«Оптимизация преподавания истории и обществознания через применение ИКТ».

Зарипова Ляйсан Фагимовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Какрыбашево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

Не спрашивайте, что история

может сделать в области ИКТ,

 необходимо  спросить, что ИКТ

могут сделать для истории!

 

 

 

 

Творческий отчет

«Оптимизация преподавания

истории и обществознания через применение ИКТ».

 

 

 

 

Подготовила: учитель

истории и обществознания

Зарипова Л.Ф.

 

 

 

2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:

      I.          Сведения о педагоге.

   II.          Введение. «Оптимизация преподавания истории и обществознания через применение ИКТ».

III.          Аналитическая часть. Анализ продуктивности применения ИКТ.

IV.          Проектная часть. Информационные технологии как неотъемлемая часть образования.

   V.          Заключение.

VI.          Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сведения о педагоге

ФИО: Зарипова Ляйсан Фагимовна

Должность: учитель истории и обществознания

Образование: высшее, окончила Башкирский государственный педагогический университет, 2005г.

 по специальности «История»

Стаж работы: 14 лет, в данном учреждении 9 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Оптимизация преподавания

 истории и обществознания через применение ИКТ»

Введение

Деятельность современного педагога немыслима без применения передовых информационных технологий. Эту очевидную истину подтверждает и тот факт, что зачастую ученики являются более компетентными в области информационных технологий, что не добавляет учителю авторитета. Именно поэтому необходимость, в том числе быть интересной своим ученикам и подвигла меня на изучение данной области. С 2011 года появилась возможность работать с проектором.

В настоящее время к учителю предъявляются новые требования. Он должен уметь ориентироваться во все обновляющемся историческом образовании и методическом обеспечении уроков. В этих условиях владение ИКТ -методиками как нельзя кстати.

Первоначально использование ИКТ технологий происходило на уровне использования приложений WINDOWS. По мере накопления опыта и появления новых возможностей возникла проблема в систематизации применения информационных технологий.  На современном этапе возможности использования передовых практик в области ИКТ очень большие. Однако возникает проблема рационального использования данного опыта. Всегда существует опасность перегрузить новшествами урок настолько, что он потеряет свою эффективность. В соответствии с санитарными нормами существуют определенные ограничения в использовании ИКТ. Так, например, в среднем звене целесообразно использовать мультимедиа от 10 до 15 минут, а в старшем звене от 10 до 25 минут в целом за урок. Поскольку сегодня почти все используют ИКТ на уроках, появляется у учеников определенная перегруженность и снижается восприятие учебного материала.

 В результате с 2012 года темой самообразования была выбрана следующая: «Оптимизация преподавания истории и обществознания через применение ИКТ».

Цель данной темы: создание системы использования ИКТ на уроках истории и обществознания для подготовки учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружение  его современными средствами и технологиями работы, формирование у него информационной культуры, ключевых компетентностей, подготовка к дальнейшему самообразованию.

На первоначальном этапе работы были поставлены следующие задачи:

1.Самообразование в области повышения ИКТ- компетентности;

2. Внедрение информационных технологий в учебный процесс;

3.Развитие ИКТ- компетентности учащихся;

4. Систематизация применения информационных технологий.

Для реализации поставленных задач была выбрана стратегия целенаправленного системного применения ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая часть

Анализ продуктивности применения ИКТ

На каждом из этапов постоянной задачей стояло самообразование. И хотя существенную помощь оказывали курсы, все же без практического освоения и самостоятельного поиска новых форм и методов преподавания, выполнение задач внедрение ИКТ неосуществимо. На помощь пришел Интернет. Многочисленные публикации коллег, участие в форумах, дистанционных семинарах подсказали новые пути реализации выбранной стратегии. «http://www.zavuch.info/,  http://his.1september.ru/urok/, http://lesson-history.narod.ru/nh10.htm, http://ucheba.pro/http://www.prosv.ru/ebooks/ levandovskii_istoriya_10-11/10.html, http://www.oldgazette.ru/index.html, http:// www.uroki.net/docdir/docdir109.htm, http://it-n.ru/, www.TEST4U.ru,».

Постепенно появилась необходимость осваивать возможности компьютерной техники и технологий для учебного процесса, которые стали совершенной потребностью для создания необходимого образовательного пространства каждому ребёнку, чтобы раскрыть его личностный потенциал через учебную познавательную творческую деятельность на уроках и во внеклассных занятиях.

Особой и важной частью современного образовательного процесса является использование в нем мультимедийных технологий. При этом их можно использовать как для контроля знаний, так и для самого процесса обучения.

Систематическое применение ИКТ стало возможным при наличии компьютера в классе, подключения к Интернету, а также программного обеспечения.  Помимо этого, при подготовке и проведении лекций постоянно использую электронные учебники, энциклопедии, видеофильмы по истории, фрагменты передач по и др.

Следующим шагом стало обучение учащихся активному использованию информационных технологий. В этом значительным подспорьем стали интегрированные уроки истории и информатики, где параллельно шло выполнение заданий на компьютерах, обучение использованию различных информационных технологий. Психология предмета История требует от учащихся овладения как общими, так и специфическими методами исторического познания. Наряду с традиционными методами можно ввести и методы познания, связанные с информационно-коммуникативными технологиями, что значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и разнообразит индивидуальную траекторию личностного и интеллектуального развития каждого ребенка.

Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый.

Различное восприятие информации у учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала.

Рассмотрим применение разнообразных приемов с ИКТ на уроке истории:

1.    Работа с понятиями. (На экран выводится несколько определений из разных источников)

2.    Подготовка презентаций и использование готовых для лекций.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

  Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

• возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

• обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

• иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

• применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

3.    Подготовка конспектов и дальнейшая работа с ними на уроке и дома.

4.    Заполнение схем из коллекции ЦОР.

5.    Одновременное чтение и прослушивание фрагментов текста на уроке по электронному учебнику.

6.    Проведение практикумов по работе с документами.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

7.    Заполнение таблиц.

8.    Проверка знаний.

 Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономиться  до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, можно увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Применение Интерактивной доски стало большим подспорьем. По большому счету, в среде любой программы, предназначенной для подготовки материалов для ИД, имеется всего ДВЕ главные возможности: возможность «Перемещения объектов» и возможность «Спрятать – Предъявить информацию».

Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски:

•        Работа с текстом и изображениями.

•        Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати.

•        Коллективный просмотр Web-сайтов.

•        Создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий.

•        Демонстрация цифровых материалов, созданных учащимися.

Проведение мониторинга и обработки данных также облегчает использование ИКТ. Особенно это значимо при профильном обучении, поскольку на каждом этапе позволяет систематизировать работу, ликвидировать пробелы в знаниях, а также использовать полученные данные учащимися для самоконтроля.

Необходимость в систематизации применения ИКТ привела к созданию  схемы сочетания типологии урока с методами или способами учебной деятельности. За основу были взяты типология уроков (Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., Центр «Педагогический поиск». 2003 год, стр.78-79) и классификация методов обучения (М.Н. Скаткин).

 

Оптимальность применения ИКТ на различных этапах урока

Типология уроков

Этап урока

Методы обучения

Применение ИКТ и мультимедиа

Время применения

Комбинированный урок

Всесторонняя проверка знаний

Информационно-рецептивный

 

 

 

эвристический

Диктант-презентация, работа с электронной картой, экспресс-опрос, сочетание иллюстративного материала и познавательных , поисковых задач

 

3-5 минут

Урок   усвоения новых знаний

Усвоение новых знаний

Проблемное изложение

 

исследовательский

Сопровождение школьной лекции видео материалами и презентацией, использование электронных учебников, одновременное чтение и прослушивание фрагментов текста на уроке по электронному учебнику, выведение на экран документов, ЦОР.

10-15 минут

Урок закрепления изучаемого материала

Закрепление знаний

Информационно-рецептивный

 

Тестирование, заполнение, самостоятельная подготовка мини-презентаций и конспектов, электронные практикумы.

10-20 минут

Урок повторения

повторение

репродуктивный

Повторение крупных блоков с помощью презентаций, заполнение таблиц, схем.

10 -25 минут

Урок систематизации и обобщения нового материала

Обобщение и систематизация изученного

Проблемное изложение

Исследовательский

Сопровождение школьной обзорной лекции видео материалами и презентацией, использование электронных учебников, ЦОР.

до 20 минут

Урок проверки и оценки знаний

 

Информационно-рецептивный

репродуктивный

Электронное тестирование индивидуально в локальной сети, самостоятельное выполнение заданий на тренажерах и т.д.

7-15 минут

 

Преимущества использования ИКТ:

• возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;

• интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, дат, названий картин и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран);

• этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;

• освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью готовят тексты, презентации для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

 Об эффективности сбалансированного применения ИКТ в 5-6 классах говорят следующие данные:

image

  Данные получены на основе исследований усвоения материала в 5  и   6 классе на этапе закрепления новых знаний в течении 4-х уроков. Конечно, результат усвоения новых знаний зависит от многих факторов, однако очевидно, что наглядность и эмоциональность восприятия нового значительно выше, поскольку:

  • материал дается компактно, в оптимальной последовательности, в нем нет ничего лишнего, все работает на достижение целей и задач конкретного урока);
  • материал рассчитан по времени;
  • повышается интенсивность урока, усиливается его эмоциональное воздействие на учащихся;
  • использование интерактивного режима позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала;
  • облегчается установление межпредметных связей.

Безусловно применение информационных технологий сегодня сочетается с традиционными методами. В ходе работы над темой самообразования и в результате эффективного применения элементов технологии педагогики сотрудничества  (Ш.А. Амонашвили), интерактивных подходов в обучении, проблемного(Г. К. Селевко), активного (В. Н. Кругликов) и разноуровнего обучения,  применения ИКТ и интерактивной доски, а также в условиях реализации профильного обучения, у учащихся.

·       с 2012 по 2014 гг.  учебная мотивация к изучению истории и обществознания повысилась на 10%, качество знаний остается стабильно высоким

История

 

Класс:

Уровень усвоения:

Качество достижений:

Средний балл

5 класс 2012 г

100%

62%

4.1

6 класс 2012 г

100%

80%

4.2

5 класс 2013 г

100%

68%

4.2

6 класс 2013 г

100%

83%

4.4

5 класс 2014 г

100%

72 %

4.4

Обществознание

Класс:

Уровень усвоения:

Качество достижений:

Средний балл

9 класс 2013 год

100%

78%

4.2

10 класс 2013 год

100%

90%

4.3

11 класс 2013 год

100%

100%

4.4

 

 

 

 

 

результаты итоговой аттестации:

Результаты ГИА за 2013 г

В 2013 году 6 учащихся из 12 сдавали ГИА по обществознанию. Из них

Махмадиева Зиля 29 баллов, оценка «4»

Семенов Семен 21 балл, оценка «3»

Хайдаров Райхан 19 баллов , «3»

Шакиров Артур 31 балл, оценка «4»

Фаизова Чулпан 28 баллов,  оценка «4»

Шакуров Динар 39 баллов, оценка «5»

Результаты ЕГЭ за 2013 г

Из 8 учащихся 11 класса, общество выбрали 4 ученика. Из них

Ахтареева А.льфия 57 баллов

Габдрахманова Миляуша 71 балл

Муллаярова Регина 46 баллов

Наширванова Алия 55 баллов

 

Результаты ЕГЭ за 2014 г

Из 7 учащихся 11 класса, общество выбрали 4 ученика. Из них

Ахмадеев Айдар 42 балла

Зарипов Тимур 42 балла

Хамидуллина Эльвира 42 балла

Шарифуллина Эльвира 54 балла

Формированию ИКТ – компетентностей учащихся, углублению знаний, повышению качества знаний способствует внеклассная работа по предмету, участие в районных и муниципальных олимпиадах, на научно – практических конференциях.

Педагогу необходимо не только применять новые технологии на уроках, но и совместно с коллегами добиваться повышения собственной компетентности. Самообразованию способствует участие в мероприятиях по обмену опытом, а так же обучение. Так, пройдены дистанционные курсы академии АйТи (использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по истории и обществознанию), курсы на оператора ЭВМ.

Таким образом, активно осваиваю интерактивные методы образования и самообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная часть

Информационные технологии как неотъемлемая часть образования

Перспективность данного направления работы считаю для себя очевидным:

·       На этапе перехода к ФГОС и в условиях сельской школы без общения с коллегами педагогического сообщества в сети Интернет сделать это гораздо сложнее;

·       ИКТ технологии непрерывно обновляются и чтобы шагать в ногу со временем, необходимо осваивать и внедрять новшества;

·       Учитель должен ставить задачи на перспективу родителям и ученикам, а это возможно, лишь, когда компетентен и готов к постоянному самообразованию.

Одним из интересных направлений для себя вижу развитие в школе обществоведческого, а особенно экономического образования. Актуальность и необходимость изучения экономики со школьной скамьи несомненна, ведь грамотное поведение человека в рыночной среде- условие успешного выживания. Достойное и свободное поведение даже в самых неблагоприятных обстоятельствах, применение на практике знаний в ситуации потребления-вот чему, на мой взгляд, необходимо учить со школьной скамьи.

Планирую решать эту задачу через реализацию следующих факультативных и элективных занятий по программам:

1. Симоненко В.Д.Основы предпринимательства. Программа элективного курса для 10 класса общеобразовательной школы( для любого профиля обучения). М.: Вита-Пресс, 2005 год.

2. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры. Программа элективного курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вита-Пресс. 2003 год.

3. Б.И. Мишин, В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко. Основы потребительских знаний. М.: Вита-Пресс. 2006 год.

 

Заключение

Применение компьютерных технологий, став в последнее время модой, не должно быть самоцелью. В процессе преподавания и изучения истории "модные" средства должны использоваться там, где они действительно необходимы, и тогда, когда они действительно служат достижению тех целей, которые ставит перед собой учитель.

  Очевидно и то, что включение НИТ (и в первую очередь Интернет-технологий) в активный багаж учителя истории не ограничивается рамками урока. Есть еще и самообразование, профессиональное общение, внеклассная и внешкольная работа… И, учитывая реальную обеспеченность учебных заведений компьютерной техникой, не очевидно, какие из этих направлений следует разрабатывать в первую очередь. 

  Интернет прочно входит в нашу жизнь. Овладение Интернет-технологиями позволяет учителю расширить образовательную информационную среду, создает условия для профессионального роста, меняет характер его деятельности, позицию. Интеграция новых информационных и педагогических технологий способствует созданию гуманистической образовательной среды, в которой развивается личность активная, умеющая приобретать знания и применять их, генерировать собственные идеи.

 

 

Комментарии

Зарипова Ляйсан Фагимовна

Уважаемые коллеги, прошу поделиться своими мнениями по моей проблемной теме. С радостью приму ваши рекомендации и советы.