Новые информационные технологии в дополнительном образовании

Соловьева Наталья Борисовна

Новые информационные технологии в дополнительном образовании

В настоящее время одним из направлений модернизации развития образования выступает процесс информатизации системы образования, а также процесс внедрения в учебный процесс комплекса разнообразных информационных технологий. Основными задачами информатизации являются обеспечение доступности, качества и эффективности предоставления образовательных услуг в образовательных учреждениях, а также создание условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

 В дополнительном образовании информационные технологии важны и необходимы, их применение определяется рядом факторов:

- внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, что существенно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества от поколения к поколению;

- современные информационно-коммуникационные технологии повышают качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям;

- активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, которая отвечает требованиям процесса реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

В работах [1, 3, 4], посвященных различным аспектам применения информационных технологий, в том числе в сфере дополнительного образования детей, сформулированы основные возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей: расширение содержания изучаемых образовательных программ; обеспечение совершенствования методики обучения в различных творческих объединениях; обеспечение эффективности методики проведения занятий; включение образовательного учреждения в построение единого информационного пространства; формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества; развитие творческого, самостоятельного мышления обучающихся; формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий; развитие познавательной и творческой активности обучающихся; развитие познавательного интереса, мотивации к различным видам деятельности; повышение эффективности, доступности и открытости обучения и воспитания, разнообразных форм работы в дополнительном образовании детей; обеспечение информационного взаимодействия педагогов, родителей, администрации, обучающихся; развитие электронных ресурсов образовательного учреждения; расширение спектра информационных технологий в контексте социально-значимой деятельности; разнообразие содержательного досуга детей и молодежи; осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с обучающимися и т.д.

Кроме этого, в работе Кокоревой Н.В. [3] отмечается, что занятия для учащихся в учреждении дополнительного образования на базе использования информационных технологий позволяют достичь более быстрого включения обучаемого в учебно-познавательную деятельность за счет: акцентирования на интересы учащихся; создание мотивационно - проблемных ситуаций при практической реализации изучаемой темы; подготовки дидактических материалов с применением информационных технологий.

Применение информационных технологий актуально в процессе подготовки к теоретическому или практическому занятию, экономит время на подготовку к нему. Индивидуальное информационно-образовательное пространство дополнительного образования целостно, пополняемо. Освоение информационных технологий способствует его расширению и многофункциональному применению и актуализации в соответствии с образовательными потребностями. Ярким примером реализации информационных технологий в дополнительном образовании детей выступает применение электронно-образовательных ресурсов, которые понимаются как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [2].

Применение современных информационных технологий в дополнительном образовании детей первостепенно и с позиции профессиональной деятельности педагога, так как, дает широкие возможности для совершенствования образовательного процесса учреждений дополнительного образования, так как педагоги могут использовать в своей педагогической деятельности: современные методы и способы представления, обработки информации по дополнительному образованию детей; широкий спектр учебно-программных, учебно-теоретических, учеб­но-справочных, учебно-библиографических и других материалов учебно- методического комплекса педагога дополнительного образования; компьютерные программы, тренажеры различного целевого назначения; информационные ресурсы, социальные сети для образовательных целей и др.

Таким образом, очевидно, что применение информационных технологий различного назначения в дополнительном образовании детей предоставляют возможности совершенствования целей, содержания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки обучающихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации, а также выступают одним из показателей профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. При этом важно понимать, что реализация этих технологий в дополнительном образовании детей требует системного изучения опыта оценки эффективности применения информационных технологий, разработки критериев и показателей эффективного применения различных информационных технологий в учреждении дополнительного образования детей (управленческий, образовательный, воспитательный, кадровый и другие аспекты).

Литература:

1.Акимова, И. В. Использование информационных технологий в образовании: учебное пособие для студентов и учителей / И. В. Акимова, И. А. Баландин. - Пенза, 2010.

2. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=7&id=176616, с регистрацией – Дата обновления: 06.06.2011 г.- Текст HTML - Заглавие с экрана.

3. Кокорева, Н. В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: дис. к.п.н: 13.00.01: Саранск, 2004.

4. Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Международной конференции. – Троицк: МОО фонд новых технологий в образовании «Байтик», Изд-во «Тровант», 2004. – 439 с. Секция 3 Информационные технологии в дополнительном образовании [Электронный ресурс]: Образовательный ресурс, Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/004444//sec3.pdf, с регистрацией – Дата обновления: 06.06.2011 г.- Текст HTML - Заглавие с экрана.

5. Саранов, A.M., Гузева, Г.И. Модернизация системы дополнительного об­разования детей: Монография. - Волгоград, 2002.

6.Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: (обобщения и рекомендации): учебное пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев; Ун-т информатизации и упр. – 3-е изд. – М., 2008. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008.