Инновационные технологии на уроке.

Сегодня в нашей с вами профессиональной жизни прочно утвердилось понятие «инновации». Русский аналог этому слову- нововведение.  Инновационные  явления  обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет. Что изменилось?

1.Увеличился  объём новой информации из разных областей науки (психологии, социологии). В связи с этим, возникли вопросы: какую часть этого объёма дать детям, где и как им выбирать информацию и многое другое.

Все эти вопросы сформировали задачу - Обучить школьников умению искать нужную информацию, определить с какой целью они её применяют.

2.Изменились условия организации обучения: статус школы, образовательные программы, планы, учебники.

Формы обучения ( дистанционное, домашнее, экстернат и т.д.).

Оснащение кабинетов техническими средствами.

3.Изменились требования профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению.

В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребёнка его психологические и возрастные особенности, вопросы адаптации.

Сегодня мы говорим не просто об уроке ,а об основных моделированиях урока.

Инновационный урок-это динамическая, вариативная модель организации обучения и учения, учащихся на определённый период времени и результат.

Мы переходим на моделирование урока- то есть технологии доставки и упаковки знаний.

Сценарий развития образования:

1.Стабилизационный

2.Модернизационный

3.Иновационный

2013-2020г

В основе инновационного урока могут быть: элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий.

Обучение учащихся через художественные образы; Раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности. Научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение  методу логических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся.

Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему - именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнений, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций успеха, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

Виды инновационных уроков.

Выделяют следующие виды инновационных уроков: Уроки самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой технологии; дифференцированного обучения; на основе проектной деятельности; уроки тренинги, и другие.

Советы учителю по проведению уроков самостоятельной деятельности:

Демонстрировать доверие; не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи; не критиковать за ошибки; собеседования вести в виде уточнения деталей; Определять конкретный оббьем работы для того, чтобы ученик мог рассчитать свои силы; Установить временные рамки для выполнения работы; создать условия для осуществления самооценки учащимся результата собственной деятельности; определять критерии выполнения самостоятельной работы; разработать формы контроля самостоятельной деятельности, критерии оценки результата деятельности учителем .

Уроки самостоятельной деятельности - форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков – формирование развития механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности.

Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия. Данные уроки играют большую воспитательную роль. При подготовке к урокам данного вида необходимо изучить уровни общих учебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся. Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы; Подбирается технология обучения; Объём и содержание учебного материала; Литература и дидактический материал; Технико-технологические средства учебного процесса. Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме. На уроках самостоятельной деятельности должны быть чётко определены позиции учителя и ученика. Уроки самостоятельной деятельности не могут показать полную картину педагогического мастерства учителя, они лишь частично раскрывают аспекты его творчества и самобытности.

Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления.

Цель исследовательского урока - использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлении о мире. В основе такого урока - организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложения для изучений. Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке - получение конкретного результата (продукта). Отличительные особенности технологии такого продуктивного(нацеленного на получение продукта)обучения: самостоятельная учебная деятельность школьника, тесно связанная с его реальной трудовой деятельностью; ориентация учёбы и труда на конкретный результат. Идеология продуктивного образования раскрывает широкие возможности для обучения учащегося вне стен классов, программ школ.

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; и зачёт в парах и т.д. Цель групповой технологии - обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями совместной  деятельности. Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения - развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения. Самый распространенный тип таких уроков - урок предполагающий работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний(уровневая дифференциация обучения).

Проблемные уроки - форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуаций. На таком уроке перед школьниками либо ставятся, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения - активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.

Проблемное обучение-это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а так же умению решать проблемы. Проблемные уроки структурно, немного напоминают психологические ситуации, которые имеют своеобразную конструкцию деятельности. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.

Проблемное обучение- это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя - организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока.

Урок – тренинг это такая форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии - приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Это специфическая  тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки - тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках - тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса,  на индивидуальной - для конкретного учащегося. Для таких уроков разрабатываются критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности.

На уроке - тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества. Например: подбор необычных заданий, дидактического материала, организацию соревнований, взаимного контроля и т.д.

Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развития познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным.  Обязанность учителя -подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной  познавательной деятельности. Преимущество метода проектов: системное закрепление знаний по другим учебным предметам; развитие уверенности в своих силах. Использование этого метода стимулирует установку на самостоятельное открытие нового знания. Учитель здесь должен постоянно работать в режиме развития.

Образование должно быть рентабельным.