Размышления о роли учителя в светлом будущем

Богдан Наталья Александровна

 Размышления о роли учителя в светлом будущем

Настоящее определяет будущее. Будущее хотят знать все, а каким оно будет, никто не знает. Будущее непредсказуемое, но не секрет, что будущее начинается сегодня.

В настоящее время научно-технический прогресс идет семимильными шагами. И это не просто слова, это правда жизни, которая рассматривается в данной работе с реалистических позиций, без ретуши и розовых очков. Все то, что казалось нам уникальным еще пятнадцать лет назад, сейчас выглядит достаточно примитивно и то, что было мечтой вчера, сегодня уже реальность.

Уже сегодня люди живут в утопическом и абсолютно нереальном мире, почти в раю, так сказал бы вам любой крестьянин из 18 века, если бы вы ему рассказали о том, как выглядит сегодняшний мир. У нас есть быстрый транспорт, относительно развитая медицина, на прилавках супермаркетов полно самых разнообразных продуктов. Мы можем общаться по скайпу и видеть лица друг друга, живя в разных странах мира, смотреть спортивные игры, находясь в тысячах километрах от них, слушать музыкальные выступления, записанные 50 лет назад, играть с волшебным прямоугольником, который может сделать снимок или записать видео. Настало время онлайн обучения. Только представьте, американский учитель математики дает урок не для тридцати человек, а для миллионов учеников по всему миру. Своими онлайн уроками он кардинально меняет наш подход к обучению. У нас есть международная космическая станция, большой адронный коллайдер, ядерное оружие и Интернет, дающий моментальный доступ ко всем знаниям мира. Все это показалось бы волшебством для человека из 18 века и если бы кто-нибудь из футурологов двести лет назад точно предсказал наши сегодняшние технологии, то его современники не поверили бы ему и доходчиво объяснили, почему он не прав и почему описанные им изобретения нарушают законы физики.   

Ученые считают, что в скором времени образование будет базироваться на интернет-технологиях и гаджетах типа гугл-глас. Они также выделяют интенсивный рост роботизации. Наступит кардинально поворотный момент в пользу высокотехнологичных информационных систем, который заставит большую часть российских школ провести радикальную модернизацию.

Я, учитель задумалась над тем, что ждет школу в светлом будущем.  Чему учителя будут учить детей? И нужны ли будут учителя вообще?  

Внимательно ознакомившись в СМИ с мнениями людей, не только россиян, но и жителей других стран по проблеме образования в будущем, не могу избавиться от впечатления, что  сильно преувеличивается роль информационно-коммуникационных технологий в современном учебном процессе, так как в нем не учитывается методическое назначение каждого вида технологии.

Утверждение о том, что начинает проявляться тенденция обезличивания, а именно вывода личности учителя из образовательного процесса, абсолютизации образовательных технологий, в подмене творческого труда учителя механическим составлением программ, на мой взгляд, представляется ошибочным. В данных рассуждениях важно учесть мнение психологов о том, что только личность может действовать на развитие и определение другой личности, никакие самые умные машины не смогут заменить учителя, а эффективность технических средств обучения полностью зависит от умения учителя работать с ними. Никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания.

  Уместно заметить, что наше общество уже шестнадцать лет живет в другом столетии и тысячелетии и что нельзя развиваться, ничего не меняя в себе, что массовая школа отстает от развития общества, а должна бы опережать, так как большинство нынешних учащихся вступит в самостоятельную жизнь не сегодня, а через ряд лет.

  Вербально-репродуктивный подход, на котором строилось традиционное обучение в школе, базируется на памяти субъекта образования. Чем больше информации обучаемый помнит, тем лучше для него и учителя. Исследования психологов говорят о другом: люди с высоким интеллектуальным коэффициентом IQ, то есть обладающие хорошей памятью, а, следовательно, и информацией, менее всего способны на создание оригинальных творческих продуктов, а люди, обладающие средним и чуть выше среднего IQ, но достаточно развитой креативностью, как правило, создают эти продукты. В этой связи сущность креативного образования состоит в том, чтобы память обучаемого была задействована оптимально, а его мыслительная деятельность- максимально.

При таком образовании вектор его развития со всей очевидностью, смещается в сторону усиления самостоятельного добывания знаний с удаленных информационных ресурсов. Для организации такого учебного процесса учителю необходимо владеть методологией креативного образования, уметь проектировать и моделировать авторские интеллектуальные продукты. Однако школьная практика показывает, что информационные технологии еще далеко не стали полноценными средствами обучения, так как требуют определенных знаний и умений в создании интеллектуальных информационных продуктов по своему предмету.

  Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой. Не зря говорят, что Англия получает больше дохода от рок-н-ролла, чем от своих шахт. Появляется много специальностей в интеллектуальной сфере. И в будущем, чтобы добиться реального успеха, нужно развивать в себе и в детях те способности, которые не доступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества.

 Решение образовательной проблемы становления компетентной личности невозможно без формирования аналитического, рефлексивного, критического мышления у представителей молодого поколения.

Стало быть, учителя новой формации должны стремиться к новому, знать новые технологии, самосовершенствоваться, учителю не позволительно отставать от развития современной техники.  Трудно представить, как даже самый умный робот будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Стало быть, чтобы подготовить сильные кадры, современному учителю нужно быть специалистом высшего уровня, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся. Не случайно говорится, что учителем можно быть до тех пор, пока сам учишься.

Надо со всей определенностью сказать, что широкое применение различных технических средств, компьютерных программ, мультимедийных устройств в процессе обучения и воспитания не может заменить живое межличностное общение между учителем и учеником. Процесс обучения и воспитания немыслим без воодушевляющего влияния личности педагога, незаменимого в этом деле ничем. Тезис К.Д. Ушинского о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, является важнейшим.

 

Богдан Н.А.