Как унять непоседу? Беседа для родителей (часть 1).
Как унять непоседу?
Беседа для родителей (часть 1).
С момента зарождения нервной системы у каждого человека формируется некий неврологический фон, который в разной, сугубо индивидуальной, форме будет влиять на качество дальнейшей жизни, как его самого, так и на окружающих его людей. При более благоприятном неврологическом фоне формирование личности происходит без особых проблем. При менее благоприятном уже в раннем возрасте возникает необходимость обратиться за помощью к специалистам. Вводится определение минимальной мозговой дисфункции (ММД). Как правило, интеллектуальный уровень детей с минимальной мозговой дисфункцией находится в пределах нормы, но при этом они испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.
Характерными проявлениями ММД являются:
ü синдром нарушения внимания и гиперактивности ;
ü нарушение психологического развития;
ü коммуникативная дисфункция; нарушение интеллекта в форме дезинтегративных расстройств;
ü расстройство развития моторной функции (синдром статико-моторной недостаточности);
ü цереброастенический синдром;
ü синдром аутизма.
Многих родителей интересуют причины минимальной мозговой дисфункции. К ним относятся:
· перинатальная патология,
· недоношенность,
· инфекционные поражения нервной системы,
· токсические поражения нервной системы,
· черепно-мозговые травмы,
· наследственные аспекты.
Одной из самых распространенных клинических форм нарушения внимания у детей- синдром нарушения внимания и гиперактивности. Может отмечаться при ряде состояний и синдромов, характеризующихся расстройствами развития. Встречается в изолированном виде или в сочетании с когнитивными, двигательными и поведенческими нарушениями. Оказывает значительное влияние на обучение и социальное поведение.
НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ
1. НЕ СПОСОБЕН УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ДЕТАЛЯХ, НЕБРЕЖНОСТЬ В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ
2. С ТРУДОМ СОХРАНЯЕТ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ИЛИ ВО ВРЕМЯ ИГР
3. ЧАСТО СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ТОМ. ЧТО РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТ ОБРАЩЕННУЮ К НЕМУ РЕЧЬ
4. ЧАСТО ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕ В СОСТОЯНИИ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ИНСТРУКЦИЙ И СПРАВИТЬСЯ ДО КОНЦА С ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ (ЧТО НЕ СВЯЗАНО С НЕПОНИМАНИЕМ И НЕГАТИВНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАСТРОЕМ)
5. СЛОЖНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И В ДРУГИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6. ИЗБЕГАЕТ, СОПРОТИВЛЯЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ ДЛИТЕЛЬНОГО СОХРАНЕНИЯ УМСТВЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ
7. ЧАСТО ТЕРЯЕТ ВЕЩИ
8. ЛЕГКО ОТВЛЕКАЕТСЯ НА ПОСТОРОННИЕ СТМУЛЫ
9. ЗАБЫВЧИВ В ПОВСЕДНЕВНЫХ СИТУАЦИЯХ
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ И ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
1. БЕСПОКОЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ РУК, НОГ, СИДЯ НА СТУЛЕ КРУТИТСЯ, ВЕРТИТСЯ
ЧАСТО ВСТАЕТ С МЕСТА В КЛАССЕ ВО ВРЕМЯ УРОКА ИЛИ В ДРУГИХ СИТУАЦИЯХ, КОГДА НУЖНО ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ.
2. ЧАСТО ПРОЯВЛЯЕТ БЕСЦЕЛЬНУЮ ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, БЕГАЕТ, КРУТИТСЯ, ПРИЧЕМ В ТАКИХ СИТУАЦИЯХ КОГДА ЭТО НЕПРИЕМЛЕМО
3. НЕ МОЖЕТ ТИХО, СПОКОЙНО ИГРАТЬ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ЧЕМ НИБУДЬ НА ДОСУГЕ
ЧАСТО НАХОДИТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ И ВЕДЕТ СЕБЯ ТАК, « КАК БУДТО К НЕМУ ПРИКРЕПИЛИ МОТОР».
4. ЧАСТО ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ , НЕ ВЫСЛУШАВ ИХ ДО КОНЦА
5. ОБЫЧНО С ТРУДОМ ДОЖИДАЕТСЯ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ
6. ЧАСТО МЕШАЕТ ДРУГИМ, ПРИСТАЕТ К ОКРУЖАЮЩИМ
7. ЧАСТО БЫВАЕТ БОЛТЛИВЫМ
Клинические проявления СДВГ
Ребенок дошкольного возраста:
постоянно находится в движении;
дерётся с другими детьми;
часто роняет и теряет вещи;
«ненасытная» любознательность;
«бесстрашный» —подвергает опасности себя или других;
непослушный, трудно управляемый;
шумные, энергичные, «разрушительные» игры;
требовательный, любит спорить, шумный;
перебивает других, вмешивается в чужие разговоры ;
сильные приступы гнева («истерики»).
Младший школьник:
легко отвлекается;
не может самостоятельно выполнить домашнее задание (делает ошибки от невнимательности, часто не доделывает или теряет выполненную работу, не хочет или не может выполнять работу по дому);
низкий уровень успеваемости, частый «посетитель» в кабинете директора;
отвечает, не подумав и не дослушав вопроса,
перебивает других;
низкая самооценка;
трудности во взаимоотношениях с ровесниками;
проявляет агрессию;
не может ждать своей очереди в играх и других ситуациях, неусидчивый;
впечатление “незрелости”, несоответствия своему возрасту
Подросток:
гиперактивность сменяется чувством внутреннего беспокойства;
откладывает со дня на день выполнение необходимых дел,
не может рационально организовать процесс обучения,
проблемы обучения;
не умеет работать самостоятельно;
низкая самооценка;
конфликты с ровесниками, учителями и родителями;
наказание или поощрение (метод «кнута» и «пряника») обычно не влияет на поведение;
не способен отложить получение удовольствия;
нарушение социальных норм поведения;
«рискованное» поведение (травмы и несчастные случаи).
КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С ММД
Психологическое консультирование.
Психолого-педагогическая коррекция.
Фармакотерапия