особенности работы с неблагополучными семьями
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий
неблагополучной (проблемной) семьи;
Зй этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с
родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь
семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её
целей, ценностных ориентации;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
"'-и этап: составление карты семьи.
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными
организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения.
Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи,
лриюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних,
комиссия и т. д.);
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
1,2,3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать
отнесение семьи к той или иной категории.
Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные
методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния,
самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга,
В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные
методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» , изучение продуктов
детской деятельности).
Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны
беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во
время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет
являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в
неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного
раза в год. Но особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям.
При ознакомлении с игровой деятельностью можно уделить внимание следующим вопросам:
- наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;
- размещение игрушек, их состояние;
- что побуждает родителей покупать игрушки;
- любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть
дома и знают ли об этом родители; - решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;
- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и
т.п.).
При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:
- есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их
содержание, направленность; - как дети выполняют эти обязанности;
- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых
обязанностей;
- учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с
детьми;
- интерес ребенка к отдельным видам труда.
Такого типа опросы можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей воспитатель или социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.
Нужно стараться проводить анализ посещений семей каждый год, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.
Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:
- Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?
- С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?
3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть)
в поведении ребенка?
4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?
5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?
Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их.
Также такие небольшие опросы помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду.
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных
контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.
Методы работы с неблагополучными семьями:
Недостаточная информированность родителей о методах воспитании
Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.