Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством приобщения к декоративно-прикладному творчеству на занятиях художественным творчеством в объединениях ЦДТ.

Коробкина Наталья Владимировна

Детствосамый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. Мир для ребёнка полон красок и чудес, поэтому на педагога дополнительного образования возложена огромная ответственность за развитие творческих способностей каждого ребёнка.

Время возникновения и наибольшей выраженности предпо­сылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и пример­но определено возрастными вре­менными рамками. Чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период для развития начальных учебных навыков), целесообразнее начи­нать его с 4-5-летнего возраста. Это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп разви­тия которых индивидуален и от­стает от средней возрастной нормы. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забега­ет вперед развития и ведет разви­тие за собой» (Л. С. Выготский).

Жизнь ребенка тесно связана с игрой. В игре дети получают не только удовольствие, но и познание окружающего мира. Благодаря игре у ребенка можно развивать внимание, воображение, память. Через игру легче увлечь ребенка художественным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом потребность к художественному самовыражению.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому актуальность мелкой моторики бесспорна, и способствовать ее развитию нужно с пеленок. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваю  мероприятия в данном направлении.

Приоритетной целью моей деятельности является развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук посредством приобщения к декоративно-прикладному творчеству на занятиях художественным творчеством в объединениях ЦДТ.

Для того чтобы подвести детей 5 лет, к освоению законов колорита, предлагается цикл занятий «Приключения в Красочном городе». На этих занятиях дети знакомятся с цветом красок, узнают их особенности и характер. Учатся различать основные и смешанные цвета, находить в окружающем нас мире предметы соответствующего цвета, изображают их по представлению или с натуры (рисуют, лепят). Результатом этих занятий является знание принципов возникновения того или иного цвета, расположения цветов в радуге и цветовом круге.

Путешествие по сказке, продолжающееся на протяжении нескольких занятий, основательно закрепляет и систематизирует знания теории и практические навыки. Например, лепим колобка, на следующем занятии дорожку, по которой он ушел от дедушки и бабушки, травку, цветочки, грибочки. Учимся лепить зайчика, волка, мишку, лису. Таким образом, получается макет к сказке и повод для игры. Можно вспомнить (прочитать) другую сказку с этими героями, долепить недостающие элементы и снова поиграть и т.д.

Для реализации цели  перед собой ставлю следующие задачи:

- выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

- развивать тактильную чувствительность рук детей;

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

- формировать элементарные специфические графические навыки;

- подготовить руку ребенка к письму.

Для решения задач   использую следующие средства:

- сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи;

- использую физкультминутки, где движения детей сочетаются с речью,такие  физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание);

- пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшает функции рецепторов проводящих путей;

- графические упражнения,  которые учат ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям;

- игры (дидактические, сюжетно-ролевые), они позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмациональное напряжение, развивают воображение;

         И разнообразные приемы:

- обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона), сминание пальцами комочков из бумаги и изготовление из них открыток для родных к празднику;

- лепка из соленого теста, пластилина;

- рисование различными материалами (карандашом, цветными мелками, гуашью, акварелью и т.д.).

 

Для эффективности  работы  соблюдаю следующие принципы:

1.     Принцип осознания совершаемых действий.

Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: «Какое движение сейчас делают ручки? Прямое или круговое», «Какими пальчиками держим кисточку?» «Сейчас прищипываем или отщипываем пластилин?» и т.д.

2.     Принцип развернутости освоения навыков.

Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных способностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве  занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3.     Принцип обратной связи.

По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

В работе по развитию мелкой моторики я придерживаюсь некоторых правил:

- задания подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности;

- учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

- соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

- повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

- работу провожу регулярно, систематически.

     О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться, удерживать в непослушных пальцах карандаш.

В информационном уголке объединения для родителей я поместила  рекомендации по развитию мелкой моторики.

Родители вместе с детьми участвуют  в образовательном процессе и учатся изготавливать дома совместно с детьми поделки из бумаги, природного и бросового материала. В. А. Сухомлинский верно сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Таким образом, использование пальчиковых  игр, упражнений, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук в сочетании со сказками и стихами, дает положительную динамику  в развитии мелкой моторики рук и развитии речи детей.