особенности работы с неблагополучными семьями

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий

неблагополучной (проблемной) семьи;

Зй этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с

родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь

семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её

целей, ценностных ориентации;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

"'-и этап: составление карты семьи.

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными

организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения.

Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи,

лриюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних,

комиссия и т. д.);

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

1,2,3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать

отнесение семьи к той или иной категории.

Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные

методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния,

самодиагностика    родительского    отношения     к    детям    (А.Я. Варга,

В.В. Столин),     беседы,     анкетирование,     тестирование,     проективные

методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» , изучение продуктов

детской деятельности).

Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны

беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во

время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет

являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в

неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного

раза в год. Но особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям.

При ознакомлении с игровой деятельностью можно уделить внимание следующим вопросам:

  • наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;
  • размещение игрушек, их состояние;
  • что побуждает родителей покупать игрушки;
  • любимые игрушки ребенка, какими игрушками  ребенок любит играть
    дома и знают ли об этом родители;
  • решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;
  • когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и
    т.п.).

При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:

  • есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их
    содержание, направленность;
  • как дети выполняют эти обязанности;
  • какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
  • установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых
    обязанностей;

-        учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с
детьми;

-        интерес ребенка к отдельным видам труда.

Такого типа опросы можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей воспитатель или социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.

Нужно   стараться   проводить   анализ   посещений   семей   каждый   год, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.

        Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:

  1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?
  2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?

3.        Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть)

        в поведении ребенка?

4.        Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на  родительских собраниях?

        5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?

Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как        они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их.

        Также такие небольшие опросы помогают активизировать и направлять работу  педагогов,   так  как  в  них  содержатся  не  только   ответы   на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов        организации воспитательной работы в детском саду.

        Эффективность   работы    с   родителями    во    многом    зависит   и    от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных
        контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

Методы работы с неблагополучными семьями:

Недостаточная информированность родителей о методах воспитании

Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.