Моя статья в сборнике IV Международной конференции "Системы оценки качества образования", г. Красноярск, Сиб ГАУ , 2016

Никитенко Станислав Сергеевич

С.С. Никитенко
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ВОПРОСОВ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский профессионально – технический техникум» Россия, 650070, г. Кемерово, пр. Химиков, 2А Е-mail: info@kptc.org
На сегодняшний день одним из наиболее приоритетных направлений деятельности психологической службы учреждений профессионального образования является профилактика эмоционального выгорания педагогических работников. По данным статистики у около 80%  педагогов наблюдается та или иная степень эмоционального выгорания, что говорит о необходимости проведения профилактической работы в данной сфере, поскольку психологическое здоровье педагога является одним из главных компонентов успешной психолого-педагогической поддержки обучающихся в процессе обучения. Итак, что же представляет собой эмоциональное выгорание? Впервые термин burnout – «сгорание», «выгорание», «затухание горения» – предложил американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер для описания состояния изнеможения, истощения, сопряженного с ощущением собственной бесполезности, испытываемого психически здоровыми специалистами, работающими с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Интерес общественности к названной проблеме существенно возрос после систематизации характеристик синдрома и разработки опросника MBI К. Маслач. В нашей стране интерес к синдрому начал расти после публикации работ Бойко В.В. и Форманюк Т.В. Понятие «эмоциональное выгорание», в целом, можно определить так - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Иными словами, синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.  Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы. Личностными факторами, способствующими эмоциональному выгоранию, могут быть: - рассогласование мотивов личности и деятельности педагога; - низкая либо чрезмерно высокая степень эмпатии в сочетании с фанатичной преданностью делу; - авторитарность по отношению к другим; - агрессивность и апатия при невозможности достичь в короткий срок желаемых результатов;  - низкий уровень самоуважения и самооценки. Исследователи выделяют 3 стадии (фазы) эмоционального выгорания у педагогов.  На первой стадии («фаза напряжения») наблюдаются следующие эмоциональные проявления: острое переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, чувство загнанности в клетку, забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли студенту планируемый вопрос, что студент ответил на поставленный вопрос и т.д.). Вторая стадия («фаза резистенции») характеризуется снижением интереса к работе, потребности в общении  (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастанием апатии к концу недели, появлением устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенной раздражительностью (любая мелочь начинает раздражать). Появляется личностная отстраненность («взять бы автомат, и…»). Третья стадия («фаза истощения») – это собственно выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил. Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления. Своевременная профилактика эмоционального выгорания педагогов системы профессионального образования включает три направления: организация деятельности, улучшение психологического климата в коллективе, просветительское направление. Организация деятельности по предотвращению эмоционального выгорания педагогов в системе профессионального образования предполагает: 1. Организацию рабочего места не только в соответствии со всеми санитарными нормами и правилами, но и с обязательным включением также  эстетической составляющей. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы  оснащение и эстетическое оформление, гораздо реже страдают от проявление синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных, «голых» аудиториях. 2.  Строгую определенность должностных инструкций и обязанностей; 3. Конструктивную и «прозрачную» систему поощрений и наказаний, принятую в коллективе; 4. Справедливую кадровую политику с возможностью продвижения, карьерного роста; 5. Оказание социальной поддержки и защиты интересов сотрудников; 6. Отлаженную систему охраны труда; 7. Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении; 8. Наличие и развитие высокой организационной культуры;  9. Профессиональную и административную поддержку; 9. Доступность администрации для диалога.
Улучшение психологического климата в коллективе предполагает в себе создание психологического комфорта в группе, создание коллектива, существующего как единое целое, как группы людей, поддерживающих друг друга. Очень эффективной в данном случае такая формы работы как командообразующий тренинг или, иными словами, тренинг на сплочение коллектива. Основными целями данных тренингов являются улучшение эмоционального состояния педагогов, образование позитивных взаимоотношений, взаимопонимания между педагогами, снятие эмоционального напряжения, что в дальнейшем способствует формированию хорошего психологического климата в педагогическом коллективе. Огромное значение имеет повышение значимости педагогической профессии и, как следствие, удовлетворение потребности в признании, самоутверждении и самовыражении педагога. Этого можно достичь следующими путями: 1.Созданием администрацией учреждения профессионального образования условий для постоянного повышения квалификационного уровня педагогов; 2. Созданием условий для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечением «безстрессовой»  ситуации аттестации; 3. Активным участием педагогов в различных методических мероприятиях, семинарах, конкурсах, марафонах, деловых играх и т.д.; 4.  Обобщением профессионального опыта педагогов; 5. Организацией возможности публикации педагогических находок и разработок педагогов и др. Третьим направлением работы по профилактике эмоционального выгорания является просветительское направление. Оно включает в себя информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания, ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья, обучение педагогов приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания. В заключение хотелось бы привести несколько эффективных приемов саморегуляции эмоциональных состояний. 1. Антистрессовое дыхание: В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании: Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
 Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения! 2. Аутогенная тренировка: В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях. Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей, повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления. Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове..; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе..; я спокоен за работу моего сердца… 3. Релаксация: Если мышцы расслаблены человек находится в состоянии полного душевного покоя. Мышечное расслабление – релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения. Полное расслабление достигается путем сильного напряжения и последующего расслабления определенных групп мышц. Упражнение: "Пять точек" Первоначально упражнение выполняется в положении лежа, после предварительной релаксации (по мере тренированности – в произвольной позе). Внимание и вместе с ним дыхание направляются на область тела, соответствующую одной из перечисленных "границ". Внимание удерживается в заданной области в течение нескольких минут. Наблюдайте, как с каждым выдохом дыхание "передается" в выбранные участки тела, постепенно создавая в них ощущение тепла, "энергии". Через 3 – 5 минут переключайте внимание и дыхание на следующую "граничную" область. После того как будут пройдены все три "границы" по отдельности, объедините их, распределяя внимание одновременно на пять точек, соответствующих фигуре пятиконечной звезды (модификацией упражнения является направленность внимания на шесть точек, или два треугольника, соответствующих шестиконечной звезде). Важно представить, что тело как бы растягивается, вы словно становитесь выше ростом. При этом вдоль позвоночника возникает ощущение "натянутой струны". Затем представьте, что ваше тело заключено со всех сторон в
непроницаемую сферическую оболочку. Мысленно постарайтесь раздвинуть этот "кокон", упираясь в него в 5 точках: кистями, стопами, макушкой головы. Примечание. Упражнение, помимо оздоровительных целей, имеет важное практическое применение в повседневной жизни. Оно помогает человеку быстро прийти в себя в ситуации внезапного стресса, когда "земля плывет под ногами" и теряется эмоциональное равновесие и самообладание. Особенно необходимо оно людям, чрезмерно волнующимся перед публичными выступлениями (артистам на сцене, ораторам перед трибуной или спортсменам перед выходом на старт). Жизненно важным это упражнение может стать для людей, страдающих паническими атаками, которым оно помогает избавиться от ощущений "надвигающейся потери сознания". Для этого нужно всего-навсего сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и переключить внимание поочередно на каждую из описанных границ, начиная с "земли". 4. Кинезиологическое упражнение: Одна ладонь кладется на затылок, другая на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации актуальной для вас. Глубокий вдох – выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После проявления своеобразной "пульсации" между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается вдохом – выдохом.
Библиографические ссылки 1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. 2. Психология здоровья: учебник для вузов/Под ред. Г.С. Никифорова. -  СПб.: Питер, 2003. 3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003. 4. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006. 5. Эффективный учитель/Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: КрасикоПринт, 2010.
 
© Никитенко С.С.