Евангелие от Coursera

Интерес к онлайн образованию в России растет. Развивающиеся регионы, где доступ к качественному образованию ограничен, реагируют на онлайн-образование активнее всего. На основе данных Coursera, международной платформы массовых образовательных онлайн-курсов, русскоговорящая аудитория учащихся онлайн увеличилась почти в 3,5 раза с 2015 года и в 1,5 за последний год. Сейчас на курсы зарегистрировано более 1 млн человек из стран бывшего СССР, из них 655 тыс. – из России. Это еще и удобно: изучать онлайн предметы от ведущих вузов и организаций по всему миру можно в любом возрасте и в любом месте земного шара, где есть доступ в интернет. Например, в России 40% учащихся “грызут гранит” через мобильные устройства.

 

Никил Синха (Nikhil Sinha), директор по развитию бизнеса Coursera: «Coursera продолжает воплощать свою миссию в жизнь - делать образование доступным для каждого в течение всей жизни. В условиях слишком быстрого развития технологий получение актуальных компетенций становится особенно важным, чтобы оставаться востребованным специалистом в своей области. Поэтому персонализация обучения, его интерактивность и фокус на получение конкретных навыков для учащихся лежат сейчас в основе стратегии компании».


 

Следует отметить интересную тенденцию у онлайн-учащихся в России: они не просто хотят прослушивать курсы, а стремятся получить конкретный результат. Для этого учащиеся выбирают такой формат обучения, в котором можно помимо пассивного участия решать практические задачи, выполнять домашние задания и работать с обратной связью от профессоров, и самое важное - они стремиться к получению сертификата об окончании онлайн-курсов. Количество таких учащихся возросло на 83% по сравнению с прошлым годом.


И отсюда становится понятным другой видимый тренд. Сейчас онлайн-образование - это не столько вариант интеллектуального досуга, это способ достижения конкретных образовательных или карьерных целей. По данным Coursera, 57% онлайн-учащихся из России заинтересованы в развитии карьеры (в США и Великобритании – 48% и 40% соответственно). 85% российских учащихся, которые окончили курс на Coursera, сообщают о своем профессиональном развитии, а 35% – о повышении, трудоустройстве на новую работу или открытии собственного бизнеса.


Также важно отметить, что учащиеся предпочитают курсы на своем родном языке, и университеты-партнеры, среди которых известные российские вузы ВШЭ, МФТИ, СПбГУ, НГУ, ТГУ, МИФИ, МГИМО и СПбГТУ, создали за все время работы платформы уже 136 русскоязычных курсов. За последний год их число увеличилось более чем на 50%. И каждый день появляются новые курсы. Как комментирует пресс-служба ВШЭ, для вуза приоритет развития направления МООК обусловлен тем, что так университет может бесконечно масштабировать свою аудиторию, а для вуза важно прежде всего учить.


По словам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, на сегодняшний день высшее образование в России стало основной социальной установкой: 75% опрошенных родителей говорят, что их дети обязательно должны получить высшее образование. Это один из самых высоких приоритетов по опросам. В этом отношении есть серьезная проблема, как поднять качество массового высшего образования, и в этом отношении магистральный путь — это, конечно, включение онлайн-курсов и замещение слабых офлайн-курсов онлайн-курсами".


На сегодняшний день самый большой спрос  – на курсы по бизнесу и предпринимательству, науке о данных и программированию. Это закономерно. Люди хотят овладевать новыми, нужными и интересными профессиями; работодатели хотят заполучить тех, кто ими овладел, желательно без отрыва от производства.


Среди недавно запущенных курсов есть такие:



Также теперь на русском можно изучить такие темы, как Китайский язык, Философия, Физиология, Психология призвания, Квантовые вычисления и многие другие.


Как следствие этого, можно говорить, что сейчас все чаще курсы создают сами работодатели, самостоятельно или в партнерстве с вузами. Так, курсы в формате МООК начали размещать Корпоративный университет Сбербанка и компания «Яндекс».

 

Первые два курса Корпоративного университета Сбербанка – «Основы риск-менеджмента в банке» и «Банковское дело и финансы». Компания «Яндекс» специализируется на прикладных курсах по компьютерным наукам и науке о данных. Первая серия курсов от «Яндекса» по теме Big Data for Data Engineers разработана для всемирной аудитории на английском языке. В дальнейшем планируется разместить более двадцати новых курсов.


Компании, участвующие в создании курсов, готовы предоставлять преимущества тем, кто их успешно окончил. Например, при трудоустройстве в компанию 2ГИС на профильную должность сертификат о прохождении специализации будет несомненным плюсом, а после окончания курсов от Google учащиеся получат возможность стать сертифицированными специалистами по одному или нескольким направлениям рекламы в Google AdWords.