Мои размышления на тему «Быть учителем - это значит…»

Гашин Виталий Владимирович

      Профессия учителя (воспитателя) одна из самых древних на Земле, ведь без передачи опыта от старшего поколения подрастающему, нет развития общества, нет будущего, нет прошлого.

      Гордое звание – Учитель, стало терять свою ценность в последнее десятилетие ХХ века. В 90-е годы, во многом в связи со сменой политического и экономического курса, в России профессия учителя стала не престижной, молодёжь в школу не шла, а те, кто работал в школе, как правило, старались ещё где-то подработать. Всё это уважения к профессии не прибавляло. Сегодня государство возвращается в образовательное пространство: образование стало национальным проектом, разработаны и внедряются стандарты второго поколения, утверждена концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы, большая роль отводится инновационной работе.

      Я учитель, а это значит, моя жизнь и судьба связана со школой и детьми. И в современных условиях у меня, как учителя, большой простор для профессионального развития. Одна из основных задач современного учителя – учить и воспитывать детей. Учить – говорить, слушать, спорить, доказывать, сомневаться, искать, а самое главное учить учиться. Воспитывать – чувства: патриотизма, любви к своей Родине, толерантности.

      Всё более полное включение России в общемировые политические, социально-экономические и культурные процессы, развитие европейской интеграции, необходимость адаптации школьников к современной жизни, способствует тому, что учителя должен быть нацелен на взращивание человека, умеющего анализировать информацию, оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир; человека способного успешно социализироваться в жизни, адаптироваться в любой жизненной ситуации.

     Таким образом, одной из моих приоритетных целей, как учителя, является воспитание школьников в качестве граждан России, воспитание уважения к национальным и универсальным ценностям, способности понимать и принимать свою и чужую культуру. Вместе с тем учащиеся должны понимать, что гордость за свою историю, свою культуру, не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур. Я считаю, что важно воспитать в ребятах понимание того, что мы живём многонациональном и многоконфессиональном государстве и существование в России – стране, победившей немецкий фашизм, националистических организаций и сообществ неприемлемо.

     Другая основополагающая образовательная задача школьного образования – воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, его уникальности и неповторимости. На уроке учитель должен уметь услышать, выслушать каждого ребёнка, вне зависимости от того «слабый» или «сильный» ученик, да и вообще «навешивание» ярлыков типа «слабый», «сильный», я считаю, мешает ученику раскрыться в полной мере. Ребёнок не должен бояться высказывать свои суждения по теме урока, не должен бояться ошибиться. Мы (учителя) в свою очередь не должны «жалеть» оценку, ведь один, второй раз, поставив низкую оценку, мы не даём ребёнку возможности реализоваться, снижаем самооценку ребёнка, его уверенность в своих возможностях. Зачастую положительная оценка является хорошим стимулом к успешности учащегося.

      Для развития индивидуальности, формирования личности очень важно разнообразить формы уроков, очень интересны такие формы урока как урок-диспут, подготовка и защита творческих проектов, урок-выставка, ученическая конференция, пресс-конференция, урок-исследование, интегрированные театрализованные уроки (например, урок-суд).

      Всегда, и в период Российской империи, и в советское время, в слово «учитель» произносилось с большим уважением, фигура учителя являлась какой-то святой, священной что ли. К учителю шли со своими бедами, радостью, обращались за советом, с него брали пример, на него равнялись.

      А каким же должен быть современный учитель? «Учитель должен обладать всем тем, в чем нуждается ученик», гласит восточная мудрость. Это значит, что ученик нуждается не только в знаниях, но и в образце поведения, эталоне вкуса. Профессия педагог – особенная. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность, а без интереса к личности нет интереса к предмету (так считают психологи). Другое дело, что последующий интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом – средство активации к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых просторов», следственно образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

      Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги; поэтому, перефразируя фразу А.П. Чехова, можно сказать: «В учителе все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 

Комментарии

Гребенева Людмила Владимировна

Полностью согласна с высказыванием А. П. Чехова: «В учителе все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Гашин Виталий Владимирович

Ну, Антон Павлович так сказал вообще о человеке! Я чуть сузил рамки до учителя, я считаю, что к этому идеалу должен стремиться каждый человек, а учителю сам Бог велит. Ведь мы являемся примером для детей, которых учим!!!