«Адаптивная физическая культура – новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ».

Римма Марсовна Ноздрина

«Адаптивная физическая культура – новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ». 

В последние годы и во всем мире делаются усилия по организации и развитию спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья, с определенными нарушениями в двигательной или интеллектуальной функциях. Спорт даёт шанс лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  доказать себе и обществу право на активное существование в умственном и физическом плане. Адаптивная физическая культура развивает двигательные и физические возможности, исправляет нарушения, улучшает здоровье и продвигает инвалидов в другие слои общества. В процессе занятий адаптивной физической культурой у людей   с ОВЗ появляется осознанное отношение к своим силам и уверенности в них, возникает потребность в систематических занятиях физической культурой и возникает чувство полноценности как члена общества. Поэтому растёт  интерес общества к паралимпийским играм, которые представляют собой яркий пример повышения толерантности общества к людям с ограниченными возможностями.

Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. У человека, который имеет ограниченные возможности здоровья,  появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства.

Применение активных  физкультурно-оздоровительные мероприятий позволяют ему лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

Адаптивная физическая культура (АФК)  является частью физической культуры, это комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья .

АФК направлена на стимулирование позитивных реакций в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма инвалида. Целью адаптационной физической культуры является система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами адаптивной физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки. Всё это достигается  только в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Можно определить следующие виды адаптивной физической культуры, которые  имеют каждый  свое назначение:

- адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физического образования;

- адаптивная двигательная рекреация - для оздоровительного досуга, активного отдыха, игр, общения;

- адаптивный спорт - для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых качеств;

- физическая реабилитация - для лечения, восстановления и компенсации потерянных возможностей.

Бегидова Т.П. также рассматривает креативные (художественно-музыкальные), телесно-ориентованные практики АФК и экстремальные виды двигательной деятельности.

Следует отметить, что аспект реабилитации средствами АФК включает также  возобновление, коррекцию и компенсацию потерянных и нарушенных функций в процессе учебы, воспитания и развития.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья систематические тренировочные занятия и участие в соревнованиях не только повышают адаптацию инвалидов к условиям жизни, расширяют их функциональные возможности, помогают оздоровлению организма, но и способствуют выработке координации в деятельности опорно-двигательного аппарата, благоприятно действуют на психику инвалидов, мобилизуют их волю на борьбу с болезнью, возвращают людям чувство социальной полноценности.

А применение систематических нагрузок способствует развитию компенсаторных механизмов, восстановлению способности к манипулятивным действиям, включает бытовое и профессиональное обучение и переобучение, необходимость и возможности социально полезной трудовой деятельности и сохранение семьи при наличии стойкого ограничения способности самостоятельно передвигаться. Профессиональная деятельность и социальная активность инвалидов в значительной степени определяется физическим состоянием и функциональными возможностями организма.

Таким образом, для людей с ограниченными возможностями здоровья жизненно необходимым является адаптационная физическая культура, так как она является эффективным средством и методом физической, психической, социальной адаптации.

Адаптивная физическая культура является таким социальным явлением, которое отвечает всем требованиям влияния на развитие личность, как целостной системы.

Выделим основные принципы, отражающие специфику применения АФК:

1. Четкая дифференциация целей и задач АФК на основании анализа возможностей, обеспечивающих восстановление мышечной силы и координации движений, предупреждения и устранения контрактур, выработки самостоятельного передвижения, развитие способностей к манипулятивным действиям, приобретение навыков бытового самообслуживания, нормализацию обмена веществ, дыхания, установление контролируемых основ мочеиспускания и дефекации, приобретение новых профессиональных навыков.

2. Интерактивное использование в комплексе АФК различных методик.

3. Дифференциация методики по применению гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр, упражнений прикладного характера.

4. Гимнастические упражнения, включаемые в комплекс, должны определяться клиническим синдромом двигательных расстройств, типом нарушения мышечного тонуса и состояния координации. Целесообразно выполнять активные, пассивные и активно-пассивные упражнения с помощью методиста, из оптимальных исходных положений, с применением резиновых бинтов, тренажерных систем.

Особенно важны упражнения по восстановлению функций кистей, способности к манипулятивным действиям.

5. Четкая дифференциация применения различных видов массажа - классического сегментарного, точечного, их сочетание, вибро-, гидро- и самомассажа, электро - и вибростимуляции пораженных мышц.

6. Упражнения прикладного типа должны включать комплексную систему развития и обучения ходьбе как способу самостоятельного передвижения.    Наиболее эффективно последовательное применение упражнений:

- в постели с переменным расположением у угла постели;

- с применением укороченных костылей;

- с использованием подвесов и резиновых бинтов;

- ходьба между параллельными брусьями в зале и в бассейне;

- передвижение с помощью монорельса, костылей;

- ходьба по лестнице с перешагивания, с ношей, в темноте, падения и вставания.

7. Эффективным является включение в комплекс спортивных игр и соревнований. Индивидуальные и групповые занятия АФК проводятся в течение 10-30 мин. один-два раза в день в залах стационарных лечебных и санаторно-курортных учреждений, поликлиник, на спортивных площадках, в бассейнах и др.

Производственную гимнастику как самостоятельные занятия физическими упражнениями в условиях быта необходимо включать ежедневно в режим двигательной активности инвалидов. В течение дня целесообразно проводить 3-4 занятия продолжительностью 15-30 мин.

С целью повышения эффективности физических упражнений на функциональное развитие организма и уровень физической подготовленности рекомендуется использование в индивидуальных занятиях различных тренажерных систем, приспособлений и снарядов (гантели, эластичные, резиновые бинты, эспандеры, блочные системы и др.), что позволит облегчить задачу нормирования физических нагрузок, создания программ локального воздействия на отдельные группы мышц и системы организма .

Прогулки, ближний туризм - формы физического воспитания, не требующие длительной подготовки и использования сложного оборудования и приспособлений. Прогулки включают в ежедневный двигательным режим на всех этапах реабилитации. Продолжительность прогулок зависит от температуры окружающей среды, функционального состояния инвалидов, возможности использования этого вида самостоятельных занятий в домашних условиях. Ближний туризм может быть организован группой инвалидов, занимающихся в одной секции или объединении по территориальному принципу (специальные районы, дома для инвалидов, лечебные учреждения санаторного типа), а также самостоятельно проводится, как правило, в течение одного дня.

Включение ближнего туризма в недельный двигательный режим инвалидов позволяет обеспечить сочетание активного восприятия окружающей среды с дозированной физической нагрузкой, способствует снижению напряжения нервной системы, улучшению функционального состояния основных систем организма, повышению уровня физической подготовленности инвалидов.

Таким образом, при систематических занятиях люди с ограниченными возможностями достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную функциональную подготовку. Наряду с постепенным усложнением заданий от занятия к занятию увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать величину физических нагрузок изменением интенсивности выполняемых упражнений, темпа их выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и т.д.

На сегодняшний день адаптивная физическая культура (АФК) занимает особенное место в структуре реабилитационных и коррекционных мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья, потому что по специфики своего действия она оказывает влияние не только на физическое и психическое состояние человека, но и на расширение его социального опыта.

Меры применения физической реабилитации очень важны как для самого человека с ограниченными возможностями и его семьи, так и для общества в целом из-за того, что эффективная спортивно-оздоровительная работа непосредственно связана с экономической рентабельностью, повышением работоспособности, уменьшением заболеваний, активизацией общественной и профессиональной деятельности инвалидов.

Таким образом, адаптивная физическая культура открывает резервные возможности людей с ОВЗ и помогает им заниматься спортивной деятельностью, что является важным средством компенсации нарушений в области социальной адаптации и свою роль в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.  Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. - М.: Физическая культура и спорт, 2011. - 192 с.

2.  Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.

3.  Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи / Евсеев С.П. // Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.

4.  Комплексная реабилитация инвалидов, Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.: Под ред. Т.В. Зозули. — М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.

5.  Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2009. - 608 с.

6.  Федеральный конституционный закон от 05.02.2007 N 2-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"