Качественные реакции в химии

Макарова Наталья Михайловна

Качественные реакции  -урок -исследование.Данный урок был проведен на районном семинаре 15 декабря 2015 года в МКОУ "Ситцевская СОШ" .Это урок-практикум.Основные технологии-исследовательская деятельность учащихся и постановка проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Качественные реакции в химии» -8, 9 класс

Урок проведён по технологии исследовательской деятельности учащихся и постановки проблемы по программе и учебнику О.С. Габриелян «Химия» 9 класс.

Макарова Наталья Михайловна, учитель химии

«Трудись и станешь гением..!»

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о качественных реакциях (8 класс)

закрепить знания учащихся о качественных реакциях неорганических соединений; отработать навыки экспериментального определения качественного состава неорганических веществ.(9 класс)

Задачи урока:

Образовательные:

Продолжить формирование знаний о химических реакциях, правилах их составления, законе сохранения массы веществ, признаков химических реакций, об индикаторах

Развивающие:

Продолжить развитие познавательного интереса к предмету, умения применять знания, полученные на уроках на практике, формировать умения делать логические выводы, анализировать, сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

Создать комфортные условия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, темпа их работы, способствовать формированию и развитию учебных универсальных действий, метапредметных результатов.

Тип урока: урок -практикум

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, беседа, эксперимент.

Технологии обучения: исследовательская деятельность учащихся и постановка проблемы

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский.

Организационный момент: организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся.

Вступительное слово учителя

Приветствие обучающихся, создание эмоционального настроя и мотивации на изучение нового материала. Неделю назад по телевидению показали фильм «Алиса в стране чудес»  Я хочу зачитать вам отрывок из произведения Л. Керролла «За несколько шагов от нее сидел на ветви Чеширский кот. «Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти?»- «А куда ты хочешь попасть?»- Спросил в ответ кот. «Мне все равно …»- сказала Алиса.- «Тогда все равно куда идти»,- заметил кот(слайд 1)

Вопрос к классу: Что хочет сказать этим кот Алисе и почему я прочитала вам эти слова? (Ответы учащихся)Правильно, нужно знать цель своей работы. И сегодня на уроке мы будем учиться решать проблемы. И первая проблема –это зашифрованная тема нашего урока.

Объявление темы и задач урока (слайд 2-3)

Тема нашего урока записана на доске, прочитайте ее пожалуйста

к

и

ч

к

с

е

в

е

н

н

и

а

ц

е

а

т

р

е

ы

Девиз урока – любимая поговорка Д.И. Менделеева (Весь урок нам будет помогать великий гений. Слайд  4 )

Актуализация знаний(слайд 5)

Какие реакции мы называем качественными?

Что такое индикаторы?

Для чего используют качественные реакции?

Я тоже вам сегодня предлагаю побыть исследователями

Постановка проблемы(Слайд6)

К старому аптекарю обратилась женщина, больная анемией. Врач посоветовал ей употреблять больше мясной пищи, красных фруктов. Но улучшения здоровья не произошло «Говорят , что у вас есть лекарство»- «Да»- и аптекарь открыл свой сейф. И, о, УЖАС! В сейфе со всех склянок отклеились этикетки .Одному ему не под силу разобраться, необходима наша помощь.

Объект исследования: химические реакции

Предмет исследования: качественные  реакции  на определение кислотности, реакции на ионы железа, и качественные реакции на содержание хлоридов и сульфатов

Организационный момент: формирование групп, выбор координатора, распределение обязанностей между членами группы:

  • Работа над проектом.
  • Представление результатов работы.
  • Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы работаете в группах. Каждая группа выполняет собственное исследование, согласно инструкциям, которые находятся на столах .Обязательно воспользуйтесь учебником, если возникнут затруднения(стр.100-8 класс; стр.80- 9 класс)

Слайд №7

Главный секрет жизни такой: один человек – нуль, вместе – только люди.

(Д.И.Менделеев)

Слайд №7

«Теория, не проверяемая опытом,

при всей красоте концепции теряет вес»

(Д.И.Менделеев)

Исследование.(слайд 8)

Задание для группы1

Проверка качества мяса и натурального меда

Задание для группы 2

Определение кислот, оснований и солей с помощью индикаторов. Качественные реакции на хлориды и сульфаты

Задание для группы 3

Определение качественного состава лекарственного препарата

Слайд №9

Подведение итогов

От каждой группы докладывает учащийся, другие задают вопросы.

Слайд №10

 «Учение –себе, плод учения – другим. Сами трудитесь, вы сделайте все для близких и для себя. И если успеха не будет, будет неудача, не беда. Попробуйте еще раз!»

 Д.И.. Менделеев

Слайд №-11

Сообщения учащихся  о научных проектах

1.Определение лакмуса в лишайниках

2.Качественны анализ почвы. Определение сульфатов и хлоридов в почвенных вытяжках

3.Определение  перманганатной окисляемости воды из природных источников

4.Определение кислотности почвы

Рефлексия Слайд №12

  1. Какие открытия для себя вы сделали?
  2. Самым интересным на уроке для меня было …
  3. Вызвало затруднения

Химические знания полезны всем независимо от специальности, нужны они и в повседневной жизни, в быту, Сегодня в этом вы  убедитесь сами.

Определение и разъяснение домашнего задания. Сообщение домашнего задания и комментарий к нему. (Слайд-13 )         

Домашнее задание.  §14, стр. 86(практическая работа № 3)

Приложение 1

Определение качественного состава лекарственного препарата

Каждый эксперимент – это творческий путь познания истины

Реактивы и оборудование: медицинский препарат ферроплекс или любой витаминный комплекс, содержащий ионы железа (например, фенюльс), гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра, вода; ступка с пестиком, стеклянная палочка, воронка, фильтр, стакан, пробирки.

Введение. Медицинский препарат фенюльс применяют для лечения больных с пониженным содержанием гемоглобина в крови. Он состоит из растворимой средней соли, образованной нерастворимым основанием и сильной кислотой. Для лучшего усвоения основного компонента организмом в состав лекарства введена аскорбиновая кислота (витамин С). Применение препарата рассчитано на длительный срок.

Задание: определите качественный состав соли, входящей в состав редложенного вам препарата.

Вопросы-подсказки

  • Проанализируйте предложенную информацию. Какие частицы могут входить в состав данной соли?
  • Какой способ качественного определения состава фенюльса следует выбрать ? (Используйте данные таблицы «Растворимость кислот, солей и оснований в воде», обратите внимание на название препарата.)

Ход работы

  1. Измельчите таблетку лекарства в ступке и растворите в воде (5-10 мл).
  2. Профильтруйте раствор.
  3. Проведите качественные реакции. (соблюдайте технику безопасности!)
  4. Оформите работу, заполнив таблицу, в которой есть следующие графы: гипотеза (предлагаемые катионы и анионы); реактив; наблюдения; уравнение реакции; выводы.
  5. Сделайте вывод о качественном составе препарата «фенюльс»

Гипотеза

Реактивы

Наблюдения

Уравнение реакции

выводы

Приложение 2

Определение качества мяса и натурального меда

Химические знания полезны всем независимо от специальности, нужны они и в повседневно жизни, в быту, Убедитесь сами. Наверняка вам захочется выполнить предлагаемые задания, проверить их на практике, использовать по мере надобности в жизни.

Задание вам необходимо проверить  качества натурального мёда и мяса.

Информация для размышления

В состав мёда входит глюкоза и фруктоза в виде 80-85%-ного раствора. В мёде содержися также незначительное количество муравьиной кислоты, белков и воска. Прозрачность мёда зависит от содержания в нём воска: чем воска меньше, тем  мёд прозрачнее. В загустевшем прозрачном мёде образуются мелкие кристаллы, в первую очередь фруктозы. Если при растворении мёда в воде раствор получается мутным, это означает, что а мёде много воска.

Мёд примерно в 1.5 раза тяжелее воды (плотность  1,40-1,44 г/см3). Чистый натуральный  мёд  не содержит сульфатов и хлоридов, органических красителей и крахмала Не содержит красителей и крахмала натуральное мясо.

Реактивы и оборудование: мед, колбаса, хлорид бария, нитрат серебра, иодная спиртовая настойка вода; ступка с пестиком, стеклянная палочка, воронка, фильтр, стакан, пробирки.

Вопросы-подсказки

  • Проанализируйте предложенную информацию. Какие частицы не должны содержаться в натуральном меде и мясе
  • Какой способ качественного определения содержания примесей следует выбрать ? (Используйте данные таблицы «Растворимость кислот, солей и оснований в воде»,

Ход работы

  1. Растворите 5 г. меда в 30 мл. воды , а мясо или колбасу разотрите в чашке.
  2. Профильтруйте раствор.
  3. Проведите качественные реакции. (соблюдайте технику безопасности!)\
  4. Оформите работу, заполнив таблицу, в которой есть следующие графы: гипотеза (предлагаемые катионы и анионы); реактив; наблюдения; уравнение реакции; выводы.
  5. Сделайте вывод о качестве исследуемых продуктов

Гипотеза

Реактивы

Наблюдения

Уравнение реакции

выводы

Приложение №

Качественные реакции на хлориды, сульфаты, определение кислот и оснований.

Реактивы и оборудование: 3 химических склянки без надписей (серная кислота, гидроксид натрия и хлорид кальция; индикаторы-лакмус  и метиловый-оранжевый, нитрат серебра, вода;, стеклянная палочка, воронка, фильтр, стакан, пробирки.

Введение. Индикаторы  химические- это вещества, изменяющие окраску, в зависимости от относительной концентрации того или иного вещества в растворе. Наиболее известными химическими индикаторами являются лакмус, фенолфталеин и метиловый оранжевый. Во многих цветах и плодах содержатся вещества, способные менять свой цвет, в зависимости от среды, т. е. могут служить индикаторами.

Задание: С помощью индикаторов определите содержимое склянок старого аптекаря, а также определите состав  неизвестной соли

Вопросы-подсказки

  • Проанализируйте предложенную информацию. Какие частицы могут входить в состав выданных вам веществ
  • Какой способ качественного определения кислот, оснований и солей следует выбрать ? (Используйте данные таблицы «Растворимость кислот, солей и оснований в воде»,

Ход работы

Проведите качественные реакции. (соблюдайте технику безопасности!)\

Оформите работу, заполнив таблицу, в которой есть следующие графы: гипотеза (предлагаемые катионы и анионы); реактив; наблюдения; уравнение реакции; выводы.

Сделайте вывод о качественном составе веществ, находящихся в химических склянках

Гипотеза

Реактивы

Наблюдения

Уравнение реакции

выводы

                     



Предварительный просмотр:

Предмет: химия

Класс: 9

Тип урока: урок- практикум

УМК:  учебник О.С. Габриелян «Химия» 9 класс.

Технологическая карта

Тема

Качественные реакции

Цель

 Сформировать у учащихся понятие о качественных реакциях в неорганической химии

Задачи

Образовательные:

Продолжить формирование знаний о химических реакциях, правилах  составления уравнений в молекулярном и ионном видах; отработать навыки экспериментального определения качественного состава неорганических веществ.

Развивающие:

 Продолжить развитие познавательного интереса к предмету, умения применять знания, полученные на уроках на практике, формировать умения делать логические выводы, анализировать, сравнивать и обобщать.

Воспитательные: 

 Создать   комфортные условия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, темпа их работы, способствовать формированию коммуникативных компетенций, закрепить умения и навыки химического эксперимента

Формируемые УУД

Личностные: 

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, границ собственного знания и «незнания»

Регулятивные: 

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения и учета характера сделанных ошибок, выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Познавательные: 

Использование моделей и схем для решения поставленных задач, структурирование знания, умение осуществлять сравнение, и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные

В познавательной сфере: продолжить формирование у учащихся понятие качественных  реакций: изучить признаки химических реакций, условия образования и протекания и значение их в жизни.

В ценностно-ориентационной сфере: умение прогнозировать признаки и условия протекания химических реакций с применением межпредметных знаний-  формирование метапредметности

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Компьютер, необходимые реактивы и оборудование, инструкции, тесты для самопроверки, таблицы для защиты проектов.

Технология

Технология исследовательской деятельности учащихся   и постановка проблемы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

 Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок, демонстрирует фото на слайде

Приветствуют учителя, рассаживаются по группам, готовность к уроку

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Выявление опорных знаний для дальнейшего изучения темы «типы химических реакций» - реакции разложения, обобщение реакции соединения в виде магнитной схемы.

Отвечают на поставленный учителем вопрос, называют, что они знают о химической реакции.

Работа в группах с текстами пословиц и поговорок, выбирают из текста химические реакции.

Обмениваются мнениями по правильности определения химических и физических явлений. Записывают уравнения реакций, определяют тип, комментируют свои ответы.

Работа со материалами слайда, прослушивания стихотворения, просмотр газеты

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Выдвигает проблему.

Демонстрация опыта

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Формулируют тему и цель урока.

Посмотрите опыт. Какой продукт реакции мы получили? Предположите к какому типу относится данная реакция. Сформулируйте тему урока.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с типом реакции разложения

Обращает внимание на схему реакции, подводит к раскрытию темы урока.

Формулирует задание…

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Нацеливает на проведение эксперимента, организует и контролирует его

Выполняют лабораторную работу по инструкционным карточкам, ведут запись уравнения реакций и определяют их тип

Обсуждают результаты опытов и корректировка при необходимости.

Работают по инструктивным картам

Выполнение инструкции

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении типа реакций

Проверка выполнения задания, беседа

Проводит параллель с ранее изученным материалом Организует работу

с кластером и дописывает под руководством ребят новую информацию

Докладывают о результатах своей работы

Выполняют работу по заполнению кластера. Работа с кластером

Слушают ответы учащихся и отвечают на вопросы

Работа со слайдом по определению понятия скорость реакции и влияния катализатора

Заполните кластер

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель.

Проверить умения в определении самоконтроль усвоения знаний.

Организует проверку правильности составления уравнений

Показывает слайд

Демонстрация опыта вулкана закрепляет умения вести наблюдения за ходом эксперимента и делать выводы на его основе.

Посмотрите рисунки в учебнике: разложение воды и перманганата калия

Наблюдают опыт и определяют признаки реакции

Работа с учебником

Рассматривают схемы и отвечают на вопросы

Работа с раздаточным материалом

Расставляют коэффициенты и определяют тип реакций

Посмотрите опыт и укажите признаки реакции

Посмотрите рисунки в учебнике и ответьте на вопросы

Расставьте коэффициенты и определите тип реакции в предложенных вам примерах

 Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Проверка способности самооценки, как личностный результат. Создание ситуации успеха

Указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности Оценка собственного продвижения

Дописывают предложения

Допишите предложения

 Д/З

Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание § 29 стр. 155 упр.  №1

Ведут запись домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

к и ч к с е в е н н и а ц е а т р е ы

Слайд 3

Качественные реакции в химии

Слайд 4

«Век живи-век учись!»

Слайд 5

-Какие реакции мы называем качественными? -Что такое индикаторы? -Для чего используют качественные реакции?

Слайд 6

? ? ?

Слайд 7

Главный секрет жизни такой: один человек-нуль, вместе-только люди .( Д.И.Менделеев )

Слайд 8

Исследование Задание для группы1 Проверка качества мяса и натурального меда Задание для группы 2 Определение кислот , оснований и солей с помощью индикаторов. Качественные реакции на хлориды и сульфаты Задание для группы 3 Определение качественного состава лекарственного препарата

Слайд 10

Подведение итогов «Учение –себе, плод учения – другим. Сами трудитесь, вы сделайте все для близких и для себя. И если успеха не будет, будет неудача, не беда. Попробуйте еще раз !» Д.И.Менделеев

Слайд 11

Сообщения учащихся

Слайд 12

Рефлексия 1.Какие открытия для себя вы сделали? 2.Самым интересным на уроке для меня было … 3.Вызвало затруднения

Слайд 13

Домашнее задание . § 14, стр. 86(практическая работа № 3)