Мастер-класс

Тема: ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

Слайд № 1

Здравствуйте ребята. Я вижу перед собой учащихся 21 века.

Слайд № 2

На слайде Вы видите предметы, которые вам хорошо знакомы в вашей повседневной жизни – это роботы, сенсорные предметы быта (телефоны, планшеты), компьютеры и т.д.  А теперь посмотрите на предметы, которые стоят у меня на столе. Я думаю, что для вас не составит труда сказать, что это и  их назначение.  Хочу заметить, что все эти предметы имеют одно назначение.

Слайд № 3 1. Динамо-машина, электрогенератор –всё это механические источники тока

Слайд № 4 2. Солнечные батареи – световые источники тока

Слайд № 5 3. Батарейки – химические источники тока

В чём их назначение?

Ответ: они являются источником тока.

Кто даст определение источника тока?

Ответ: ???

Слайд № 7 Определение источника электрического тока (дети самостоятельно читают со слайда)

Источник тока - это устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую энергию.

Основоположники учения об источниках электрического тока.

Наука стала складываться из различных исследований, которые проводились в национальных школах. Они в основном находились в монастырях, и работы проводились небольшим коллективами. Основы современной физики были созданы в XVII веке.

Луиджи  Гальвани ( 1737-1798 ) -  один из основоположников учения об электричестве, его опыты с «животным» электричеством положили начало новому научному направлению — электрофизиологии. В результате опытов с лягушками Гальвани предположил существование электричества внутри живых организмов.

Алессандро  Вольт (1745 - 1827) — итальянский физик, химик и физиолог, изобретатель источника постоянного электрического тока.

Как-то раз он взял в руки трактат физиолога Луиджи Гальвани «Об электрических силах в мускуле» и понял, что лапка лягушки начинала дергаться только тогда, когда к ней прикасались двумя разными металлами. Гальвани не заметил этого! Вольта решает поставить опыт Гальвани на себе: он взял две монеты из разных металлов и положил их в рот - сверху, на язык, и под него. Потом соединил монеты тонкой проволокой и ощутил вкус подсоленной воды.

Вольта отлично знал – это вкус электричества, и рожден он был металлами.

СДЕЛАЙ САМ!

Теперь мы с вами ребята, мысленно перенесёмся в конец 17го века, в то время когда жили эти знаменитые учёные и проведём исследование, над которыми они работали.

Сегодня на мастер-классе вы будете работать по парам. Две пары (показать) – электрики. Одна пара – монтажники. А все вместе вы экспериментаторы.

Первая пара учащихся работает по технологической карте

Ваша задача взять две пластины (цинковая и медная) С помощью наждачной бумаги зачистить одну сторону на каждой пластине для снятия окислительной плёнки. Ватный диск пропитать соком лимона. Пластины соединить друг с другом проложив диск между ними. С помощью двух прищепок закрепить эти пластины.

Вторая пара учащихся:

Ваша задача взять две пластины (цинковая и алюминиевая) Те же действия. С помощью наждачной бумаги зачистить одну сторону на каждой пластине для снятия окислительной плёнки. Ватный диск пропитать соком лимона. Проложить диск между пластинами. Соединить пластины друг с другом под углом 90◦.  С помощью двух прищепок закрепить эти пластины.

Третья пара учащихся:

Ваша задача сделать измерительный прибор для определения напряжения, которое показывает наличие электрического тока. Для этого на катушки выполнить намотку, используя полностью весь провод.

Теперь наша задача определить есть ли электрический ток в гальванической паре. Для этого необходимо взять свободные концы катушек и присоединить их к клемам гальванической пары. Прибором для определения наличия электрического тока будет являться компас, так как его основной элемент – это …правильно,  магнитная стрелка. Мы помещаем компас вовнутрь катушки и что же происходит, ребята? Стрелка начинает отклоняться от первоначального положения. Знаете почему? … Потому что внутри катушки возникает электрическое поле, которое заставляет стрелку отклоняться. 

Ребята, используя гальванические элементы, сделанные вашими руками можно использовать для различных экспериментов.  Например, определить наличие электрического тока в цепи с помощью светодиода вместо компаса. Только для этого мы соединим последовательно два ваших гальванических элемента и присоединим к ним светодиод, потому что одного недостаточно, что светодиод загорелся.

Сейчас вы увидели, что с помощью простейших приспособлений можно проводить интересные опыты и ставить занимательные эксперименты. Я хочу вам предложить провести подобные опыты в домашних условиях или же на уроках технологии вместе с вашим учителем. А так же постарайтесь ответить на предложенные вопросы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_osnovopolozhniki.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Источники электрического тока» Тихонов Анатолий Александрович, учитель технологии МОУ СОШ № 53

Слайд 3

Механические источники тока

Слайд 4

Световой источник тока

Слайд 5

Химический источник тока

Слайд 6

Источник тока Источник тока - это устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую энергию

Слайд 7

Луи́джи Гальва́ни (1737-1798 ) — итальянский врач, анатом, физиолог и физик, один из основателей электрофизиологии и учения об электричестве, основоположник экспериментальной электрофизиологии. Первым исследовал электрические явления при мышечном сокращении. Основоположники учения об электрическом токе

Слайд 8

Основоположники учения об электрическом токе Именем Вольты названа единица измерения электрического напряжения — Вольт. Алессандро Вольта (1745 - 1827) итальянский физик, химик и физиолог, изобретатель источника постоянного электрического тока. Вольта впервые поместил пластины из цинка и меди в кислоту, чтобы получить непрерывный электрический ток, создав первый в мире химический источник тока

Слайд 9

Ряд активности металлов Li, Rb, K, Ba, Sr, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Cd, Co, Ni, Sn, Pb, H, Sb, Bi, Cu, Hg, Ag, Pd, Pt, Au