ЭССЕ

ВОПИЛОВА СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА

                                                                                                    «Я – учитель»

 

                                                                                                                                                                                                 Вопилова Светлана Геннадьевна, учитель математики                                                                                                                                                                                                 КОГОБУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кумены»,                                                                                                                                                                                                                                                               Кировская область

 

Оглядываясь  в прошлое – в своё детство, каждый из нас найдёт в самых глубинах памяти светлые чувства и мысли, обращённые к школе, учителю, вспомнит тот час, когда с открытой душой и сердцем слушал учителя, внимал ему.

Учитель!.. Он встречает детей на пороге школы и провожает в самостоятельную жизнь. И только через много лет мы начинаем  понимать и ценить труд учителя. Становясь  взрослыми и воспитывая уже своих детей, мы начинаем осознавать, сколько нужно любви, терпения, чтобы взрастить их, насколько сложна, трудна и беспокойна профессия учителя.

Я – учитель. Преподаю математику в школе для  детей, требующих особой заботы. Для детей, которые пришли ко мне УЧИТЬСЯ. Которые хотят быть способными, умными, достойными. Ждут моей поддержки, моей веры в их, пусть даже самые маленькие, но УСПЕХИ. Что я делаю? Я УЧУ. Я учу их думать. Учу  их поиску истины, умению формулировать и обосновывать СВОЕ мнение. Стараюсь  видеть и уважать личность в каждом, личность - со своими особенностями и способностями, со своими взглядами и запросами, обладающая недостаточным пока ещё опытом, но, тем не менее, ЛИЧНОСТЬ. И относиться к нему надо уважительно.

Вхожу  в класс - и вижу глаза своих учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то –  равнодушие.  Какие же они разные! У каждого из них свой особый мир, который нельзя разрушить, который нужно понять, и каждому помочь раскрыться. И я стараюсь угадать, на что сегодня настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок.  Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка. Вот такие они – наши дети с особыми образовательными потребностями. И я должна учить их не только математике, учить их ЖИЗНИ. Стремлюсь  создать такие условия на уроке, которые обеспечивали бы духовное развитие, душевный комфорт каждого. Стараюсь бережно  обращаться к внутреннему миру, к чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям детей моей школы, их отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Мои ученики и меня учат многому: терпению, мудрости. Учат любить каждого – и застенчивого, доброжелательного, и неугомонного и дерзкого. Приходится все время быть в движении, все время обучаться самой, находить, узнавать новые методы, приемы, технологии, стараться адаптировать их для работы с нашими детьми, особыми детьми. И как радостно бывает в моменты, когда ученик, еще вчера не желающий работать, «держать себя в руках»,  сегодня старательно выводить в тетради примеры и гордится своими знаниями! Значит я достучалась до него, убедила в необходимости получать знания … .  А ведь в этом и состоит жизнь учителя!  

Думаю, что современный учитель  обязан  быть высокопрофессиональным, эрудированным, должен знать и любить свой предмет. Это человек – новатор, который жизни и работы своей не мыслит без творчества,  не устаёт учиться, энергичен, смел. Он гордится  своей профессией и школой, обладает организаторскими и коммуникативными качествами. Слагаемыми его  педагогического успеха являются профессионализм и компетентность, доброта и справедливая требовательность, огромное терпение.

А еще учитель – это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, просто поплакать или посмеяться вместе, обсудить тему урока или события выходного дня, отношения с друзьями или родными.

Как учитель, я обязана передавать  предметные  знания, но ещё я вижу свою задачу в том, чтобы помогать  маленькому  человеку - учиться быть Человеком. Я учу своих учеников  жить без  насилия, без страха, стремиться строить отношения с людьми по законам гуманизма. Я не знаю, кем станет каждый из моих учеников в будущем, главное – не подавить их как личность в настоящем.

Мой педагогический стаж 28 лет. Оглядываясь назад, кажется, что работать я начала совсем недавно. Как незаметно пролетело время! Были трудности и разочарования, но всё же радостных минут и событий было больше. И я счастлива, потому что рядом со мной всегда дети, а так же мои коллеги. Люди, готовые в трудные минуты жизни протянуть руку помощи. Я счастлива, потому что просто люблю свою работу.

Жизнь меняется, меняемся и мы. Но наши мысли всегда должны оставаться только несущими добро, так как самое главное для меня – понимающие глаза учеников, их любознательность и заинтересованность.

               А мне и счастья большего не надо,

               Когда я вижу в их глазах сиянье!

               За труд учителя одна лишь есть награда –

               Ответный шаг – взаимопониманье.