиками пальцев, когда они рисуют в воздухе эту восьмёрку. Сделай это пять раз. (1 минута)

      Теперь наступила очередь другой руки. Положи правое ухо на правое плечо, немного приподняв его вверх и вытянув правую руку таким же способом. Теперь рисуй правой рукой огромную и прекрасную «спящую» восьмёрку. Рисовать восьмёрку надо очень-очень медленно.  Сделай это пять раз. (1 минута)

      Считается, что это упражнение хорошо активизирует мозжечок, но при этом и другие части мозга активизируются и координируются друг с другом. Всё это влияет на развитие слуха, зрения, памяти и на способность работать с вербальной информацией. Особенно эффективно это упражнение при работе с гиперактивными детьми.

 

Игра «Хула-хуп»

     Встаньте так, чтобы ваши ноги были примерно на ширине плеч. Расслабьте колени, слегка согнув их; затем пару раз глубоко вдохните и выдохните. Теперь представьте себе, что ритмичными движениями вы крутите хула-хуп. Следите за тем, чтобы при этом также могли двигаться ваши колени. Пусть этот воображаемый обруч некоторое время вращается вокруг вашей талии по часовой стрелке. (15 секунд)

      А теперь смените направление и вращайте обруч против часовой стрелки. (15 секунд)

    А теперь некоторое время двигайте бедрами так, чтобы они при этом выписывали лежащую восьмёрку. (15 секунд)

     Раскрепощённые бёдра помогают человеку разгрузить позвоночник и снять излишнее напряжение с мышц спины.

 

Игра «Медленное дыхание»

    Сядь поудобнее  и глубоко вдохни. Почувствуй, как при этом твоя грудная клетка становится шире. Выдыхай абсолютно нормально – как всегда. Теперь ещё раз глубоко вдохни, но на этот раз выдыхай очень медленно. Только одной тоненькой струйке воздуха позволь вытечь из тебя. Почувствуй, как при этом твоё горло делается таким узким, как будто ты собираешься шептать. Издай при этом тихий-тихий звук – мягкое «Шшшеее» или «Шшшиии».

       Выдыхать ты можешь либо через рот, либо через нос, как тебе предпочтительней. Делая это, ты можешь убедиться в том, что такой необычный способ дыхания приносит успокоение. И таки образом ты можешь дышать всегда, когда впадаешь в панику, испытываешь страх или потрясение. Медленное дыхание расслабляет и помогает снять напряжение.

     Подобный способ дыхания –  классическое средство для тех, кто хочет достичь состояния внутренней концентрации, ощутить покой или силу. Это упражнение очень короткое, поэтому его можно комбинировать с другими упражнениями. А ещё лучше сделать его стандартным ритуалом в группе.

                                 

Игра «Спящая восьмёрка»

     Сядь поудобнее, полностью выпрями спину и расслабь плечи. Сделай пару глубоких вдохов и проследи за тем, чтобы ты сначала почувствовал свой живот и только потом – грудь. Предоставь своему мозгу возможность набрать свежего кислорода, чтобы он мог отдохнуть от напряжения предыдущей работы, которую ты выполнял.

     Теперь начни, пожалуйста, рисовать в воздухе кончиком носа, лежащую на боку восьмёрку. Делая это, подумай о том, что ты изображаешь символ бесконечности.

   В твоём мозгу существует бесконечное множество нервных центров, которые помогают тебе слушать и смотреть, говорить и молчать, учиться и творить. У тебя безграничные возможности для проявления любопытства и совершения разнообразных открытий.

     Попробуй ещё раз кончиком носа нарисовать «спящую» восьмёрку, и при этом обрати внимание на то, какой ты её рисуешь – широкой или узкой, короткой или длинной. Во время рисования следи, пожалуйста, глазами за движениями твоего носа. Может быть, ты захочешь ещё и мысленно окрасить эту восьмёрку в какой-нибудь приятный для тебя цвет – зелёный, жёлтый, голубой…

     Рисовать восьмерку нужно самыми разными способами. Можно, например, резко изменить направление движения и начать рисовать восьмёрку в противоположном направлении. Возможно, тебе захочется сделать это упражнение с закрытыми глазами, напевая при этом. Обрати внимание на мышцы затылка, которые работают во время рисования, почувствуй мелкие мускулы глаза. Пусть твои глаза следуют вдоль траектории движения носа. Подумай о том, какие движения тебе более приятны. (1 минута)

      Это упражнение расслабляет затылочную мускулатуру, улучшает циркуляцию крови и активизирует глазные мышцы. «Спящая восьмёрка» -

Прекрасная подготовка к учебному процессу, особенно если во время него ученики будут в основном говорить, писать и считать.

 

Игры для внеклассных и воспитательных мероприятий

«Игра по станциям»

«Своя игра»

Викторины http://multiurok.ru/larisailyasovna-1005/files/priezientatsiia-po-tiemie-kino-movie-quiz.html

 

Диалог – драматизация

 

Игра «Ищи и найди»

   Разойдитесь, пожалуйста, по парам и встаньте друг напротив друга. Сейчас каждый из вас должен запечатлеть в памяти образ своего партнёра – так, чтобы вы могли его (её) найти потом даже с закрытыми глазами. У вас есть две минуты, чтобы увидеть и запомнить, как выглядит ваш партнёр: какая у него одежда, причёска, форма рук, какова ширина его плеч, обхват талии. Запомните как можно больше деталей, характеризующих облик вашего партнёра.

   Теперь закройте глаза и разойдитесь так, чтобы вы не знали где находится ваш партнёр. Дайте себе время освоиться в этой ситуации, двигайтесь медленно и очень внимательно. Я позабочусь о вашей безопасности и о том, чтобы вся группа смогла успешно выполнить это задание.

   А сейчас вы можете начать искать своего партнёра, но только молча. Ищите по своим особым приметам. Когда вы решите, что нашли его, то, прежде чем открыть глаза, назовите его имя.(Лучше всего проводить игру на ограниченном игровом поле – не слишком большом, чтобы партнёры могли поскорее найти друг друга. Пары, которые уже нашли друг друга, могут переходить на другую сторону комнаты, чтобы облегчить оставшимся процесс поиска.)

 

Игра «Магическое число 7»

   Разбейтесь, пожалуйста, на тройки и встаньте, образуя треугольник, примерно на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Левую руку положите на плечо соседа, а правая должна свободно свешиваться вниз. Сейчас вы сможете провести интересный эксперимент, в котором вам отчасти понадобятся ваши математические способности, но в гораздо большей степени – интуиция.

   Вытяните правую руку прямо перед собой и несколько раз энергично сожмите кулак, поупражняйтесь пару раз в том, чтобы показать разное количество пальцев.

    Теперь вы готовы к игре. Левая рука лежит на плече соседа, а правой вы встряхиваете перед собой, сжав кулак. Один из вас произносит заклинание: «Крибле, крабле, бумс!» В то мгновение, когда произнесено слово «бумс», каждый из вас выбрасывает правой рукой произвольное количество пальцев, чтобы в вашей тройке их сумма составляла число «7». Ведущие по очереди меняются. (Затем можно предложить другое магическое число: 10, 11, 13. Можно показать любое число, кроме нуля.)

 

Список литературы

1. Фопель К.  Энергия паузы Психологические игры и упражнения // Практическое пособие для педагогов и психологов – М.Генезис 2002

2. Фопель К.  Сплочённость и толерантность в группе Психологические игры и упражнения // Практическое пособие для педагогов и психологов – М.Генезис 2003

3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО // Методическое пособие – Санкт-Петербург, издательство КАРО, 2014