Преподавание темы "Холокост"

Гончарова Оксана Петровна

Отзыв на Летнюю сессию преподавателей темы "Холокост", проходившую в Москве 26-29 июня

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otzyv.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Отзыв на семинар преподавателей темы Холокоста                                                            «Уроки Холокоста – путь к толерантности»

   С 26 по 29 июня в Москве и Московской области проходила XVI ежегодная Летняя сессия преподавателей темы Холокоста «Уроки Холокоста – путь к толерантности».

   Участники образовательного семинара получили уникальную возможность познакомиться с опытом преподавания темы Холокоста в различных регионах России (от Нальчика до Хабаровска, от Пскова до Ростова-на-Дону), поделиться собственным опытом, прослушать лекции учёных из Израиля, Франции, Германии и, конечно, России, принять участие в дискуссиях и круглых столах.

     Почему тема Холокоста и сейчас звучит очень актуально? Возможно, потому, что до сих пор в мире имеют место межнациональные конфликты, приводящие к очень тяжёлым последствиям. XXI век так же неспокоен, как век XX. Молодежь сегодня очень мало знает о Катастрофе европейских евреев. А помнить об этом нужно непременно, потому что сохранение исторической памяти – важное условие предотвращения подобных трагедий. То, что случилось с еврейским народом, может произойти с любым другим, если предать забвению произошедшее:

Где лгут и себе и друг другу

И память не служит уму,

История ходит по кругу

Из крови – по грязи – во тьму.

  «Память – это противоядие нацизму. Надо чаще говорить об этом. Надо бить в колокола, чтобы никому больше не пришло в голову, что один человек может распоряжаться жизнью другого из-за его национальности» - эта мысль пронизывала все теоретические и практические занятия семинара, среди которых не было ни одного, не давшего пищу уму и сердцу.

   Размышления о причинах, сущности, последствиях Катастрофы прозвучали в лекции сопредседателя центра «Холокост» Ильи Альтмана «Холокост в Европе: уничтожение, сопротивление, спасение». Лекция строилась как активный диалог со слушателями, где речь шла о том, что нужно говорить не только об уничтожении, но и сопротивлении евреев, их спасении. Илья Александрович мастерски организовал большую дискуссию, во время которой каждый слушатель имел возможность высказаться.

   Запомнилась лекция религиоведа Юрия Табака «Корни антисемитизма». Перед слушателями предстала сложная картина появления монорелигии, повлекшей за собой возникновение новой культуры, новой этики и  невольно ставшей одной из ступеней антисемитизма.

    Бруно Бойер, руководитель международных программ, рассказал о деятельности мемориала «Шоа» (Франция) и программах для педагогов из России.

   Особый интерес вызвала лекция Ноа Сигал (руководителя русскоязычных программ Международной школы «Яд Вашем»)  «Тема Холокоста в советском и зарубежном кино». Лектор проанализировал несколько кинолент о Холокосте, что побудило педагогов к дискуссии о возможностях и границах использования кино в преподавании темы. На мой взгляд, фильм «Aмбуланс» должен быть показан детям. Это девять минут, запоминающихся на всю жизнь…

   Логическим продолжением этой тематики стали просмотр и обсуждение фильма П.Чухрая «Дети из бездны». Для меня очень полезным было знакомство с различными способами организации обсуждения, предложенными коллегами: это и традиционное написание эссе, и просмотр фильма вместе с родителями, и создание изобразительного ряда, и анализ эпизода.  

  Ярким событием семинара стал круглый стол «Уроки Холокоста – ксенофобия и антисемитизм в современном мире»,  организованный Аллой Гербер, президентом фонда «Холокост». «Во время Холокоста не было уничтожено шесть миллионов человек. Было совершенно шесть миллионов убийств» -  откровение, пришедшее ко мне во время круглого стола и заставившее переосмыслить привычные представления о трагедии.

   Несомненно, очень полезными были секционные занятия в группах, посвящённые обсуждению и доработке методических материалов к фильму «Холокост: Восточный фронт» и к пособию «Освободители». Предложения коллег, их идеи и замыслы считаю для себя бесценным опытом, так же как и практикум «Альбом «Аушвиц»», проведённый Ноа Сигал.

   В одной из лекций Алла Гербер сказала, что «самое трудное – объединять людей не на ненависти, а на любви». Очень хочется, чтобы мы научили наших детей объединяться на любви к родине, к людям, ко всему миру, на уважении к исторической памяти.

Гончарова Оксана Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ имени Карла Маркса»,

 города Почеп, Брянской области