Зачем инновации современной школе?

Буянова Светлана Васильевна

 

Зачем инновации современной школе?

 

А, правда, зачем?  Есть же стандарты,  где все определено,  расписано,  как учить, чему учить, методы, подходы, средства.  Где тут место инновациям? Перефразируя известные сточки Льва Толстого, можно утверждать, что большинство школ одинаково успешны, но каждая успешна по-своему. Вот это «по-своему» и есть то, о чем мы говорим – инновации.

Но если требования  стандартов для всех одинаковые, то почему школы работают по-разному и качество образования разное? Да потому что в школе №25 проблему воспитания любви к родине и природе решают путем включения детей в работу школьного лесничества, а в школе № 42 проектируют сетевое взаимодействие педагогов для формирования  УУД школьников. Преемственность в формировании ключевых компетенций учащихся начальной и основной школы – такова тема инновационного проекта участников образовательного процесса в СОШ № 48.  В 38-й педагоги озабочены экологией русского языка. А иные образовательные учреждения  просто дают знания, что, конечно, хорошо, но для современного школьника этого мало. Вот здесь и скажем о роли инновационной деятельности школы.

В концепции  модернизации  российского образования записано:  «Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной подготовки,  педагогического мастерства, готовности к инновационной и опытно-экспериментальной  деятельности».  Пройдя весь путь от начала проектирования до его результатов, реализовав уже не один проект, мы с уверенность можем сказать, что традиционные  технологии  позволяют достичь хороших показателей качества знаний, но при постоянно обновляющемся   социальном  заказе  сложно старыми способами подготовить школьника к жизни в быстро меняющемся мире.   

Вместе с учеником «знающим» мы  формируем человека «действующего». Цитируем документ: «формировать целостную  систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».  В связи с этим особую значимость давно уже приобрела организация проектно-исследовательской деятельности, так как она оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление педагога и выступает как фактор формирования компетентности учеников.

У В.А.Сухомлинского  есть утверждение: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования».

В этом мы убедились, когда на одном из городских семинаров на базе нашей школы  учителя рассказывали о своих проектах и результатах,  присутствующие  неоднократно произнесли: «Когда они говорили, у них горели глаза».  Такое  открытие было неожиданностью для нас самих. И это подтверждает многое.

Если нет инноваций, их надо придумать, чтобы коллектив не «замерз», не остановился в своем развитии.

А  все начиналось с мечты… 

    «Человек не сразу знает, к чему  себя готовить. По-разному прикидывает, из десяти разных выдумок составляет одну программу жизни…  Какова разница между мечтой и программой?  Мечта – это отдых, удовольствие, она не налагает никаких обстоятельств. Томится, ждет. И дорастает  до программы, которая серьезна,  строга, сурова, которая требует и обязывает. Программа (мы бы к этому добавили и проект) – это как бы клятва, присяга у Знамени жизни, ради которой мы все живем».

   Эти слова  Януша  Корчака  вспоминаются  часто.  Сегодня мечта воплотилась в современную модель исследовательской деятельности в школе. Так и именуется наш проект, который требует и обязывает достигать запланированных результатов.     Тема, может, и не нова, но актуальна. Есть интересные идеи: собрать ученое сообщество Читы вместе с учениками на форум или  научно-практическую конференцию; использовать потенциал студентов ВУЗов при проведении НПК, заключить договоры с ВУЗами о совместной деятельности в области науки. Это, конечно, трудоемко, но зато интересно и полезно.

В начале статьи мы задали вопрос, зачем школе инновации?

   Ответов много.   В ходе исследований учителя преобразовывают свои отдельные идеи в инновационный опыт, которым они делятся на школьных, районных, областных научно-практических, научно-методических конференциях, семинарах, принимают участие в профессиональных конкурсах. Это позволяет им выявлять скрытые потенциальные возможности в развитии профессионального мастерства и внедрять в собственную практику достижения педагогической науки, а затем преобразовывать их в личный инновационный опыт.

     Проектная деятельность помогает развиваться всем:  детям, учителям и тем, кто управляет. За последние годы автором этих строк прочитан не один десяток работ М.М. Поташника, В.М. Лизинского, Степанова, В. Караковского,  С.Л. Соловейчика, В.М. Полонского и других ученых, педагогов, психологов. 

 Из выступления одного из участников инновационного проекта Саввы А.И.: «В какой-то момент эта работа вызывает психологический дискомфорт, который связан с отсутствием навыков мыслительной деятельности, направленной на понимание сущности вопросов (методологической подготовкой). Но зато идет процесс профессионального роста – от незнания к знанию. И отсюда возникает чувство удовлетворенности своей работой, приходит осознание значимости  своего труда.   Происходит моральное удовлетворение результатами своей деятельности. А это, поверьте, дорогого стоит».

Учитель физической культуры завершила уже два проекта, а в мыслях желание продолжить инновационную деятельность по пути совершенствования уроков физической культуры. Видимо, тот, кто уже привык искать, находит возможность для собственного саморазвития. Алеся Ивановна подала заявку на инновационный проект, где предполагается провести исследование по содержательному наполнению уроков физической культуры совместно с педагогами нескольких школ. А почему бы и нет?! Проблемы – то у нас одинаковые, так чего же каждому изобретать велосипед?

Да, каждая школа индивидуальна, но остается ряд ключевых проблем, которые решить можно только в сообществе. Речь идет о сетевом инновационном взаимодействии, к которым подталкивает сама педагогическая практика. Школе самой несколько трудновато возглавить это направление, необходима помощь, как нам видится, определенных муниципальных служб, которые могут выступить в роли координаторов.

В качестве примера. Проект «Формирование ценностного отношения школьников к русскому языку», подпроекты «Давайте говорить по-русски правильно!», «Чита читающая», реализуемые педагогическим коллективом СОШ №38, могли бы быть поддержаны другими школьными сообществами. С этой целью мы неоднократно пропагандировали их с различных трибун в надежде найти сподвижников. Может, кто-то что-то и перенял, но нам об этом неизвестно.    Жаль, что  школы не научились взаимодействовать друг с другом. Представляете, каким мощным было бы влияние на языковую ситуацию в городе, если бы к названным проектам подключилось педагоги и школьники  других школ города. А СОШ №38, в свою очередь, стала бы участником проекта Лесничество.

И это не беспочвенные мечты. Посмотрите, сколько замечательных идей для инноваций уже присутствуют в наших школах.  Если проанализировать тематику муниципальных научно-практических конференций, форумов, конкурсов инновационных проектов, то можно увидеть, что инновации затрагивают все стороны образовательного процесса, то есть, они прочно вошли в сознание большинства педагогов. Хотелось бы, чтобы  в Чите появились и авторские школы. 

Еще раз скажем о том, что если инновационный опыт уже устоялся, проверен его положительный эффект, настала пора не просто его тиражировать и ждать, что кто-то подхватит, а настойчиво искать сподвижников и решать проблемы совместно.

Снова обращаемся к великим: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»  Б. Шоу. 

Опыт нуждается в гласности, что является его своеобразной подпиткой.

Рассуждения некоторых педагогов о том, что мы работаем для себя и нечего лезть «на рожон», по крайней мере, не логичны. Это наш, педагогический  «рожон». И это наша передовая, где борьба идет за успех и счастье наших детей. Может, сказано несколько высокопарно, но, на наш взгляд, точно.

 Тиражирование опыта, инновации есть его своеобразная проверка на жизнеспособность. Вот сегодняшняя  и другого рода  конференции и есть  возможность для школы заявить о себе: мы не просто существуем как некое учебное заведение, а как школа с таким-то инновационным потенциалом.  Потом это ко многому обязывает как отдельного педагога, так и школу в целом. А это движение вперед.

А как быть с теми, кто все-таки не поддерживает  работу школы в обозначенном направлении. Ну что же, они найдут себя в другом. Но неоспорим факт: их взгляды не могут оставаться прежними.    Яркие примеры дают всем возможность понять, зачем необходима проектно-исследовательская деятельность школе и отдельному учителю.    Успешная  реализация проектов способствует активизации деятельности педагога, его профессиональному росту, поднимает престиж в его собственных глазах, формирует неповторимое лицо школы. По словам Стива Джобса, инновация отличает лидера от догоняющего.