Как унять непоседу? Беседа для родителей (часть 1).

Сабанина Ирене Эвальдовна

Как унять непоседу?

Беседа для родителей (часть 1).

                С момента зарождения нервной системы у каждого человека формируется некий неврологический фон, который в разной, сугубо индивидуальной, форме будет влиять на качество дальнейшей жизни, как его самого, так  и на окружающих его людей. При более благоприятном неврологическом фоне формирование личности происходит без особых проблем. При  менее благоприятном уже в раннем возрасте возникает необходимость обратиться за помощью к специалистам.  Вводится определение минимальной мозговой дисфункции (ММД). Как правило, интеллектуальный уровень детей с минимальной мозговой дисфункцией находится в пределах нормы, но при этом они испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.

 

                Характерными проявлениями ММД являются:

ü  синдром нарушения внимания и гиперактивности ;

ü  нарушение психологического развития;  

ü  коммуникативная дисфункция; нарушение интеллекта в форме дезинтегративных расстройств;

ü  расстройство развития моторной функции (синдром статико-моторной недостаточности);

ü  цереброастенический синдром;

ü  синдром аутизма.

 

                Многих родителей интересуют причины минимальной мозговой дисфункции. К ним относятся:

·         перинатальная патология,

·         недоношенность,

·         инфекционные поражения нервной системы,

·         токсические поражения нервной системы,

·         черепно-мозговые травмы,

·         наследственные аспекты.

 

                Одной из самых распространенных клинических форм нарушения внимания у детей- синдром нарушения внимания и гиперактивности. Может отмечаться при ряде состояний и синдромов, характеризующихся расстройствами развития. Встречается в изолированном виде или в сочетании с когнитивными, двигательными и поведенческими нарушениями. Оказывает значительное влияние                                                       на обучение и социальное поведение.

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ

1. НЕ СПОСОБЕН УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ДЕТАЛЯХ, НЕБРЕЖНОСТЬ В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ

2. С ТРУДОМ СОХРАНЯЕТ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ИЛИ ВО ВРЕМЯ ИГР

3. ЧАСТО СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ТОМ. ЧТО РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТ ОБРАЩЕННУЮ К НЕМУ РЕЧЬ

4. ЧАСТО ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕ В СОСТОЯНИИ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ИНСТРУКЦИЙ И СПРАВИТЬСЯ ДО КОНЦА С ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ (ЧТО НЕ СВЯЗАНО С НЕПОНИМАНИЕМ И НЕГАТИВНЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАСТРОЕМ)

5. СЛОЖНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И В ДРУГИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6. ИЗБЕГАЕТ, СОПРОТИВЛЯЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ ДЛИТЕЛЬНОГО СОХРАНЕНИЯ УМСТВЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ

7. ЧАСТО ТЕРЯЕТ ВЕЩИ

8. ЛЕГКО ОТВЛЕКАЕТСЯ НА ПОСТОРОННИЕ СТМУЛЫ

9. ЗАБЫВЧИВ В ПОВСЕДНЕВНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ И ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

1.       БЕСПОКОЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ РУК, НОГ, СИДЯ НА СТУЛЕ КРУТИТСЯ, ВЕРТИТСЯ

ЧАСТО ВСТАЕТ С МЕСТА В КЛАССЕ ВО ВРЕМЯ УРОКА ИЛИ В ДРУГИХ СИТУАЦИЯХ, КОГДА НУЖНО ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ.

2.       ЧАСТО ПРОЯВЛЯЕТ БЕСЦЕЛЬНУЮ ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, БЕГАЕТ, КРУТИТСЯ, ПРИЧЕМ В ТАКИХ СИТУАЦИЯХ КОГДА ЭТО НЕПРИЕМЛЕМО

3.        НЕ МОЖЕТ ТИХО, СПОКОЙНО ИГРАТЬ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ЧЕМ НИБУДЬ НА ДОСУГЕ

 ЧАСТО НАХОДИТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ И ВЕДЕТ СЕБЯ ТАК, « КАК БУДТО К НЕМУ ПРИКРЕПИЛИ МОТОР».

4.       ЧАСТО ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ , НЕ ВЫСЛУШАВ ИХ ДО КОНЦА

5.       ОБЫЧНО С ТРУДОМ ДОЖИДАЕТСЯ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ

6.       ЧАСТО МЕШАЕТ ДРУГИМ, ПРИСТАЕТ К ОКРУЖАЮЩИМ

7.       ЧАСТО БЫВАЕТ БОЛТЛИВЫМ

 

Клинические проявления СДВГ

Ребенок дошкольного возраста:

постоянно находится в движении;

дерётся с другими детьми;

часто роняет и теряет вещи;

«ненасытная» любознательность;

«бесстрашный» —подвергает опасности себя или других;

непослушный, трудно управляемый;

шумные, энергичные, «разрушительные» игры;

требовательный, любит спорить, шумный;

перебивает других, вмешивается  в чужие разговоры ;

сильные приступы гнева  («истерики»).

Младший школьник:

легко отвлекается;

не может самостоятельно выполнить домашнее задание (делает ошибки от невнимательности, часто не доделывает или теряет выполненную работу, не хочет или не может выполнять работу по дому);

низкий уровень успеваемости, частый «посетитель» в кабинете директора;

отвечает, не подумав и не дослушав вопроса,
перебивает других;

низкая самооценка;

трудности во взаимоотношениях с ровесниками;
проявляет агрессию;

не может ждать своей очереди в играх и других ситуациях, неусидчивый;

впечатление “незрелости”,  несоответствия своему возрасту

Подросток:

гиперактивность сменяется чувством внутреннего беспокойства;

откладывает со дня на день выполнение необходимых дел,

не может рационально организовать процесс обучения,

проблемы обучения;

не  умеет работать самостоятельно;

низкая самооценка;

конфликты с ровесниками, учителями и родителями;

наказание или поощрение (метод «кнута» и «пряника») обычно не влияет на поведение;

не способен отложить получение удовольствия; 

нарушение социальных норм поведения;

«рискованное» поведение (травмы и несчастные случаи).

 

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С ММД

*      Психологическое консультирование.

*      Психолого-педагогическая коррекция.

*      Фармакотерапия