«Проблема культуры чтения в России и опыт мировых стран»

Римма Марсовна Ноздрина

Проблема культуры чтения в России и опыт мировых стран»

О чтении русский книговед, библиограф и писатель Н.А. Рубакин сказал, что это создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. Это наталкивает на определённые размышления. Получается, что только подняв уровень культуры чтения у нового поколения до уровня собственных мыслей, рождённых на материале запечатлённых в тексте мыслей других людей, страна может рассчитывать на появление больших учёных и интеллектуальный прогресс нации в целом.

Что происходит сейчас? Кандидат педагогических наук И.И. Тихомирова отмечает, что по результатам Международного мониторинга качества чтения учащихся (PISA) в 2000 году наша страна оказалась чуть ли не в аутсайдерах. Поэтому проблема формирования и повышения культуры чтения должна найти достойное место в работе детских учреждений.

ЧТЕНИЕ  -  специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации.  Чтениене одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоениисодержания текста, а активное взаимодействие между коммуникаторами (создателями текста) иреципиентами (читателями). В ходе чтения происходит процесс «сотворчества» автора и читателя. Чтение существенноотличается от других видов коммуникации. Это связано со спецификой текста как знаковой системы,элементы которой существуют в неподвижной пространственной форме, предусматривающей ихпоследующее зрительное восприятие, и с возможностью фиксирования, хранения, тиражированияинформации в таком виде, при котором процессы потребления не совпадают по времени с их производством,а могут длиться на протяжении веков. Эта особенность превращает чтнние в весьма рациональный способпередачи и усвоения знаний и ценностей, выработанных человечеством.  

КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ - культура чтения в широком смысле слова включает весь круг вопросов работы с книгой. Это прежде всего умение найти, выбрать из огромного числа изданий нужную для изучения книгу. Оно складывается из знания основ библиографии, владения навыками работы с указателями литературы, способности легко ориентироваться в библиотечных каталогах и картотеках, осведомленности в профиле издательств, выпускающих книги общественно- политической тематики, представления о книготорговой библиографии, помогающей находить нужные издания в книжных магазинах, умения комплектовать личную библиотеку. Естественно, что под культурой чтения подразумевается и умение глубоко понимать содержание книги, извлекать и усваивать все ценное, что в ней есть, пользоваться научно-справочным аппаратом книги, умело делать выписки, составлять планы и конспекты изучаемых произведений, писать рефераты.

 

 Сегодня в России проблема чтения стоит как никогда остро. Современное поколение мало читает. Чтению большое внимание уделяет и наш президент. Он говорит: «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт. В данной ситуации повышение читательского интереса является общенациональной задачей.» Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу молодого поколения, а также на их речь. Значение чтения в жизни подрастающего поколения Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек прекрасно понимает, что чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать

Психотерапевтические функции чтения.

- Книга снижает стресс.

- Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

- Чтение придает уверенности.

- Улучшает мозговую активность.

Мировой опыт свидетельствует, что в развитых странах поддержка грамотности и чтения входит в число как государственных, так и общественных приоритетов; «человек читающий» остается неизменной ценностью во времена любых исторических изменений, а читающее общество - неоспоримым условием общества демократического.

Во Франции решение проблемы чтения стало приоритетной задачей Министерства культуры и правительства еще в 80-90-е гг. ХХ века. В этой области проводится мощная национальная политика. Было создано Управление по делам книги и чтения, которое определило политику для решения этой проблемы, с учетом всего «пути книги» — от момента создания ее автором до предложения ее читателям. В результате принятых мер были достигнуты большие успехи в библиотечном обслуживании населения: построены новые здания библиотек, улучшено положение публичных библиотек, освоены дополнительные территории для организации чтения тех жителей, которые обычно не приходят в библиотеки.

 Чтение книг на улице для тех, кто хочет слушать. Инициатор этого движения — Марк Роже — многие годы ходит по населенным пунктам и читает детям книги вслух. Причем, читает он их, прячась за книгу, устраивая, таким образом, маленькие представления.

Чтение книг в поликлиниках для детей, ожидающих очереди у кабинетов врачей. Лучше читать красочные книги, чтобы дети могли не только слушать, но и рассматривать картинки в книгах.

В вагонах пассажирского транспорта расклеены плакаты с отрывками из произведений классических и современных авторов. Пассажиры, проводя в общественном транспорте определенное количество времени, могут таким образом приобщиться к литературе. Государство финансирует это начинание.

Во всех этих мероприятиях участвуют библиотеки: приветствуется их работа со школами, поликлиниками и пр. Таким образом, определилась новая задача библиотек — выходить навстречу читателям. Такую библиотеку во Франции называют «Библиотека вне стен».

Великобритания. Пример проекта в рамках Национального Года Чтения:«Писатели в школах»:  школьники в  школах в течение года работали с писателями. Схема работы была следующая. Писатель направлялся на работу в определенную школу, где в течение года должен был работать с учениками разных возрастных групп с целью воспитания у них любви к литературному творчеству и чтению посредством развития собственного творчества. Британцы не ставили в данном случае задачу выявить таланты (хотя, для многих детей это была прекрасная возможность раскрыть свои способности). Формы работы были различны — от сочинения коротеньких стихов и рассказов до коллективного написания пьес и их постановки.

В настоящее время правительство Великобритании выделяет значительные денежные средства для развития библиотек страны. Работа ведется по следующим направлениям:

- направление «Открывая возможности для всех» подразумевает, что доступ к информации должен быть равным для всех; необходимо повышать образовательный уровень в школах, а также работать с людьми, относящимися к «группе риска» (больными, преступниками и пр.);

- проводится автоматизация библиотек, так как без этого невозможно их будущее развитие;

- детям бесплатно раздаются книги (вместе с книгами предлагаются подставка для книг, закладка, листовка со стихами и пр.);

- программа «Уверенный старт» рассчитана на самые бедные слои населения и направлена на улучшение здоровья нации и роста ее образовательного потенциала.

Кроме того, существуют специальные программы для тинейджеров, а также программа «Чтение на лето», где детям в виде игры предлагаются задания на лето, по результатам которых, победившему вручается приз.

Германия. Как результат личной заинтересованности в процесс приобщения к чтению с помощью вовлечения новых мультимедийных средств, а именно сети Интернет, возник проект Antolin (проект поддерживается издательством Antolin). Суть данного проекта — создание детского книжного портала, который ориентирован на интерактивное содействие чтению. Дети самостоятельно выбирают из предложенных названий те книги, которые они хотели бы прочитать. После прочтения дети с помощью Antolin отвечают на предложенные вопросы по конкретной книге. Таким образом, развивается вдумчивое сознательное чтение, что дает детям стимул критически и глубже подходить к прочитанному. С помощью Antolin учителя могут проследить путь развития своих учеников и таким образом создать базу для целенаправленной поддержки чтения на уроке.

Повышению культуры чтения  могут способствовать такие новшества, как введение в школах  «уроков классного чтения» где дети вместе с педагогом читают произведения русских. советских, современных писателей, анализируют, разбирают значение непонятных слов, изречений, старшие школьники могут по произведениям готовить сочинения, рефераты и другой материал который будет зачитываться в оценках за четверть.

На базе школ других дополнительных детских учреждений нужно организовывать кружки с читательским уклоном, куда приглашаются школьники старших классов,  где дети будут изучат жанры литературы, и учится составлять проекты , программы, презентации по интересующим темам которые пригодятся для дальнейшей учебы в вузах, колледжах. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации, требует и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_kultury_chieniya_v_rossii_i_opyt_mirovyh_stran.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема культуры чтения в России и опыт мировых стран»

О чтении русский книговед, библиограф и писатель Н.А. Рубакин сказал, что это создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. Это наталкивает на определённые размышления. Получается, что только подняв уровень культуры чтения у нового поколения до уровня собственных мыслей, рождённых на материале запечатлённых в тексте мыслей других людей, страна может рассчитывать на появление больших учёных и интеллектуальный прогресс нации в целом.

Что происходит сейчас? Кандидат педагогических наук И.И. Тихомирова отмечает, что по результатам Международного мониторинга качества чтения учащихся (PISA) в 2000 году наша страна оказалась чуть ли не в аутсайдерах. Поэтому проблема формирования и повышения культуры чтения должна найти достойное место в работе детских учреждений.

ЧТЕНИЕ  -  специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации.  Чтениене одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоениисодержания текста, а активное взаимодействие между коммуникаторами (создателями текста) иреципиентами (читателями). В ходе чтения происходит процесс «сотворчества» автора и читателя. Чтение существенноотличается от других видов коммуникации. Это связано со спецификой текста как знаковой системы,элементы которой существуют в неподвижной пространственной форме, предусматривающей ихпоследующее зрительное восприятие, и с возможностью фиксирования, хранения, тиражированияинформации в таком виде, при котором процессы потребления не совпадают по времени с их производством,а могут длиться на протяжении веков. Эта особенность превращает чтнние в весьма рациональный способпередачи и усвоения знаний и ценностей, выработанных человечеством.  

КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ - культура чтения в широком смысле слова включает весь круг вопросов работы с книгой. Это прежде всего умение найти, выбрать из огромного числа изданий нужную для изучения книгу. Оно складывается из знания основ библиографии, владения навыками работы с указателями литературы, способности легко ориентироваться в библиотечных каталогах и картотеках, осведомленности в профиле издательств, выпускающих книги общественно- политической тематики, представления о книготорговой библиографии, помогающей находить нужные издания в книжных магазинах, умения комплектовать личную библиотеку. Естественно, что под культурой чтения подразумевается и умение глубоко понимать содержание книги, извлекать и усваивать все ценное, что в ней есть, пользоваться научно-справочным аппаратом книги, умело делать выписки, составлять планы и конспекты изучаемых произведений, писать рефераты.

 Сегодня в России проблема чтения стоит как никогда остро. Современное поколение мало читает. Чтению большое внимание уделяет и наш президент. Он говорит: «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт. В данной ситуации повышение читательского интереса является общенациональной задачей.» Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу молодого поколения, а также на их речь. Значение чтения в жизни подрастающего поколения Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек прекрасно понимает, что чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать

Психотерапевтические функции чтения.

- Книга снижает стресс.

- Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

- Чтение придает уверенности.

- Улучшает мозговую активность.

Мировой опыт свидетельствует, что в развитых странах поддержка грамотности и чтения входит в число как государственных, так и общественных приоритетов; «человек читающий» остается неизменной ценностью во времена любых исторических изменений, а читающее общество - неоспоримым условием общества демократического.

Во Франции решение проблемы чтения стало приоритетной задачей Министерства культуры и правительства еще в 80-90-е гг. ХХ века. В этой области проводится мощная национальная политика. Было создано Управление по делам книги и чтения, которое определило политику для решения этой проблемы, с учетом всего «пути книги» — от момента создания ее автором до предложения ее читателям. В результате принятых мер были достигнуты большие успехи в библиотечном обслуживании населения: построены новые здания библиотек, улучшено положение публичных библиотек, освоены дополнительные территории для организации чтения тех жителей, которые обычно не приходят в библиотеки.

 Чтение книг на улице для тех, кто хочет слушать. Инициатор этого движения — Марк Роже — многие годы ходит по населенным пунктам и читает детям книги вслух. Причем, читает он их, прячась за книгу, устраивая, таким образом, маленькие представления.

Чтение книг в поликлиниках для детей, ожидающих очереди у кабинетов врачей. Лучше читать красочные книги, чтобы дети могли не только слушать, но и рассматривать картинки в книгах.

В вагонах пассажирского транспорта расклеены плакаты с отрывками из произведений классических и современных авторов. Пассажиры, проводя в общественном транспорте определенное количество времени, могут таким образом приобщиться к литературе. Государство финансирует это начинание.

Во всех этих мероприятиях участвуют библиотеки: приветствуется их работа со школами, поликлиниками и пр. Таким образом, определилась новая задача библиотек — выходить навстречу читателям. Такую библиотеку во Франции называют «Библиотека вне стен».

Великобритания. Пример проекта в рамках Национального Года Чтения:«Писатели в школах»:  школьники в  школах в течение года работали с писателями. Схема работы была следующая. Писатель направлялся на работу в определенную школу, где в течение года должен был работать с учениками разных возрастных групп с целью воспитания у них любви к литературному творчеству и чтению посредством развития собственного творчества. Британцы не ставили в данном случае задачу выявить таланты (хотя, для многих детей это была прекрасная возможность раскрыть свои способности). Формы работы были различны — от сочинения коротеньких стихов и рассказов до коллективного написания пьес и их постановки.

В настоящее время правительство Великобритании выделяет значительные денежные средства для развития библиотек страны. Работа ведется по следующим направлениям:

- направление «Открывая возможности для всех» подразумевает, что доступ к информации должен быть равным для всех; необходимо повышать образовательный уровень в школах, а также работать с людьми, относящимися к «группе риска» (больными, преступниками и пр.);

- проводится автоматизация библиотек, так как без этого невозможно их будущее развитие;

- детям бесплатно раздаются книги (вместе с книгами предлагаются подставка для книг, закладка, листовка со стихами и пр.);

- программа «Уверенный старт» рассчитана на самые бедные слои населения и направлена на улучшение здоровья нации и роста ее образовательного потенциала.

Кроме того, существуют специальные программы для тинейджеров, а также программа «Чтение на лето», где детям в виде игры предлагаются задания на лето, по результатам которых, победившему вручается приз.

Германия. Как результат личной заинтересованности в процесс приобщения к чтению с помощью вовлечения новых мультимедийных средств, а именно сети Интернет, возник проект Antolin (проект поддерживается издательством Antolin). Суть данного проекта — создание детского книжного портала, который ориентирован на интерактивное содействие чтению. Дети самостоятельно выбирают из предложенных названий те книги, которые они хотели бы прочитать. После прочтения дети с помощью Antolin отвечают на предложенные вопросы по конкретной книге. Таким образом, развивается вдумчивое сознательное чтение, что дает детям стимул критически и глубже подходить к прочитанному. С помощью Antolin учителя могут проследить путь развития своих учеников и таким образом создать базу для целенаправленной поддержки чтения на уроке.

Повышению культуры чтения  могут способствовать такие новшества, как введение в школах  «уроков классного чтения» где дети вместе с педагогом читают произведения русских. советских, современных писателей, анализируют, разбирают значение непонятных слов, изречений, старшие школьники могут по произведениям готовить сочинения, рефераты и другой материал который будет зачитываться в оценках за четверть.

На базе школ других дополнительных детских учреждений нужно организовывать кружки с читательским уклоном, куда приглашаются школьники старших классов,  где дети будут изучат жанры литературы, и учится составлять проекты , программы, презентации по интересующим темам которые пригодятся для дальнейшей учебы в вузах, колледжах. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации, требует и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.