Самосознание и самооценка подростка

Золотухина Лариса Николаевна

 Важным этапом подросткового возраста является процесс формирования самосознания. Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в оценке своих возможностей и целесообразности действий и поступков.                                                                                                                      

 В основе самосознания лежит способность подростка к формированию определенного представления о себе самом. Представление о себе (субъективный образ своего «я») складывается под влиянием мнений и оценок окружающих, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков с нормами поведения, принятыми в данном обществе.                                                                                                                                         

Быть понятым - самое первое, что хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же не понимаем так часто? Очевидно, потому что не знаем, подходим с готовыми мерками "не по росту": то слишком детскими, то слишком взрослыми. Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: интерес к внешнему миру и пристальное вглядывание в себя - в мир своих мыслей, чувств, переживаний: "Кто я?", "Каков я?", "Что я могу". В процессе самосознания подросток выступает в двух лицах: он - и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка. Что такое самооценка?                                                                                           Самооценка - это представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания ребенком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности, способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой. 

 Например, АДЕКВАТНЫЙ УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости. Обнаруживается также связь самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой лучше учатся, у них нет резких скачков успеваемости. Такие дети имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

В подростковом возрасте, на который приходится процесс формирования самосознания, самооценка чаще всего бывает неадекватной. При этом подросток или завышает, или занижает свои возможности. Подросток с завышенной самооценкой относится к себе как к уже обладающему нужными, престижными качествами и способностями. Подростки с тенденцией к СИЛЬНОМУ ЗАВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. Некоторые из них проявляют обидчивость, подозрительность, агрессивность. Агрессивные подростки характеризуются КРАЙНЕЙ САМООЦЕНКОЙ (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, неумением находить выход из трудных ситуаций.                                                      

Подростки с НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ подвержены депрессивным тенденциям. Что характерно для ЛЮДЕЙ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ?
Они неуверенные, безынициативные, не доверяют окружающим, становятся вялыми, равнодушными к самим себе и ко всему, что их окружает.
Таким детям трудно четко мыслить и принимать самостоятельные решения.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов - в первую очередь - общения с окружающими, а так же с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

В подростковом возрасте происходят большие изменения в организме ребенка, идет его бурная перестройка. Много изменений происходит и в обстоятельствах жизни подростка.  Новые учебные предметы, возросший объем учебного материала требуют совершенствования приемов и способов усвоения знаний, большей самостоятельности. Меняется положение подростка в коллективе. В чем-то его уже начинают признавать взрослым, у него появляется больше прав и обязанностей, ему больше доверяют, но больше и спрашивают. Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить. Все эти изменения и есть тот источник, тот основной фактор, который стимулирует развитие самосознания.

Подростковый возраст и "по науке", и "по жизни" считается "трудным", "критическим", "возрастом противоречий". В эту пору быстро, иногда за несколько месяцев происходят такие изменения и в облике и в поведении ребенка, что он становится неузнаваемым, а его поступки кажутся непонятными, необъяснимыми.

 В подростковую пору на первый план выходит общение. Учению приходится "потесниться". Если же учебная деятельность - по тем или иным причинам не сформировалась, если подросток не научился учиться: у него не сложилась познавательная мотивация, он не овладел формами самоконтроля, не научился выделять учебные задачи, объективно оценивать себя, - происходит как бы столкновение, "наложение" разнонаправленных требований и тенденций, отсюда отставание в успеваемости. Отставание может привести к стремлению самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя коллективу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение.                                                                                                                        

Взаимоотношения подростка с окружающими - сверстниками и взрослыми - расширяются и усложняются. Коллектив сверстников, друзья, товарищи играют теперь в его жизни очень важную роль. Подросток становится очень чутким к мнению сверстников о себе, к изменениям в их отношениях. Ему хочется завоевать авторитет и уважение товарищей, добиться их признания. Но если учебные занятия не дают для этого оснований, а напротив, обнаруживают слабости подростка, возникает своеобразный "внутренний отход" от школы. Задача, которая стоит в этом случае перед взрослым, - максимальная и в то же время очень тактичная помощь в учебе, в овладении навыками самостоятельной работы.                                                                                                             

Самооценка подростка формируется под влиянием двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, действует желание быть похожим на своих друзей, "делать всё, как все"; с другой стремление к самовыражению, желание "иметь своё лицо", быть индивидуальностью. Это одно из наиболее ярко выраженных противоречий подросткового возраста.

Среди друзей подросток ищет и находит образцы для подражания; сопоставляя качества сверстников, создает обобщенный образ того, на кого он бы хотел походить. Взрослым следует помнить, что если у подростка не складывается общение с одноклассниками, неблагополучно в семье, он начинает искать новые сферы общения, новых друзей и в связи с этим очень часто попадает в самые неблагоприятные обстоятельства. Разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя - весьма и весьма сложная задача для подростка. Мы-то можем полагаться на знания и опыт. А опыт подростка еще так мал! Именно потому так часты "издержки" самооценки. У одного появляется излишняя ранимость, неуверенность в себе. У другого, наоборот, самоуверенность, зазнайство, третий начинает приспосабливаться к требованиям окружающих. Но образ «я» в этом возрасте еще не устоялся. По мере взросления все черты – положительные и отрицательные становятся более устойчивыми. И изменить это «я» в нужном направлении в подростковом возрасте легче, чем во взрослой жизни.

Вот тут и нужна подростку помощь взрослого. Именно взрослый может показать подростку и пути самосовершенствования, и средства их реализации. Только делать это надо обязательно тактично, потому что подросток и ждет помощи от взрослого, и очень боится "обнародовать" это.

 Необходимо чаще беседовать с детьми, разбирать различные жизненные ситуации, помогать детям оценивать свои поступки со стороны. Нужно помнить, что друзья подростка - это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие ему необходимы. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в практике общения проверяет ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы "взрослого поведения", постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой "случайности" всегда стоит взрослый, отношения с ним.