РОДИТЕЛЯМ Психологические рекомендации при работе с гиперактивными детьми

Баянова Эльнара Марсовна

Прежде всего, необходимо определить, что является причиной плохого поведения и низкой успеваемости ребенка — заурядная невоспитанность или гиперактивность. Для этого ответьте на следующие вопросы, касающиеся поведения вашего ребенка или ученика.

                

 • Часто ли наблюдаются у ребенка беспокойные движения в кистях рук и стопах?

• Встает ли он внезапно со своего места в классе во время урока?

• Проявляет ли бесцельную двигательную активность, когда это не нужно?

• Не может спокойно и тихо проводить досуг?

• Находится ли в постоянном движении?

• Часто не в меру разговорчив, болтлив?

• Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца?

• С трудом дожидается своей очереди, участвуя в играх или других мероприятиях?

• Бесцеремонно вмешивается в беседы взрослых и игры других детей, мешает им?

 

Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (не менее полугода) в школе, дома, вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, то ребенка можно считать гиперактивным.

 

При всей сложности ситуации гиперактивность можно удерживаться под разумным контролем с помощью некоторых мер, например таких:

• Старайтесь избегать крайностей: вседозволенности, с одной стороны, и чрезмерной пунктуальности, с другой.

• Хвалите ребенка в каждом случае, когда он, этого заслужил, подчеркивайте его успехи.

• Избегайте запретительных слов, все запреты обязательно объясняйте.

• Говорите спокойным, мягким тоном.

• Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

• Поддерживайте четкий распорядок дня.

• Для подкрепления устных объяснений используйте наглядные зрительные примеры.

• Избегайте, по возможности, мест скоплений людей.

• Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, оберегайте вашего “непоседу” от общения с шумными, беспокойными детьми.

• В классе не должно быть больше 1-2 гиперактивных детей.

• Оберегайте ребенка от утомления, так как оно ведет к снижению самоконтроля.

• Давайте возможность ребенку расходовать избыточную энергию: полезна физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, спортивные занятия.

 

И в заключение: всегда помните об индивидуальных особенностях ребенка!