Описание опыта работы Кузиной Т.В.

Рожина Татьяна Владимировна
в документе содержится описание опыта работы учителя русского языка и литературы Кузиной Татьяны Владимировны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_kuzinoy_t.v.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Кузиной Татьяны Владимировны.

Окончив в 2014 г. Казанский федеральный университет, я начала свой профессиональный путь учителя русского языка и литературы в МАОУ «Лицей  №121». Не имея ещё достаточного опыта работы, я столкнулась со множеством проблем, которые решаю по сей день. За полтора года работы в школе мне удалось выделить основные цели моей деятельности, подобрать методы их реализации, определить диагностический инструментарий, который позволит мне увидеть конкретные результаты проделанной работы.

С первых дней работы я замечала, что учащиеся особенно остро воспринимают свои неудачи. Одной из самых важных задач, стоявших передо мной, было создание ситуации успеха, в которой ученик сможет почувствовать уверенность в своих силах, осознать свои возможности. Так сформировались некоторые принципы моей работы:

- не требовать немедленного ответа, давать время на обдумывание;

- в случае затруднения в построении высказывания задаю наводящие вопросы;

- поощрять даже самые маленькие удачи ученика и не акцентировать внимание на неудачах.

На уроках я использую технологии развивающего обучения, направленные на развитие личности и ее способностей, технологии игрового обучения, позволяющие с помощью игровых методов вовлечь учащихся в образовательный процесс, технологии дифференцированного обучения, дающие возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, здоровьесберегающие технологии – на каждом уроке стараюсь проводить физминутку (для рук, для ног, для глаз), иногда под музыку; проблемное обучение, которое помогает ребятам учиться мыслить, находить выход из проблемной ситуации, используя творческое мышление.

На своих уроках часто провожу творческих пятиминутки, где мы с учащимися составляем сказки-экспромты, сочинения-миниатюры. Часто предлагаю своим воспитанникам упражнения на наследование стиля писателя, альтернативное продолжение художественного произведения.

Для того чтобы развивать творческие способности каждого ребенка, нужно соответственно организовать творческую деятельность. Большое значение в связи с этим приобретает система творческих заданий, которые постепенно усложняются. Сложность этих заданий и степень самостоятельности поиска, по моему мнению, следует повышать в соответствии с наличием знаний и опыта, овладением приемами творческой деятельности, развитием способностей к творческому мышлению.

Считаю, что существенно повысить эффективность развития креативных способностей можно лишь в том случае, если постоянно использовать в процессе учебно-воспитательной деятельности творческие задания (создание презентаций, кроссвордов , иллюстраций к произведениям, синквейны).

В конце ноября 2015 года под редакцией обучающихся 5С класса был выпущен первый номер школьной газеты «Школа».

Активно использую на уроках русского языка и литературы мультимедийные технологии. Как мне кажется, мультимедийные проекты (в виде презентации MS Power Point на компьютере или мультимедийной доске) на лингвистические, межпредметные, социокультурные, литературные темы помогают обеспечить творческое развитие личности, способной эффективно решать жизненные проблемы. Также часто использую презентации с триггерами, которые помогают решать задачи тестового типа.  (Ребятам нравится работать с сайтом http://learningapps.org/, где с помощью интерактивной доски они решают задачи на изученные темы (Например, изучая приставки пре-/при- ученики должны разделись слова на 2 группы: слова с пре- и слова с при-, перенося мячик в соответствующую корзину).

Так как все мы «живем в условиях» ЕГЭ,  с 5 класса я приучаю ребят работать с тестовыми заданиями  различного характера (выбор ответа из предложенных, собственный ответ, написание развернутого ответа на вопрос). В качестве закрепления материала пользуюсь сборником тестов для 5 класса Е.П.Черногрудовой,  для 6 класса - Селезневой Е.В (в 2-х частях). Для контроля знаний – диагностический работой для 6 класса Н.Н.Соловьевой (работаем по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.)

В своей работе использую следующие пособия для 5 класса:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: 5-е изд.- М.:   Просвещение, 2011.;
  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. 8-е изд. М: Просвещение, 2013.
  3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс.- 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  4. Колыхалова Е.П. Практические задания по русскому языку: Для подготовки к урокам и ГИА.- Москва: АСТ: Астрель,2013.
  5. Шибалова Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: 2-е изд. – М.: «Экзамен», 2013.

Для 6 класса:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.:   Просвещение, 2003.
  2. Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. 8-е изд. М: Просвещение, 2013.
  3. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред.   Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.
  4. Солодовникова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 6 класс: 3-е изд. – М.: «Экзамен», 2013.
  5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – ТЦ Сфера, 2014.
  6. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс.- 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Считаю, что создание «ситуации успеха», формирование ученических самоумений (самоанализ, самооценка, самопознание), воспитание ответственности за морально-ценностный выбор средств достижения цели, ориентация на развитие творчества – вот приоритеты деятельности учителя в новых условиях.

Применяя подобные приемы объяснения учебного материала из урока в урок, я вижу положительные результаты моей работы. Возросло качество обученности русскому языку и литературе. Повысился интерес учащихся к изучению моих предметов. Ребята с удовольствием принимают участие во всероссийских дистанционных конкурсах по русскому языку (Инфоурок, Снейл (конкурс-игра «Ёж»). Существенно повысился уровень творческих работ, сочинений. Стремительно развивается грамотность устной и письменной речи. Вместе мы преодолели многие трудности и ощутили радость первых успехов.

Люблю постоянно искать, требовать, совершенствоваться. Считаю, что это единственный путь учительской вдохновенной работы. Поэтому являюсь активным участником многих интернет-сообществ учителей (infourok.ru, nsportal.ru, proskolu.ru,  metod-kopilka.ru, festival.1september.ru)

Мои ученики вот уже второй год занимают первые места в школе по русскому языку и литературе:

  1. 2014-1015 уч.г.  -Литература:  Богданова Диана 5В- 1 место, Хисамова Камилла 5 А – 2 место, Ханафиева Альмира 6 К – 2 место.
  2. 2015-1016 уч.г. – Русский язык: Нигматуллин Рудольф 6 G – 1 место.

Я планирую продолжать работу с одарёнными детьми и надеюсь, что в старших у нас получится пройти на городскую олимпиаду

Кроме того, ребята занимают призовые места в дистанционных конкурсах:

2014-1015 уч.г. :

  1. Международная дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок», Сигал София 5В – 1 место.
  2. «Русский медвежонок – языкознание для всех» - Хайруллина Карина 5 В – 1 место в школе, Сигал София 5 В и Ямалова Миляуша 5 А – 3-е место в школе.
  3. Международный конкурс-игра по русскому языку «Ёж» - Хайруллина Карина 5 В – 4 место в РФ.

2015-1016 уч.г. :

Международная дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок» -  Минуллин Камиль 6А – 1 место, Нигматуллин Рудольф 3 место.

Также мы стараемся принимать участие в научно-практических конференциях:

  1. 17 марта 2015 г. – участие в IV республиканской научно-практической конференции для школьников «Юный лингвист», Хисамова Камилла 5А;
  2. май  2015 г.  – участие в Региональной научно-практической конференции студентов и школьников, посвященной Дню славянской письменности «Русский язык и славянский мир», Хайруллина Карина 5В.

Среднее качество по литературе за 2014-2015 уч.г. – 88%, по русскому языку – 79%.

Как учитель я стремлюсь к тому, чтобы ни один день, ни одна минута моей работы не прошли даром. Всё, что я делаю в школе, направлено на то, чтобы мои ученики раскрыли свои способности, осознали свою уникальность, почувствовали себя успешными. Мне хочется, чтобы ребята знали, что нет ничего невозможного, осознавали необходимость преодолевать трудности для того, чтобы развиваться. Я стараюсь так построить работу, чтобы совершенно не похожие друг на друга дети научились понимать и принимать друг друга, научились действовать сообща, нести ответственность за общее дело. Мне кажется, что успехи моих учеников в олимпиадах и НПК– верный признак того, что направление движения выбрано правильно.