Роль семьи в обеспечении медиабезопасности детей в сети Интернет.

Карпухина Алла Александровна

Число пользователей мобильных телефонов и Интернета с каждым днём неуклонно растет. Большую их часть составляют подростки и молодежь. В связи с этим возникает потребность в обеспечении безопасности активных пользователей медиа ресурсов.

Существуют риски использования информационных технологий.

Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети.  Они, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с информационными технологиями, опережая в технической грамотности родителей и педагогов. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы: отсутствие жизненного опыта, позволяющего определить обман и манипуляцию, нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как: онлайн-насилие, мошенничество, порнография, получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.

При этом Интернет анонимен и трудно контролируем.. Очевидно, что без контроля со стороны взрослых, дети могут попасть в руки к онлайн-мошенникам и киберпреступникам.

Многие родители не знают,  какие сайты посещает их  ребенок.  К тому же некоторые родители недостаточно разбираются и не владеют информацией о многих возможностях и опасностях сети. Поэтому не всегда могут предусмотреть те угрозы, с которыми может столкнуться ребенок в Интернете. Да и насколько сам ребёнок готов к тому, чтобы правильно ориентироваться в пространстве Интернета?

Один из распространенных запросов родителей, что их дети слишком много времени проводят за компьютером, в соц сетях, в Интернете в ущерб другому проведению досуга (почти не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, не успевают в школе). Отсутствие живого общения со сверстниками и недостаточное внимание со стороны родителей делают реальный мир ребенка узким, а виртуальный - интересным и ярким.

Предпочтение виртуального мира способно оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения. И об этом ежедневно говорится и пишется.

Информационная  среда  оказывает  огромное  влияние  на мировоззрение, и ценности детей и подростков. Но они не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания. В то время, когда информация, направлена на манипулирование их поведением и сознанием.

На законодательном уровне в нашей стране введен запрет на определённые категории информации:

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
  • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
  • оправдывающая противоправное поведение;
  • содержащая нецензурную брань;
  • содержащая информацию порнографического характера;

Однако, запрещённая информация часто обнаруживается в свободном доступе.

Сегодня учителей, родителей и психологов всё больше волнует появление социальных групп, направленных на побуждение детей к экстремальным видам развлечений:

- «24 часа – Челендж» (исчезновение из дома и прятки в общественном месте на 24 часа);

- Игровые КВЕСТЫ с экстремальными заданиями с риском для жизни участников игры;

- Многоуровневые игры, оканчивающиеся суицидом участников игры.

Информация из оперативных источников призывает родителей обращать внимание на социальные сети и сайты:

- с картинками «летающих китов» (китов в небе, любых китов или бабочек, единорогов – символ суицида);

- с использованием заголовка популярного бестселлера «50 дней до моего самоубийства», «Киты плывут вверх» и тд;

- обращать внимание, если в хештегах или статусах, в лентах социальных страниц ребёнка ведётся обратный отсчёт чисел от 50 в сторону уменьшения;

- социальная группа «Разбуди меня в 4:20», в которую выходят подростки в то время, когда родители спят и даже не догадываются, что их ребёнок втянут в опасную игру.

Рекомендация родителям - повысить бдительность и вести строгий контроль пользования подростками интернет ресурсов.

Необходимо помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые.

Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. Именно  на родителей ложится ответственность  правильного выбора учебных программ,  контроля общения в сетивыбора компьютерных игр.

Какими внутрисемейными правилами следует руководствоваться при использовании Интернета?

Выработайте вместе с детьми соглашение по использованию Интернета. В нем должны быть описаны права и обязанности для каждого члена семьи, четко сформулированы следующие пункты:

  • Какие сайты могут посещать дети, и что им разрешается там делать.
  • Сколько времени дети могут проводить в Интернете.
  • Что делать, если что-либо вызывает у ваших детей ощущение дискомфорта после общения в социальных сетях.
  • Как защитить личные данные.
  • Как следить за безопасностью.
  • Как вести себя при общении.
  • Как пользоваться службами чатов, группами новостей и мгновенными сообщениями.

Распечатайте соглашение и держите рядом с компьютером для напоминания всем членам семьи, регулярно просматривайте, вносите изменения по мере того, как дети взрослеют.

Чтобы уметь контролировать детей в сфере деятельности с интернет ресурсами родителям необходимо повышать собственную компьютерную и информационную грамотность.

Добра и счастья Вашим семьям!