Проблема сотрудничества семьи и школы в контексте воспитания личности школьника и реализации его прав

Лобань Наталья Николаевна

 

Роль сотрудничества семьи и школы в формировании полноценной личности ребёнка, а вместе с этим и в реализации его прав, бесспорна и давно очевидна. Еще великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил, что «без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства».
       Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Однако, проблема сотрудничества семьи и школы в контексте воспитания личности школьника остаётся одной из наиболее значимых и далеко не в полной мере решённой в системе образования.  К сожалению, сложившаяся в России ситуация взаимодействия школы и семьи достаточно напряжённая, а порой неблагополучная. Со стороны педагогов идет обвинение семьи в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень высоко оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества, что педагоги предвзято относятся к их ребенку и т.д.  В результате страдают дети, что ведёт к падению нравственности. «Конфликты между семьей и школой ложатся всей тяжестью на ребенка»- утверждал Януш Корчак. И он совершенно прав.

Невозможно дать готовый и единственный правильный ответ о том, как взаимодействовать с семьёй, так как семьи все очень разные. Многое зависит от мастерства педагога, от его интуиции. Педагог должен проанализировать каждую конкретную ситуацию, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнка.

Однако, на мой взгляд, ключевую роль в решении проблемы взаимодействия школы и семьи может оказать государство, внеся ряд дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Приведу 2 примера.  Мы знаем, что права и обязанности неразрывно связаны между собой. Право на образование неразрывно связано с обязанностью ежедневно выполнять домашнее задание. И вот эта банальная обязанность иногда становится неразрешимым камнем преткновения в отношениях между школой и семьёй. В практике каждого учителя были школьники, которые из урока в урок приходили неподготовленные. Казалось бы, налицо невыполнение родителями своих обязанностей. Однако школа повлиять на таких родителей фактически не может. В Законе «Об образовании» об этом моменте ничего не говорится. Зато на просторах интернета родители находят дезинформацию и принимают её за истину. Например, на форумах в интернете кто-то задал вопрос: «Обязан ли ученик учить уроки»?  Какие ответы я нашла. Некая Ленчик пишет (орфографию и стилистику автора сохраняю): «Как юрист могу утверждать, что ребенок имеет полное право даже не ходить в школу, а родители имеют полное право позволить это ребенку. Мало того - родители имеют право выбирать, какое именно образование должен получить их ребенок, и в каком объеме. А ФЗ об образовании грубо нарушает Конституцию, а все делают вид, что не замечают этого. Поэтому если подойти к вопросу формально - родители обязаны обеспечить посещение ребенком школы. А если он будет просто сидеть там, и НИЧЕГО не делать вообще, ни в классе, ни дома, то это совершенно НИКАК не наказуемо. А как будет школа отчитываться об успехах в образовании этого ребенка, родителей совершенно не должно волновать. Поэтому всем измученным уроками родителям советую перечитать закон об образовании, и подумать хорошо - что должен их ребенок государству в целом, и школе в частности, а чего он совершенно не

должен». Как вы думаете, какое взаимодействие семьи и школы будет после того, как родители начитаются таких советов в интернете.

Еще один пример. Родительница одну за другой в разные инстанции пишет анонимки на коллектив учителей. В этом ей помогает дочь-школьница. Девочка на уроках включает диктофон и записывает урок с целью подловить на чем-то учителей, скомпрометировать. На переменах снимает все что ни попадя на видео. И опять налицо нарушение прав ребенка - злоупотребление со стороны родителей своей родительской властью, фактическое приучение ребенка к сутяжничеству, а возможно и правонарушение. И опять, защитить права ребенка невозможно. В законе «Об образовании» ничего не прописано об этих действиях. Зато в интернете опять полно «полезных» советов.

Итак, школа и семья решают единые задачи воспитания детей, отражающие интересы общества Сотрудничество семьи и школы, развитие их социального партнёрства – это залог успешной социализации нравственной личности школьника. Однако, в некоторых вопросах необходимо вмешательство государства в виде расширения правовой базы.

Н.Лобань