Роль ТРКМ в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД.

Отразова-Визулайнен Надежда

Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Отразова-Визулайнен Н.И.

ГБОУ СОШ №579 Приморского района

Санкт-Петербурга

Роль ТРКМ в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД.

Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое, критическое мышление, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальные.

Что же такое «критическое мышление»?

Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

           Главная цель технологии развития критического мышления –  развитие интеллектуальных    способностей   ученика,   позволяющих     ему      учиться самостоятельно.

           В основе технологии развития  критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского      «…всякое размышление - есть результат внутреннего спора  так,  как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы   поведения, которые он применял раньше к другим»,    а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о   необходимости   развития в учениках   аналитически-творческого подхода к любому материалу.

    Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических   приемов,   развивающих интеллектуальные,   коммуникативные   и  познавательные  умения  учащихся        

Технология   помогает ученику   овладеть  способами работы с  информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать  вопросы, постановки и решения   проблем,  рефлексивного  письма, помогает  овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.  

 Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.

Технология развития критического мышления  позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

умение работать с информацией в разных областях знаний;

умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

умение решать проблемы;

способность самостоятельно заниматься своим обучением;

умение сотрудничать и работать в группе;

способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

        Формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность.

  В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при  котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс познавательных умений, включающих:

  • находить требующуюся информацию в различных источниках;
  • критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
  • систематизировать информацию по заданным признакам;
  • переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
  • видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
  • находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
  • устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • уметь длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.

      Критическое мышление - это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются   не    пассивными    слушателями,    а    постоянно    активно    ищут информацию, соотносят то,  что  они  усвоили  с  собственным  практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику  доказательств,   делать  выводы,  конструировать  новые  примеры  для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.  Поэтому,   работая   в   русле   критического   мышления,   уделяем    большое внимание    выработке    качеств,   необходимых   для   продуктивного   обмена мнениями:    терпимости,    умению    слушать    других,    ответственности  за собственную   точку   зрения      

Технология развития критического мышления обеспечивает:   формирование  культуры чтения,  включающей    в     себя   умение    ориентироваться    в   источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное,   сортировать   информацию   с   точки   зрения    ее   важности, “отсеивать” второстепенную,  критически  оценивать  новые  знания,  делать выводы   и    обобщения;    стимулирование     самостоятельной     поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

      Применение технологии развития критического мышления способствует формированию увлеченного и целеустремленного отношения к процессу получения знаний, навыков познавательной творческой деятельности, наблюдательности, воображения, умений логически мыслить, анализировать, сравнивать и обобщать, навыков публичных выступлений, иными словами способствует формированию как личностных, так и предметных универсальных учебных действий.