Роль дополнительного образования в развитии социальной одаренности подростков

Елагина Виктория Николаевна

В настоящее время развитие детской одаренности считается одним из актуальных направлений в современном образовании. Основной задачей этой тенденции является создание условий для углубления детьми собственных знаний и выработке на их основе новых, необходимых для жизни в обществе.

Брушлинский А.В. определяет «одаренность», как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [3]. Исходя из этого, можно классифицировать различные виды детской одаренности, в зависимости от той деятельности, которой отдает предпочтение ребенок. Это может быть интеллектуальная одаренность, спортивная, коммуникативная, художественная и другие.

В данной статье мы более подробно рассмотрим формирование коммуникативной или социальной (лидерской) одаренности у подростков в условиях дополнительного образования. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях, охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений.

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых выделяют несколько основных черт: интеллект выше среднего, умение принимать решения, способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, ощущение цели, направления движения, гибкость, ораторские способности, чувство ответственности, уверенность в себе и знание себя, настойчивость, энтузиазм.

Сфера дополнительного образования детей занимает особое место в развитии социальной одаренности. Липский И.А. в стратегии социального развития человека, говорит о том, что ребенок в процессе жизни развивается и физически, и психологически, но в первую очередь социально. Поэтому так важна роль дополнительного образования, которое многогранно по своему содержанию и может удовлетворить самые разнообразные интересы личности ребенка [4].

Одной из основных образовательных структур для обучения одаренных детей, по мнению Богоявленской, следует выделить систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

Современное дополнительное образование детей рассматривается как пространство, создающее возможности для развития гармоничной личности. Это пространство обеспечивает одаренному ребенку методическую и грамотную поддержку его одаренности. Благодаря свободному выбору ребенком желаемого вида деятельности, создаются эффективные условия проявления социальной одаренности. «Личностно - деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей» [1].

Рассматривая опыт муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Борисоглебского городского округа Центра «Социальная адаптация молодёжи», можно утверждать, что индивидуально-личностный подход к ребенку в рамках образовательной деятельности позволяет удовлетворить запросы обучающихся, используя современные технологии обучения.

Педагоги реализуют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в контексте социально-педагогического, художественно – эстетического и военно – патриотического воспитания. Реализация данных программ позволяет работать в разных направлениях при обучении одаренных детей:

–       поддержка детских и молодежных инициатив;

–       досуговая деятельность;

–       профориентационная работа;

–       пропаганда здорового образа жизни;

–       добровольческая деятельность;

–       информационное направление.

Занятия носят практический характер, включающие творческую направленность, социально-значимую деятельность.

Дети, обучающиеся в контексте образовательной программы, уже являются лидерами по набору личностных качеств и достижений. Пройдя курс обучения, каждый из них приобретает новые знания и полезный опыт, который необходим в будущем. Объединения воспитывают лидеров молодежных общественных организаций, социально-активных граждан.

Немаловажным аспектом реализации образовательных программ учреждения является применение разнообразных форм обучения и методик с целью выявления и сопровождения одаренных детей.

1) индивидуальное и групповое обучение по программам, занятия с элементами тренинга;

2) работа в рамках исследовательских и творческих проектов;

3) участие в конкурсах, фестивалях по профилю деятельности;

4) профильные лагеря, сборы, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) участие в образовательных форумах, семинарах.

Одаренность может способствовать благополучному развитию ребенка, а может выявить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий.

Проанализировав работу с одаренными детьми в учреждении, мы наблюдали проблемы социального и психологического характера: в сфере общения и поведения, во внутриличностном состоянии.

По результатам мониторинга было выявлено несколько сфер, требующих особого внимания. Так, например,

·                   35 % имеют завышенную или заниженную самооценку;

·                   54 % имеют затруднения в общении со сверстниками;

·                   61 % не умеют правильно реализовать свои творческие идеи и способности;

·                   32,2% имеют низкий уровень социальной адаптированности.

Таким образом, своевременное выявление и психологическое сопровождение одаренных детей стало одним из приоритетных направлений в работе учреждения.

С целью решения поставленных проблем была разработана программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, обучающихся по долгосрочным программам. С помощью диагностических методик был выявлен первоначальный уровень способностей обучающихся и обозначены существующие проблемы. В ходе развивающих занятий и комплексного взаимодействия с педагогами решаются проблемы, возникающие в процессе обучения у одаренных детей учреждения по вышеуказанным показателям. Так, по результатам повторной диагностики 50% одаренных детей достигли уровня адекватной самооценки, 15% избавились от затруднения в общении со сверстниками, 12% смогли реализовать свои творческие идеи и 13% справились с проблемами социальной адаптированности.

С помощью привлечения детей к участию в конкурсах, творческих мероприятиях, была получена положительная динамика изменений. В числе ежегодных мероприятий, организуемых нашим учреждением для выявления одаренных детей можно выделить следующие: городской конкурс «Социальная реклама глазами детей», городской конкурс «Лидер XXI века», муниципальный этап конкурса «Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления», реализация проекта «Школа молодого предпринимателя», городская игра «Молодой КВН – 2016», городской конкурс «Волонтер года», фестиваль самодеятельного творчества студентов «Студенческая весна», интернет-конкурс молодых литераторов «Молодое перо» и др.

По итогам работы программы, мы можем определить механизм выявления и сопровождения одаренных детей в учреждении:

1)                анализ достижений обучающихся;

2)                диагностика личностной сферы:

–       изучение коммуникативной сферы (методика «КОС-1», «Умеете ли вы слушать», «Самоконтроль в общении» (М.Снайдер) ;

–       изучение мотивационной сферы (методика Орлова Ю.М. тест - опросник «Потребность в достижении цели», Шкала оценки потребности в достижении успеха);

–       диагностика самооценки (методика Дембо-Рубинштейна, методика самооценки личности (С.А. Будасси);

–       диагностика творческих навыков (тест креативности Торренса, методика Г.Дэвиса).

3)                определение склонностей и предпочтений одаренных детей, составление плана сопровождения;

4)                формирование навыков личностной сферы;

5)                преодоление стресса и развитие эмоциональной устойчивости;

6)                создание банка данных одаренных детей, обучающихся в учреждении.

Создание программ психологического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования является мерой актуальной и необходимой. Благодаря комплексу мероприятий, осуществляемых в рамках работы программы, удается избежать множества проблем в психологическом развитии одаренных детей, направить их потребности и интересы в нужное русло.

Таким образом, можно сделать вывод, что дополнительное образование дает возможность детям реализовать себя в полной мере в разных сферах деятельности: в творчестве, науке, спорте. Помимо этого важным моментом является развитие социальных навыков и умений, которые помогают ребенку в лучшей мере осваивать образовательные программы и внеурочную деятельность. Становясь частью коллектива в рамках творческого клуба или объединения, занимаясь социально-полезной деятельностью, обучающиеся приобретают важный жизненный опыт, коммуникативные навыки, моральные и нравственные качества. Именно поэтому дополнительному образованию отводится большая роль в развитии социальной одаренности, которая обеспечивает ребенка необходимым багажом знаний и умений, позволяющих ему проявить себя как личность и раскрыть свои таланты.

 

Литература:

1.                Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. [Текст]/ Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлинский и др.;  — М., 2003. — 95 с.

2.                Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы [Текст]/ Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская; Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования, Психол. ин-т РАО, Моск. гос. психол.-пед. ун-т. -М.: МИОО, 2005— Вып.1—2005. — 175 с.

3.                Голованов, В. П.  Развитие социальной одаренности в сфере дополнительного образования детей / В.П. Голованов// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.ya-roditel.ru

4.                Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау; пер. с нем. А. П. Голубева, науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. —144 с.

5.                Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А.И. Доровской. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 210 с.

 

В.Н. Елагина

Педагог-психолог МБУДО БГО Ц «САМ»