Оригами и развитие инженерно-технического мышления ребенка.

Назаренко Галина Валентиновна

Назаренко Галина Валентиновна,

педагог ТРИЗ,

сертифицированный специалист  ТРИЗ

 

       Если говорить о влиянии занятий оригами на развитие инженерно-технического мышления ребенка, невозможно не начать с истории Фредерика  Фрёбеля – по сути первого европейского педагога-оригамиста .  

В материалах 1 Всероссийской конференции «Оригами и педагогика», прошедшей в марте 1996 года [1] о нем очень интересно написал Сергей Юрьевич Афонькин, я думаю, что самый известный в России проводник оригами в детское образование.

…Идеи Ф.Фрёбеля не остаются застывшим набором тезисов, они развиваются, хотя противодействий в этой истории введения оригами в образование множество. Путь тернист, но накопленный опыт нескольких поколений педагогов, сначала интуитивно, а далее все более и более опираясь на свой опыт и опыт коллег, позволяет сделать очень важный вывод: оригами – не простое развлечение на досуге, а мощный образовательный инструмент.

 

 Общее педагогическое.

 

       Во-первых, занятия  оригами – это игра. Про возможности игры в образовательном процессе сказано много. Л. С. Выготский писал: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра». Игровая ситуация создает у детей личностно значимый мотив деятельности, а значит, обеспечивает более высокую эффективность обучения.  Здесь же хочется уточнить,  что оригами – это не просто игра, а технологическая игра.   Т.е. тот, кто не соблюдает технологию игры, не доходит до цели. В этой игре мы достигаем потрясающих результатов в умении не просто слушать – а слышать, не просто смотреть – а видеть, сосредотачиваться на своей работе, не отвлекаться – а это для младших школьников очень сложно.

        В технологической игре ребенок знакомится со свойствами материала (бумаги) как бы заново, открывает для себя неизвестное о ней, знакомится с разнообразными ее видами (мягкая, жесткая, пористая, мелованная, гофрированная), с использованием бумаги для придания работе большего совершенства (рисовая, мокрая) и т.д.

Играя, ребенок знакомится с различными приемами складывания бумаги, а также с вариантами складывания, приводящими к одним и тем же результатам. Знакомится с разными вариантами, приводящими к противоположным результатам. Ребенок начинает экспериментировать. А это уже осознанная деятельность.

 

Во-вторых,   занятия оригами способствуют развитию мелкой моторики – координации пальцев, точности и аккуратности в исполнении. На первый взгляд, «мелкая моторика» является здесь во главе угла.

Мелкая моторика -совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной 

систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и 

точных движений кистями и пальцами рук.    

                         

         С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

 Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков. [2]

          Итак, развития мелкой моторики для развития детей – очень важный фактор. Никто спорить не возьмется. Но мало кто обратит внимание на точность и аккуратность. А ведь и здесь  закладываются качества, которые впоследствии скажутся на всей жизни человека. Если еще добавить усидчивость, наблюдательность, развитие глазомера,  расширение кругозора (каждая складываемая фигурка оригами сопровождается небольшим рассказом о ней, историей, связанной с ней,  игрой или фантазией), то дальше можно и не продолжать – всё выше перечисленное является составляющими развития гармоничной личности.

 

       В-третьих,  оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления (алгоритм), приемы и способы складывания [9] .

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

 

 

Развитие художественного вкуса.

 

«Красивый самолет не может плохо летать» - кто не слышал этой поговорки?

А где она, грань между просто красивым и Красивым? И почему фигурки оригами так нас привлекают? Не потому ли, что в них в своей прекрасной простоте читается Красота?

Чувство меры, гармонии и соразмерности можно и нужно развивать. Почему же это не делать с помощью оригами? Оригами – искусство древнее и проверенное временем. В классическом оригами нет негармоничных фигурок. Такое впечатление, что они складывались мастерами, которые были знакомы с понятием «золотое сечение» (хотя само понятие появилось гораздо позже). Интуитивное чувствование гармонии присуще великим мастерам, а воспитывать это интуитивное чувствование можно. В том числе и с помощью оригами.

Т.о. оригами – это не только средство приятного времяпрепровождения. Это также инструмент самообразования, выработки художественного вкуса, развитие творческого воображения и активного самовыражения, эстетическое (благостное) переживание.

 

Нельзя отрицать и тот очевидный факт, что в подготовке будущего инженера или любого специалиста в области техники и высоких технологий гуманитарная составляющая имеет решающее значение, как, впрочем, в воспитании человека и гражданина вообще.

 

Развитие инженерно-технического мышления.

 

      Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Согласно Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) считается, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что не похожий.

 

     Вместе с этим, занятия оригами подготавливают  ребенка к оперированию такими  понятиями как  эскиз, чертеж, «прямая», «отрезок», «диагональ», «градус», «прямой-тупой-острый угол», «условные обозначения» и др. Нередко на занятиях можно услышать: «Где моя вторая диагональ?!», «Это не чертеж, а эскиз, потому что эта линия не прямая…», «Какой угол мы делим пополам?».  Незнакомые слова воспринимаются как бы «между прочим» за несколько занятий, а умение сложить модель оригами по чертежу формируется уже ко второй половине учебного года первоклассника. У старших детей на это уходит месяц. На втором году обучения сложить какую-нибудь сложную модель (Розу Кавасаки, например) по чертежам не вызывает особых сложностей.

          Развитие пространственного мышления на занятиях оригами  неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д.Б.Эльконин, Куцакова Л.В., Афонькина С, Тарабарина Т.И., Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Косминская В.Б., Васильченко Е.И., Макаренко А.С, Комарова Т.С. и другие. А какой инженер без развитого пространственного мышления? Как будущий инженер-конструктор будет в дальнейшем изучать геометрию, стереометрию, начертательную геометрию без развитого пространственного мышления?

 Не так давно даже появилось новое понятие – оригаметрия. Пока не существует ни соответствующих программ, ни учебников, которые давали бы подобный материал систематически. Вместе с тем многие понятия курса геометрии в школе гораздо проще и нагляднее объясняются с помощью оригаметрии. Для построения теории используется система аксиом. Их предложил живущий в Италии японский математик Хумиани Хузита. Таких аксиом, с его точки зрения, всего шесть.  Но все течет - все меняется и развивается, сейчас появилась и седьмая.

        Также одним из наиболее значимых компонентов интеллекта и навыков инженера является способность логически мыслить. На сегодняшний день существует огромное количество исследований о позитивном влиянии занятий оригами на развитие логического мышления младших школьников. [4], [8].

 

Заключение.

 

      Инженерное мышление является конструктивным. Под конструктивностью понимается способность диагностично и реалистично ставить цель с учётом технических, материальных, временных, энергетических и других ресурсов, выбирать адекватные ей технические методы и средства, планировать последовательность своих действий, определять степень достижения цели, в случае необходимости диалектично ее корректировать, своевременно вносить изменения в реализуемый проект. В этом плане эффективным средством являются проектные технологии, конкурсы и выставки технического творчества. Оригами вполне может занять достойное место в этом ряду, как начальное техническое моделирование. А также, если посмотреть объективно на возможности младших школьников, как маленький проект.

 

        Инженерное мышление связано с преобразованием окружающего мира. Даже на стадии создания моделей оригами (чертежей, схем, алгоритмов и т.п.) невозможно обойтись без мыслительного соотнесения этих моделей с реальностью в дальнейшем материальном воплощении. Богатый опыт использования оригами в различных областях человеческой деятельности от простейшего украшения быта до космических технологий [10-16] доказывает не только благотворное влияние занятий оригами на развитие мышления человека, но и расширяет область его творческих возможностей, в том числе и в инженерно-техническом направлении.

       Последнее время большое внимание уделяется экологии. В том числе и экологии человека.   Может быть уже пришло время обратить внимание и на экологию образования? Если ДА, то оригами уверенно займет достойное место в ряду самых экологичных предметов развития и образования детей.