Центр содействия семье и детям

Богомолова Анна Ивановна

 

 

 

Сопровождение приемных семей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Сопровождать - значит проходить с кем-либо часть

его в пути в качестве спутника или провожатого"

 

Н. Осухова

 

 

 

 

 

Цель службы сопровождения замещающих семей:

комплексное социально - психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, способствующее полноценному развитию личности ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

 

 

Основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей:

 

· В рамках Школы приемных родителей – информирование, подбор, подготовка граждан, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

 

· В рамках сопровождения - оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи замещающим семьям: опекунским, приемным, семьям усыновителей.

 

· Индивидуальное и групповое консультирование замещающих родителей, направленное на повышение родительской компетентности, на поддержку стабильности замещающей семьи, благополучия всех её членов.

 

· Подготовка детей к интеграции в замещающие семьи.

· Коррекционно-развивающие занятия с приёмными детьми.

 

· Проведение информационно-просветительской работы с населением по вопросам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

· Организация деятельности Клуба для замещающих родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа приемных родителей

 

 

 

 

 

Несомненное условие счастья — есть СЕМЬЯ

Л.Н. Толстой

 

 

 

 

 

Нормативно-правовое обеспечение:

1. Договор №65 от 11.03.2013 г «О передаче полномочия органа опеки и попечительства», на основании которого учреждению переданы полномочия по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством РФ формах.

2. Порядок об организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (06.12.2012 г.)

3. Приказ об открытии Школы приемных родителей (20.03.2013 год).

4. Положение о Службе сопровождения замещающих семей (14.03.2013 год).

5. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения.

Цели Школы приемных родителей:

· Помочь кандидатам принять осознанное решение по поводу приема ребенка в семью.

· Способствовать успешному прохождению адаптационного периода приема ребенка в семью.

· Повысить уровень «родительских компетенций».

Задачи Школы приемных родителей:

· Помочь кандидату разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность.

· Сформировать представление о депривационных нарушениях ребенка, оставшегося без попечения родителей; синдроме социального сиротства; потребностях ребенка.

· Раскрыть возможности разных стилей воспитания.

· Развить толерантные установки, эмпатийные и экспрессивные умения замещающих родителей.

· Настроить будущего замещающего родителя на дальнейшее сотрудничество со специалистами службы сопровождения замещающих семей.

В Школе приемных родителей подготовка кандидатов проводится по двум формам обучения:

· Очная (обязательное посещение не менее 80% аудиторных занятий (лекций, семинаров, тренингов), индивидуальное интервью, психологическая диагностика, консультирование).

· Очно - заочная (посещение обязательных аудиторных занятий, выполнение не менее 80% заданий, индивидуальное интервью, психологическая диагностика, консультирование).

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа обучения «Школы приемных родителей» включает следующие основные блоки:

1. Психолого-педагогический блок

· Психологические/психические особенности детей, оставшихся без попечения родителей (депривация, формирование привязанности, психотравма, прошлый опыт ребенка).

· Возрастная психология (общие вопросы психологии развития ребенка; особенности развития ребенка на разных возрастных этапах: дошкольный, младший школьный, подростковый периоды, возрастные кризисы).

· Установление контакта с ребенком. Адаптационный период.

· Девиантное поведение детей и подростков/вредные привычки, подходы к профилактике.

· Воспитательный потенциал семьи. Принципы, формы и методы воспитания детей в семье.

· Особенности общения и взаимодействия в принимающей семье (дети – родители, приемные – кровные дети, приемные дети – другие родственники).

· Развитие личности ребенка (в т.ч. духовно-нравственное).

· Взаимодействие с социальным окружением ребенка (в т.ч. с кровными родственниками). Вопросы конфликтологии.

2. Медицинский блок

· Наиболее часто встречающиеся формулировки диагнозов детей, их комментарий.

· Влияние генетической наследственности на здоровье и поведение ребенка.

· Эмоциональные/поведенческие расстройства (типы, проявления, работа с ними).

· Детские заболевания (в т.ч. неврологические). Профилактика заболеваний.

· Основы гигиены и санитарии, здоровый образ жизни. Оказание первой доврачебной помощи.

3. Юридический блок

· Дети, подлежащие усыновлению, опеке, помещению в приемную семью.

· Отличие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

· Организационно-правовые основы создания и функционирования принимающих семей.

· Материальные и нематериальные права и обязанности принимающих родителей.

· Подготовка требуемых документов на ребенка при семейных формах устройства.

· Процедура семейного устройства ребенка и сопровождение принимающей семьи.

4. Социально-экономический блок

· Бюджет семьи.

· Финансовая отчетность для приемных семей.

· Создание «реабилитационного пространства».

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка ребёнка к устройству в замещающую семью

Цель: подготовить детей к жизни в замещающей семье, обеспечить психологический комфорт ребенку при помещении в новую семью.

Задачи:

· формирование у ребенка представлений о семейной системе, внутрисемейных взаимоотношениях, семейных ролях, обязанностях;

· компенсация последствий травматического опыта (опыт проживания в кровной семье, опыт проживания в замещающей семье) и создание позитивного образа семьи;

· компенсация депривационных нарушений в развитии ребенка;

· формирование эмоционально – волевой сферы;

· формирование навыков решения межличностных проблем.

 

 

 

 

Программа подготовки ребенка к семейному устройству включает в себя следующие

Блоки мероприятий:

· общую подготовку (подготовка детей для различных форм семейного устройства с учетом их возрастной категории и особых потребностей);

· психологическую подготовку (игры, тематические сессии и другие технологии в рамках индивидуальной или групповой терапии);

· социально – педагогическую подготовку (мероприятия по социальной и бытовой адаптации, проводимые воспитателями и социальными педагогами);

· специальную подготовку (мероприятия по подготовке ребенка к устройству в конкретную семью, получившую документы для приема ребенка в семью: усыновителей, опекунов, приемную, патронатную семью и т. д.

Клуб для замещающих родителей

Цель: предоставление участникам психологической и информационной поддержки, способствующей успешной адаптации приемного ребенка в семье, и профилактика вторичного отказа от ребенка.

Задачи:

• Повышение родительской компетентности (через разные формы: лекции, семинары, практические занятия, обучающие психологические тренинги).

• Оказание индивидуальной консультативной помощи.

• Обеспечение необходимой литературой для самостоятельного изучения.

• Организация досуга замещающих семей.

• Распространение опыта приемных родителей.

• Снижение эмоционального напряжения и предупреждение эмоционального выгорания замещающих родителей.

Методы и формы работы с семьями, используемые в работе клуба :

1. Групповые и индивидуальные консультации по интересующей теме.

2. Психологические и образовательные тренинги.

3. Обмен опытом по вопросам семейного воспитания.

4. Разбор и анализ педагогических ситуаций.

5. Совместная деятельность психолога, социального педагога и группы родителей по выработке программы решения проблемы.

В нашем клубе Вы:

· Поделитесь опытом, трудностями в воспитании ребёнка и взаимодействия с ним.

· Найдёте пути решения возникших проблем, индивидуальный и эффективный стиль воспитания и общения с ребёнком.

· Узнаете больше о психофизиологических особенностях развития ребёнка, о том, как поддержать его в период адаптации в замещающей семье, в разные возрастной периоды и сохранить гармонию в семье.

де

· Интересно и с пользой проведёте время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24500743a517e8a5c3851a28f94644b7_-_kopiya.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель деятельности Службы : комплексное социально - психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, способствующее полноценному развитию личности ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

Слайд 2

Направление деятельности: Школа приёмных родителей Вид деятельности / форма работы МАРТ 2013-МАЙ 2015гг 1. Количество граждан (семейных пар/одиноких граждан), внесенных в журнал учета лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обратившихся для прохождения подготовки. 33 /24 2. Количество заключенных договоров об оказании услуг по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. 58 3. Количество граждан (семейных пар/одиноких граждан), прошедших итоговую аттестацию после окончания курса подготовки. 33/18 4. Количество выданных свидетельств о прохождении подготовки. 79

Слайд 3

C опровождение приёмных семей. Вид деятельности / форма работы МАРТ 2013-МАЙ 2015гг 1. Количество заключенных договоров на комплексное сопровождение приёмной семьи, принявших на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей. 41 2 . Количество детей в семьях(кровных / приёмных / усыновлённых) 36/61/5 Количество консультаций: Руководитель службы сопровождения Психолог Социальный педагог Администратор Службы сопровождения Невропатолог Врач-педиатр Дефектолог Юрист Воспитатель Учитель-логопед 25 15716 28 29 39 19 15 4 68 4. Из них выезды на дом 20

Слайд 4

C опровождение кровных семей. Вид деятельности / форма работы МАРТ 2014-МАЙ 2015гг 1. Количество заключенных договоров на комплексное сопровождение кровной семьи, принявших на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей. 9 2. Количество детей, находящихся в кровных семьях 19 3. Количество детей, вернувшихся в кровные семьи 12 4. Количество консультаций: Юрист Социальный педагог 2 17 5. Выезды на дом 2

Слайд 5

Постинтернатное сопровождение Вид деятельности / форма работы МАРТ 2014-МАЙ 2015гг 1. Количество детей на постинтернатном сопровождении 11 2. Количество договоров, заключенных с выпускниками 11 3. Количество консультаций 76

Слайд 6

Клуб замещающих родителей Семинар по теме: «О взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе по раннему выявлению детей и семей, нуждающихся в социально-педагогической, психологической, медицинской и правовой помощи на территории Талдомского муниципального района»

Слайд 7

День открытых дверей, посвященный Дню Матери

Слайд 8

"Круглый стол" Принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей – это сложный, ответственный шаг. Кандидаты в замещающие родители испытывают множество сомнений, страхов даже придя к решению взять ребенка.

Слайд 9

"День открытых дверей Детского дома г. Талдома"

Слайд 10

Занятия в школе приёмных родителей

Слайд 11

Вручение свидетельств об окончании школы приёмных родителей

Слайд 12

Ребёнок не может вырасти счастливым вне семьи, а значит,больше всего на свете ему нужны новые,любящие родители…. 46 приёмных семей и 72 ребёнка (приёмные ,усыновленные) по Талдомскому району находятся на сопровождении