Главные вкладки

    Здоровья вам, учителя!

    Куртасова Татьяна Петровна

                                        Здоровья вам, учителя!

     (занятие, направленное на  повышения культуры здоровья педагогических работников)

    1.1. Цели и задачи занятия

     1.Информировать учителя о важных вопросах психологического и физического здоровья

     2.Содействовать сохранению здоровья учителя с помощью разных методик

     3.Разработать профилактические меры по сохранению здоровья учителя

    1.2. Используемые образовательные технологии и методы  

       исследовательский метод, игровой метод, обучение в сотрудничестве, ИК-технологии

    1.3. Дидактические материалы

     Презентация https://goo.gl/sXhCkT  , печатные памятки

    1.4. -1.5. Этапы и содержание занятия

    Ведущий :

     Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно - сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы) и др. Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание»

    Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья современного школьника, однако не менее важен вопрос о сохранении психологического здоровья учителя. Только психологически здоровый учитель реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую не только обучение и развитие ребенка, но и его воспитание как личности.

    Вопросы к учителям: В чем специфика труда учителя?

    Предполагаемые ответы и выводы:

    Труд учителя специфичен:

    •      Рабочий день  учителя не ограничивается количеством данных им уроков;

    •      Учитель имеет большой объем ежедневной «сверхурочной» работы и работы в выходные;

    •      Объем ежедневного рабочего времени учителя не изучен, не учтен и не отражен в действующем трудовом законодательстве

    •      Труд учителя очень нервный и напряженный

    •      К сожалению здоровью, социально –бытовым условиям, оплате труда, отдыху, профессиональному престижу учителя  все еще уделяется недостаточно общественно –государственного внимания, уважения, заботы.

    Ведущий:

    Профессия педагога относится к умственному труду и требует большого интеллектуального напряжения, но предполагает слабую мышечную активность. Учитель часто испытывает психологический  дискомфорт, причинами которого  могут быть….

    Ведущий  : какие это причины ?

    Предполагаемые ответы и выводы :

    Причины психологического дискомфорта учителя

    1. Часто возникающие напряженные педагогические ситуации
    2. Физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей
    3. Высокий уровень ответственности
    4. Тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся
    5. Порой авторитарный стиль управления педагогическими кадрами

    Субъективными причинами являются  фрустрации потребностей педагога, а именно

    потребность в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.

    Ведущий:

    Умение пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния может помочь учителю снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку. Профессиональные психологи знают множество формул самовнушения. Оно предполагает многократное повторение формул ,особенно по утрам или по дороге в школу. Например,  вот такие  слова: Сегодня, в этот новый день своей жизни, я - успешный учитель. Я верю в свои силы, способности и таланты. Я начну и закончу сегодняшний день радостно и успешно. И т.д.

    Иногда бывают моменты, когда необходимо расслабиться, чтобы отвлечься от неприятных мыслей. Проведем сейчас подобные упражнения на расслабление: (включается негромкая музыка)

    1.Закройте глаза. Сделайте медленный глубокий вдох, считая до четырех, и так же считая выдохните. Выполняйте это упражнение в течение 3-5 минут.

    2.Напрягайте все мышцы в течение 10-20 секунд, а затем расслабьтесь и сконцентрируйтесь на этом состоянии. Повторите упражнение 3 раза.

    3.Представьте, что вы сосуд, который наполнен негативной энергии. Чем больше покоя и расслабления в вас вливается, тем больше напряжения выливается через конечности. «Вливайте» покой в ваше тело в течение 10-30 секунд начиная с головы, и вообразите, как тяжелая жидкость негативных эмоций отступает под давлением и покидает вас через пальцы рук и ног. Сфокусируйтесь на состояние покоя, чтобы закрепить его.

    4.Постарайтесь наполнить себя теплом изнутри. Представьте, что вы печка, которая должна равномерно разогреться. Прогрейте каждую часть тела, а затем соедините их в воображении, чтобы почувствовать себя единым источником тепла.

    5.Если у вас есть возможность провести время в уединении, займитесь медитацией. Главной идеей этой психологической практики является абстрагирование от реальности и сосредоточение внимания на определенном объекте. Примите удобное положение, сделайте одно или несколько предыдущих упражнений, чтобы расслабить раздраженную психику.

    (Ведущий раздает  карточки с памяткой проведения подобных расслабляющих моментов)

    Содержание карточки

    Как делать  упражнения

    Закройте глаза. Выберите объект для концентрации чувств, который оказывает на вас позитивное воздействие; он может быть как вымышленным, так и настоящим. Например, представьте, что вы находитесь в сельской местности. Вырисовывайте как можно больше деталей: вы слышите мычание пасущихся коров, пение птиц или сами напеваете любимую песню, которая звучит составом инструментов, ступаете босыми ногами по травяному настилу, легкий теплый ветер проносится волнами по вашему телу.

    Обратите внимание, что медитация – это не игра воображения, а тренировка чувств! Нарисуйте один элемент картины и постарайтесь приблизить впечатление от него к физическому ощущению, а когда вы прочувствовали его, вообразите еще один и так же проникнитесь его деталями, чтобы он показался реальным. Подключайте все пять чувств, которыми вы контактируете с окружающей средой:  слух, осязание, обоняние, зрение  и вкус. Медитировать можно и под влиянием реального окружения, главное, чтобы процессу концентрации не мешало его воздействие.

    Ведущий :

    В народе говорят: все болезни от нервов. Это действительно так. Под влиянием стрессов поднимается давление, сахар крови скачет, происходит гормональный дисбаланс и т.д.

    А если этот стресс постоянный? Как избавляться от него?  Сейчас мы поделимся на группы , поделимся своим опытом и  идеями борьбы со стрессом, и  назовем совместный продукт…

     « Расписание борьбы с усталостью и стрессами».

    (Учителя работают в группах и предъявляют свои результаты через 7-8 мин.)

    Предполагаемые ответы

    1.Встаньте на час раньше, чтобы у вас было время спланировать день и побыть наедине с собой. Спокойные минуты, проведенные с чашкой чая, наполнят покоем и готовностью уверенно вступить в новый день.

      2. Ненавязчиво и мягко переложите часть своих домашних и рабочих обязанностей на домочадцев и сослуживцев. Постарайтесь, чтобы они сами предложили вам помощь и не отказывайтесь. В период стресса человеку необходимо по возможности разгрузить себя, освободив от части обязанностей.

      3.Почаще делайте передышки - даже 10 минут достаточно, чтобы расслабиться, восстановить дыхание и отвлечься от насущных проблем. Постойте у открытого окна, позвоните человеку, с которым вам приятно поговорить . Это способно взбодрить любого даже в минуты сильнейшего стресс

      4.Несложная разминка может помочь избавиться от стресса. Можно использовать дыхательные упражнения и массаж.

     5. Придя с работы домой, просто помолчите час или два. Объясните своим домашним, что вы дали обет молчания на два часа, или что вашему горлу после шести проведенных уроков требуется отдых. И — молчите. Это — ваша вечерняя психодиета.

      6.Не стоит слишком многого от себя требовать; дайте себе право на ошибку, неточность и неправильный поступок. Хотя бы на несколько дней запретите себе думать о неприятном, мучиться угрызениями совести и сомнениями относительно правильности своих поступков. Посмотрите на себя как на обычного человека, которому свойственно ошибаться, потому что это нормально, случается со всеми и ровно ничего не значит. Если бы мы выполняли все, что от нас требует

       6.Приятная музыку, любимый фильм, небольшая прогулка помогают отвлечься от неприятных мыслей, помечтать или просто провести некоторое время, ни о чем не думая.

       7.Научитесь не обращать внимание на неприятности и прощать тех , кто вас расстраивает. Прощая их, вы даете себе возможность не сосредотачиваться на проблемах, что сбережет и нервы и здоровье

      8. Не стоит и бежать от трудностей. Решать проблемы следует по мере поступления, потому что, сколько бы вы  не тянули- их не станет меньше.  И т.д.

    Ведущий:

    Специфика работы учителя  заключается в постоянных разрешениях различных конфликтных ситуаций, которые отрицательно сказываются на его здоровье. Как себя вести, если возникает конфликтная ситуация? Ваши предположения?

    Предполагаемые ответы и выводы

    .1.Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнять отношения, осознайте собственные эмоции: «Что я сейчас чувствую? Что я хочу сделать?»

     2.Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.

     3. Поставим перед собой цель « Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?» Действие не должно быть направлено против личности  ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряют.

     4.Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он понял мотивы поступка и сумел подобрать верные способы воздействия.

     5.Оценка эффективности своего взаимодействия с учеником. При необходимости изменение алгоритма решения конфликтной ситуации.

    Ведущий :

     Но,помните, что при сильном эмоциональном возбуждении мы можем неадекватно оценить ситуацию. В таком случае надо успокоиться и все обдумать по принципу: «Подумаю об этом завтра»

    Использование подобного алгоритма, который кратко можно выразить так :

    —  Первый этап  «Стоп»

    —  Второй этап  «Почему?»

    —  Третий этап  «Что?»

    —  Четвертый этап «Как?»

    —  Пятый этап    «Действую»

    —  Шестой этап  «Анализ»

    способствует плодотворному взаимодействию учителя и  ученика.

    Ведущий :

    Большое значении в сохранении здоровья учителя имеют также комфортные условия работы. Хочу выделить некоторые из них.

    —  Цвет стен  в помещении, в котором вы работаете

    —  Наличие растений

    —  Прослушивание музыки во время перемен

    —  Возможность побыть в одиночестве

    —  Перемена положения тела (особенно ног) и др.

    —  Здоровое дробное питание

     Ведущий:

    Тема нашего занятия очень многогранна. Здесь были представлены  лишь некоторые возможные решения проблем. Существует множество методик и способов сохранения физического и психического здоровья. Восстановление профессионального здоровья – процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира и профилактические меры по предотвращению заболеваний. Болезнь легче предупредить, чем лечить.  Будьте здоровы!

      1.6. Оформление  занятия:

       Печатные материалы, презентация Power Point https://goo.gl/sXhCkT

      1.7.  Достигнутые результаты.

    Присутствующие учителя ознакомились с материалом занятия, участвовали в разработке решений  проблем, получили рекомендации по устранению стрессов и выхода из конфликтных ситуаций

      1.8. Анализ результативности деятельности на занятии и примеры выполнения заданий.

       Примеры выполнения заданий даны в разделе 1.4-1.5, что и является результатом деятельности педагогов  на занятии. Результативность занятия очевидна. Учителя сами выполняли задания, разрабатывали поэтапно пути решения проблем и делали выводы. Также они получили на руки печатные материалы занятия.

    1.9. Рефлексия по итогам  занятия.

    Мы, учителя, устаём и болеем. Объем проделываемой работы — огромен. Разных дел нескончаемый поток. Однако существует множество способов бороться с усталостью и путей поддержания физического и психологического здоровья. О некоторых их них мы узнали из данного занятия, Нам надо взять за правило — заботиться о собственном здоровье  самим. Ведь никто кроме нас самих заботиться о нем не будет. Поэтому нужно нам самим искать способы улучшения собственного настроения и снятия стресса.  Такие способы нужно искать постоянно, всё время, пробуя новые.

     

     

      Библиография :

     

    1.Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу. –Ростов н/Д. Феникс, 2009

    2. Шкуренкова Л.В. Здоровьесберегающие технологии: здоровье учителя. Журнал ИЯШ №8 2008г.

    3.Современные здоровьесберегающие  педагогические технологии. http://pedtehno.ru/content/zdoroveformiruyushchie-obrazovatelnye-tehnologii

     

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Здоровьесберегающие технологии: Здоровье учителя

    Слайд 2

    Статистика такова: Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно- сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы) и др.

    Слайд 3

    Причины «педагогических кризов», «истощения» и «сгорания» Труд учителя специфичен: Рабочий день учителя не ограничивается количеством данных им уроков; Учитель имеет большой объем ежедневной «сверхурочной» работы и работы в выходные; Объем ежедневного рабочего времени учителя не изучен, не учтен и не отражен в действующем трудовом законодательстве Труд учителя очень нервный и напряженный

    Слайд 4

    Причины психологического дискомфорта учителя Часто возникающие напряженные педагогические ситуации Физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей Высокий уровень ответственности Тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся

    Слайд 5

    Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога : потребность в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки. Умение пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния может помочь учителю снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье.

    Слайд 6

    В борьбе с постоянным стрессом помогают: Ранний подъем Разделение труда Периодический отдых Физические упражнения Снисхождение к себе Расслабление Желание прощать Готовность решать проблемы

    Слайд 7

    Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации Первый этап «Стоп» Второй этап «Почему?» Третий этап «Что?» Четвертый этап «Как?» Пятый этап «Действую» Шестой этап «Анализ»

    Слайд 8

    Комфортные условия работы Цвет стен Наличие растений Прослушивание музыки во время перемен Возможность побыть в одиночестве Перемена положения тела(особенно ног) и др.

    Слайд 10

    Восстановление профессионального здоровья – процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира и профилактические меры по предотвращению заболеваний . Болезнь легче предупредить , чем лечить. Будьте здоровы!