Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2016» Конкурсное задание эссе «Я – учитель»

Сороковикова Ольга Николаевна

           Поезд, дорога, смена пейзажей за окном, мелькание городов, людей, новые знакомства, а впереди ожидание радостной встречи. Вот так и жизнь для меня ассоциируется с поездом из моей любимой детской песни на слова Э.Н Успенского.  Каждая станция – это очередной этап жизни, попутчики меняются, остаются самые близкие, которым с тобой по пути, а поезд идёт заданным курсом по рельсам судьбы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства

«Учитель года 2016»

                                                                                                                   

Конкурсное задание эссе «Я – учитель»

                                                                                                                           Сороковикова О.Н

МБОУ «СОШ №15»

… А поезд не меняет свой маршрут

Всю жизнь свою из окон его видим

Кто дальше едет,  кто-то сходит тут

Но в результате все из него выйдем

                                                                                                Посадим мы в него своих детей…

                                                                                                                                Сергей Грачёв З.

           Поезд, дорога, смена пейзажей за окном, мелькание городов, людей, новые знакомства, а впереди ожидание радостной встречи. Вот так и жизнь для меня ассоциируется с поездом из моей любимой детской песни на слова Э.Н Успенского.  Каждая станция – это очередной этап жизни, попутчики меняются, остаются самые близкие, которым с тобой по пути, а поезд идёт заданным курсом по рельсам судьбы.

           Яркое воспоминание из детства: мне пять лет, мама везёт меня к бабушке в деревню. Поезд, остановки, станции и полустанки, большие и малые города - всё новое, интересное. Море эмоций. Я вдохновенно пою свою любимую песню о голубом вагоне. Вокруг радостные лица, мне улыбаются, угощают конфетами, называют артисткой. Я артистка? Нет – я учительница!  Почему именно учительница? Моя бабушка работала поваром в интернате, для детей из отдалённых деревень, и я очень любила бывать у неё на работе. На кухне мне находиться было нельзя, и я проводила время в компании детей. Мне нравилось с ними играть, нравилось им подражать, когда они делали уроки, но самым главным человеком в этом доме, полном для меня тайн, радостных открытий и неожиданностей была УЧИТЕЛЬНИЦА. Я помню, как преображались дети с её появлением, с каким уважением они на неё смотрели, и я физически ощущала её особенность. Я тоже хотела быть такой. Бегая по коридорам интерната, забегая в открытые классы, я представляла себя в школе, в своих мечтах представляя себя учительницей. Детские фантазии! Как много они значат для формирования ребёнка!  Я  помню об этом, когда общаюсь сегодня со своими учениками. Каждый раз  мысленно я возвращаюсь в своё детство - время ожиданий чуда и свершений. Как важно не разрушить это хрупкое состояние души, понять, поддержать и, возможно, направить. Ведь кто для ребёнка учитель? это проводник, который покажет дорогу к знаниям, подскажет, поймёт и поддержит.

        Мне повезло, я встретила такого человека. Не знаю, как сложилась бы моя судьба, не будь в ней моей  первой учительницы Анны Михайловны, которая открыла для меня дальнейшие перспективы, с её подачи я полюбила читать, и мир открылся для меня новыми красками. Именно с ней связана моя первая победа, воспоминания о которой радуют меня до сих пор. Второй класс, урок математики, решаем уравнения. Анна Михайловна пишет уравнение на доске, такие мы ещё не решали. Призыв к классу: «Кто решит первым получит «5» за четверть». Ура! Ура! Я! Я! Восторг! Все решают, торопятся, но первой решила я! Прошло почти сорок лет, а я до сих пор помню, как на меня смотрели одноклассники, какое уважение читалось в их глазах.  Теперь я знаю: ситуация успеха - программа на всю жизнь!

            Все мы родом из детства и кто как не учитель должен это понимать, оберегать мир детских фантазий, направляя их по пути воплощения, создавать для детей условия для преодоления препятствий,  ставя перед ними проблемы, которые они должны научиться решать и преодолевать самостоятельно. И об этом я тоже помню, когда в очередной раз иду на урок уже к своим ученикам, таким непредсказуемым  и разным: дерзким и скромным, неугомонным и спокойным, но таким необходимыми. Без них я не могу обходиться, не могу без них жить вот уже двадцать лет.

            Перегон длиною в двадцать лет. Поезд двигается то медленно, то быстро, то останавливается, то разгоняется, пытаясь нагнать упущенное. Вот так и наша жизнь, но рано или поздно мы достигаем нашей цели. Я долго шла к своей профессии. Были годы учёбы в техникуме, годы работы на заводе с долго тянущимися днями и однообразной работой, а потом тоннель, темнота и пугающая неизвестность. Всё разрушилось в одночасье:  большая страна, привычная стабильная жизнь. Немногим удалось достойно пройти испытания 90-ми. Многих настигла необходимость  пересмотреть своё настоящее и перестроить своё будущее. В этих рядах оказалась и я.

            1995 год стал поворотным в моей судьбе. Стоя на линейке 1 сентября, провожая своего сына в первый класс, я вдруг ощутила радость от новой встречи со школой. Ко мне наконец- то пришло осознание, что это именно то, к чему я стремилась. Я вырвалась из тоннеля! Детские фантазии стали реальностью. У меня появилась цель. Поезд тронулся к новой цели, набирая скорость по дороге жизни, жизни связанной со школой, с учениками, полной тревог, волнений, взлётов и падений. Оглядываясь назад, я вспоминаю, каким  испытанием для меня стали мои первые шаги. Все мои иллюзии скоро улетучились. Я чувствовала себя как мышонок из сказки, попавший в кувшин со сливками. Я как мышонок отчаянно барахталась, пока не почувствовала опору под ногами. Меня никто не слышал и не слушал, но я смогла переломить ситуацию, понадобилось время, чтобы разбудить интерес у детей к своему предмету, к себе. Главное, чему я научилась - это тому, что нельзя заставить, можно только заинтересовать, что класс – это не безликая масса, а дети со своей индивидуальностью и неповторимостью. Надо видеть каждого ребёнка и обращаться непосредственно к каждому ребёнку, а не к массе, и тогда они услышат и поймут. Дети как инструменты, которые в опытных руках могут звучать как оркестр или бесформенно издавать шум в руках плохого музыканта. Учитель, как настройщик, должен настроить ученика на правильное звучание. Этими принципами я руководствуюсь и сейчас.                  

           Теперь я знаю, что до каждого ребёнка можно «достучаться», нужно только найти ту струну его души, которая откликнется на ваш призыв. Я всегда думаю: кто мои ученики? Какими они вырастут? Найдут ли себя в жизни, в профессии? Смогут ли реализоваться как личности? Какой сделают нашу страну? Ведь от того, какие ценности важны для них, какие идеалы станут исповедовать, зависит наше общее будущее. По сути дела мы, учителя, своими руками закладываем своё будущее и будущее наших детей, закладывая основные ценности и ориентиры, которыми в дальнейшем они должны следовать. Это большая ответственность, требующая порой самопожертвования. Вечное стремление узнать больше, сделать больше, отдать больше. Вечная потребность учиться, чтобы передать полученные знания детям, родителям, коллегам. Мы часто вспоминаем с младшим сыном, как он, пытаясь привлечь моё внимание и в очередной раз «оторвать» меня от подготовки к урокам, заявил: «Мама ты, что двоечница, что ты всё делаешь и делаешь уроки?»  Прошли годы, и сейчас он просто называет меня вечной ученицей. Вечная ученица, наверное, это свойственно всем ищущим, творческим людям, которые уверены в том, что нет предела совершенству, и постоянно есть к чему стремиться.

            «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным», - сказал Константин Симонов когда-то.

А учитель должен быть образованным, находиться в постоянном поиске, стремиться, что -  то изменить, улучшить, ставить перед собой цель и стремиться её реализовать. И тогда не будет возникать вопроса о профессиональной компетентности и о профессиональном выгорании. Я думаю, что выгорание наступает тогда, когда работа превращается в однообразную рутину или человек не получает морального удовлетворения от своей работы, или не способен на творчество, основной составляющей деятельности учителя.  Недавно на уроке обществознания «Труд и творчество» в 6 классе, я столкнулась с ситуацией, которая заставила меня задуматься. Ученики, ознакомившись в учебнике с определением творчества (Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других), должны были выбрать из предложенных профессий те, которые являются творческими. Каково же было моё удивление, когда профессия учителя не была ими выбрана, а когда я предложила рассмотреть её как вариант, они категорически заявили, что учителя ничего не творят, а просто учат. На мгновение я даже растерялась, но потом объяснила, что ценное измеряется не только в материальном плане, но и в духовном. Как аргумент привела слова Дмитрия Лихачёва: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…»

            Я люблю свою профессию, люблю общаться с детьми. Для меня общение с ними своего рода энергетическая подзарядка. Где ещё можно пообщаться с сотней детей за один день, зарядиться их детской непосредственностью, доверчивостью, научиться от них доверию, любви и терпению, взглянуть на мир детскими глазами?! Благодаря общению с детьми я поняла, что самое главное - это заслужить их доверие, и тогда они простят тебе все твои ошибки и останутся верными. Но доверие можно заслужить только искренностью, пониманием, справедливостью и любовью. Равнодушие дети чувствуют сразу и тогда никакие увещевания и нотации не помогут. Нотации в моём понимании вообще малоэффективны. Намного эффективнее доверительная беседа или вовремя сказанная шутка. В этом плане я солидарна с Гербертом: «Смертельный грех учителя – быть скучным», моим союзником всегда был юмор. Сколько детских конфликтов было погашено и переведено в шутку!!! Сколько смешных историй было в моей практике, были и сложные ситуации, которые удавалось сгладить нейтральной шуткой. В своей практике я руководствуюсь ещё одним правилом: всегда слушать детей, дети хотят быть услышанными. И когда ко мне обращаются за советом не только ученики из моего класса, в котором я являюсь классным руководителем, но и из других, я понимаю, что мне доверяют, и это дорогого стоит. И моя задача - не растерять то доверие, которое дарят мне мои ученики.

           В последние годы сложилось мнение о непрестижности профессии учителя, давно прошли те времена, когда учитель для детей был сродни небожителю, когда учитель был флагманом в вопросах просвещения. Информационный бум со своей открытостью и вседоступностью стёр завесу таинственности с учительской деятельности. Современный учитель в сегодняшних реалиях, по сути, является представителем сферы обслуживания, которая диктует свои правила. Во многом потеря престижа профессии вызвана падением уровня образования. Мне часто приходится слышать: «Как вы учите современных детей, их же ничего не интересует, кроме компьютера». На это я всегда отвечаю: «Дети всегда остаются детьми, и они являются нашей копией с поправкой на время, они отражение нашего времени, нашего общества». В век информации они ею перегружены настолько, что просто уже не в состоянии её воспринимать. И учитель, как ещё один из источников информации, им не интересен. Концепция современного образования, должна стать той панацеей, которая вырвет образование из заколдованного круга, по которому оно ходит уже ни одно десятилетие. Конечно, общаясь с коллегами, я вижу сомнения, но я как историк, человек, который смотрит на происходящие процессы через призму времени в перспективе и опыта человечества, искренне считаю, что введение новых стандартов и современных образовательных технологий дадут в будущем хороший результат, ведь они ориентированы на современных детей, на их интересы. Работать на перспективу учителям не привыкать, тем более, что всё новое – это хорошо забытое старое.

          Очередной поворот поезда, за которым откроются новые дали. Новые перспективы и возможности. Новые ученики, новые тревоги и сомнения, новые радости и заботы. И за этими заботами важно не забыть основные правила настоящего учителя:

  • Учитель, который не способен учиться дальше, уже не может считаться учителем.
  • Хороший учитель способен научиться многому у каждого из своих учеников.

           Размышляя о своем жизненном пути, я понимаю, что мне трудно провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь… А есть ли вообще эта грань?!   Наверное, это и есть  моя дорога, зовущая и ведущая вдаль, к радостям педагогического труда, к осознанию своей необходимости для своих учеников, для жизни, связанной с их интересами.

           Почему мне нравится работать в школе? Потому что школа – это источник знаний, вдохновения, радости, неиссякаемый родник идей, мыслей и новых открытий.

 Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем.

Двадцать лет я сохраняю верность одной школе, преподаю историю и обществознание. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

Я рада, что я востребована, что могу своим личным примером, своим опытом и своими знаниями помочь моим ученикам. Я счастлива от осознания того, что судьба предоставила мне шанс стать учителем.

            Гудок поезда. Впереди новые станции и новые встречи. Впереди дорога, позади находки и свершения. Ветер в лицо. Впереди находки и свершения. Я учитель. Учитель я!

     

                                                                                            У поезда нет станции "конечной"

                                                                                                 Его маршрут, от самых первых дней

   Наверное, до полустанка "Вечный"…


 

Комментарии

Кирьянова Ольга Николаевна

Ольга Николаевна. Мне очень понравилось твое эссе. Жизнь действительно,как поезд. Очень проникновенно. Умница! Желаю тебе удачи!

Попова Татьяна Дмитриевна.

Поезд: смена настроений и пейзажей за окном.
Вот бы чуточку везенья: не казалось чтоб всё сном.
Годы, бури и метели пронеслись в Вашей судьбе
Вместе с песенкой из детства и попутчики: "Вы где?"
Да, мельканье лиц и волею судеб с Вами, Ольга Николаевна, много замечательных людей: Ваших учеников, которые Вас любят и ценят. Ведь именно Вы дали им путёвку в жизнь. Так держать.

Сороковикова Ольга Николаевна

Спасибо девочки, буду стараться.