Анализ системы инновационной работы школьной библиотеки МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова Ю.П. » за 2014-15, 2015-16, 2016-17 учебные годы.

Томилова Ольга Ивановна

Анализ системы инновационной работы школьной  библиотеки МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова Ю.П. » за  2014-17 учебные годы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ

системы инновационной работы

школьной  библиотеки МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова Ю.П. »

за  2014-15, 2015-16, 2016-17 учебные годы.

         В течение трех лет, с 2014 по 2017 г.г., школьная  библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Вся работа проводилась с учетом общешкольного плана. Одной из задач было совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.  Это позволяет предоставлять информацию не только о своих фондах, но и об удалённых источниках информации. Время диктует новые правила профессиональной деятельности, и такие показатели, как количество проведенных мероприятий, число читателей и книговыдачи, уже не являются определяющими в оценке  деятельности библиотеки.  От библиотекаря ждут умения работы с аудиовизуальными и электронными документами, с современной техникой, владения основами компьютерной грамотности, навыками аналитической и проектной работы.

Главная цель работы библиотеки - развивать познавательный интерес учащихся и любовь к чтению.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. Особая острота сегодняшней ситуации определяется, прежде всего, сложным финансовым положением школы в целом и школьной библиотеки, в частности.        Но несмотря ни на что, школьная библиотека всегда работает, пропагандируя библиотеку и чтение книг, проводит разные мероприятия.

            С начала учебного года  сдаются отчёты по книжному,  учебному фондам, обеспеченности учебниками на новый учебный год и др..  Проводилась обработка учебников для 5, 6, 7 классов по ФГОС.

В системе проводятся экскурсии  «Знакомство с библиотекой»  (1 кл. ), библиотечные уроки:  «Правила обращения с книгой»  (2 кл.),  «Выбор книг в библиотеке» (3 кл.), «Газеты  и журналы для детей» (4 кл.), «Научно-познавательная литература для младших школьников», «О книге и библиотеке» (5 кл.), «Художественное оформление книги. Иллюстрации» ( 6кл.), «Справочная литература. Словари. Детская энциклопедия» (7 кл.), «Структура книги, использование её научно-справочного аппарата» (8 кл.), «Справочно-библиографический аппарат библиотеки»  (9 кл.), «Периодические издания, адресованные молодёжи» (10-11 кл.).

Традиционными мероприятиями вот уже много лет в работе библиотеки являются «Месячник школьных библиотек» в октябре и «Неделя детской книги» в дни весенних каникул.

        В 2015 году  Неделя детской книги проводилась по теме: «Невероятные приключения  мальчиков и девочек в Стране Читалии».

Неделя включала следующие мероприятия: 1 день - открытие НДК, литературный праздник «Книжкины именины», выставка  «Без хороших книг, друзья, нам прожить никак нельзя»; 2 день - театрализованное представление с участием учеников школы и работников школьной и сельской библиотек, командная  игра - викторина «Хоровод сказок»;

3 день -  слайдовые викторины «В гостях у Чиполино», «Маугли»;

4 день, посвященный 70 летию Победы, «Маленькие герои – большой войны»; 5 день – закрытие НДК  (награждение, праздничная дискотека).

Тема 2015 года: «Школьные библиотеки - это круто!» (Проведение месячника школьных библиотек 2015 года).

Название

Дата

Классы

Открытие месячника на линейке

8 октября

1

Акция: «Золотая полка, или Подари книгу школьной библиотеке!»

В течение месяца

 1-11 классы

2

«Судьба и лира Сергея Есенина»: книжная выставка к 120-летию поэта.

В течение месяца

5-11 классы

3

«Игра-путешествие по книге Лии Гераскиной (к 105-ти летию со дня рождения)  «В стране невыученных уроков» для 4-х классов, выставка одной книги  Л. Б. Гераскиной

27 октября

В течение месяца

2-6 классы

4

Конкурс книжных закладок «Школьная библиотека – это круто!»

В течение месяца

2-7 классы

5

Интеллектуальная игра: «Звёздный час по сказкам А.С. Пушкина»

29 октября

3 класс

6

Литературная викторина, посвящённая творчеству С.А. Есенина. Конкурс знатоков поэзии

20 октября

6-7 классы

7

Рейд по организации контроля  над сохранением учебников

9 октября

13 октября

1-4 классы

5-11 классы

8

Выпуск странички в  школьной газете «Права и обязанности пользователя учебниками»

В течение месяца

9

Конкурс рисунков
«Обложка любимой книги»  

С 8-16 октября

1-7 классы

10

Презентация книг А.К.Бобкова. «Война народная, священная война» и «Памяти связующая нить»

16 октября

9-11 классы

11

Праздник «Сказочная страна-библиотека»

22 октября

1-2 класс

Награждение победителей конкурсов на линейке

30 октября

                        В рамках 2015 года – Года литературы, Международного месячника школьных библиотек самым знаменательным мероприятием была презентация книг Анатолия Кирилловича Бобкова  «Война народная, священная война» и «Памяти связующая нить». Встреча с писателем  прошла в актовом зале школы совместно с Тункинской сельской библиотекой,  директором ЦБС  Э.Д.Ардуевой  и с сельским поселением «Тунка».

2016 год. НДК по теме: «Со страничек на экран герои книг приходят к нам!» (ответственные:  работники школьной и сельской библиотек, работники СДК).

1 день:  Литературный праздник  «В гостях у Агнии Барто», посвящённый  110- летию со дня рождения поэта.

   Театрализованное представление  «Герои, знакомые с детства».                    

2 день:  Библиоквест «По дорогам сказок А.С.Пушкина».

3 день:  Путешествие – презентация«От стен Тункинского острога» , краеведческая викторина  «Люби и знай Тункинский край».  

4 день:  Кинопутешествие «В гостях у сказки», посвящённое 110-летию со дня рождения А. Роу (в рамках программы «Книга + кино»).  

5 день:  Закрытие НДК «Цирк в библиотеке».

В  2016-2017 учебном году библиотека продолжила работу:

-по совершенствованию библиотеки, как информационного, культурного и образовательного учреждения;

-способствовала формированию личности ребенка через книгу и чтение;

-прививала обучающимся любовь к книге, воспитывала культуру чтения, бережное отношение к печатным изданиям; потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года

-уделяла внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

-пропагандировала здоровый образ жизни;

-работала над воспитанием правовой и экологической культуры детей и подростков;

-содействовала повышению методического мастерства учителей  путем пропаганды педагогической литературы и информации о ней;

-продолжила работу по добровольному обмену учебниками среди обучающихся школы.

Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников  как из традиционных (книги, журналы, газеты),  так и из нетрадиционных.

Работа с фондом

Работа с фондом - это один из основных видов внутри-библиотечной работы. От ее качества зависит наполняемость фонда и обновление фонда библиотеки. В этом направлении проводилась следующая работа: в первом полугодии учебного года был произведен прием и техническая обработка учебной и методической литературы. Проводилась работа  по комплектованию фонда учебной литературы на  2014-2017 учебные годы, оформление заказа на приобретение учебников.

Оформлена подписка на периодические издания для всех участников образовательного процесса: «Вестник образования», «Пионерская правда», «Добрая Дорога Детства», «Школьная библиотека», «Читайка», «Детская газета», «Юный эрудит», «Педсовет», «Последний звонок».

Также в течение этих лет, по мере поступления, производился прием и техническая обработка новой учебной, методической и художественной литературы.

Библиотека приобретает, сохраняет и предоставляет в свободное пользование документы разных типов и осуществляет  контроль, за своевременным возвратом материалов.

             Общий фонд библиотеки на конец 2016-17 учебного года составил 13690 экземпляров. Фонд учебников  - 3498 экземпляров. Расстановка фонда произведена по классам. Вся поступившая литература отражена в документах учета библиотечного фонда. Библиотека постоянно  следит за состоянием и сохранностью  учебников. Систематически (один раз в четверть) проходят рейды по проверке учебников. Лучшими классами по итогам года по проверке учебников стали обучающиеся 3,4, 5 классов. В конце года проводилась акция «Подари учебник школе».

Остро стоит вопрос о пополнении методической литературы, так как библиотека обслуживает педагогический коллектив, насчитывающий более 20 человек. Поэтому этот вопрос остается важным и на него необходимо обратить внимание.

Работа с читателями:

       В библиотеке ведется Дневник работы библиотеки, в бумажном варианте, в который ежедневно заносятся данные о посещаемости и книговыдачи за день. Как показывает анализ читательской активности обучающихся, статистические данные полученные за этот учебный год:

       Анализ читательских формуляров показывает, что интерес к чтению в начальной школе традиционно высок. Учителя активно пропагандируют книги. Особенно хочется отметить обучающихся 1-4 классов — частые посетители библиотеки, они особенно активно интересуются художественной литературой и периодическими изданиями.

 Работа  с родителями

  • Предоставление  учебной и художественной  литературы, способствующей  самообразованию.
  • Проведение  индивидуального  информирования  родителей об обеспеченности учебной литературой.
  • Беседы при выдаче учебников по их сохранности и бережному отношению.
  • Буклеты для родителей: «Читаем вместе»
  • Выступления на общешкольных родительских  собраниях  с рекомендациями по привлечению детей к чтению.

Работа с педагогическим коллективом

  • Взаимное сотрудничество с классными руководителями, учителями-предметниками  по проведению библиотечных уроков и  внеклассных предметных мероприятий.
  • Информирование педагогов о новых поступлениях учебной литературы.
  • Совместная работа по формированию заказа на учебную литературу;
  • Подбор литературы в помощь проведению предметных недель и общешкольных мероприятий;
  • Подбор литературы в помощь педагогам для проведения родительских собраний, педсоветов;
  • Оформление книжных выставок к проведению предметных недель;
  • На педагогических совещаниях, при директоре школы, выступления по обеспеченности учебной и методической литературой на начало учебного года и с годовым отчетом работы библиотеки.

По самообразованию

Педагог-библиотекарь участвует во всех библиотечных семинарах: выступала  с докладами на МО школьных и сельских библиотекарей по темам: «Проектная работа в школьной библиотеке», «Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном просвещении школьников», «Школьная библиотека как пространство подготовки и развития семейного чтения».

Для повышения профессиональных навыков используются опыт работы других библиотекарей,  интернет-ресурсы: http://rusla.ru/rsba/technology/infores/ -Информационный портал школьных библиотек России и другие сайты школьных библиотек.

 Повышение квалификации.

2016год. ГАУ ДПО Республики Бурятия «БРИОП»        «Дизайн-моделирование  мобильного, трансформирующегося, насыщенного и развивающего пространства библиотеки с учетом деятельных форматов читательской активности школьников развивающего пространства школьной библиотеки» (24 ч.)

2017 год. ГАУ ДПО Республики Бурятия «БРИОП»                

«Современные технологии в деятельности школьных библиотек» (40ч)

2017 год. ГАУ ДПО ИРО        «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в системе  инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (80ч.)

Выводы:

1. Школьная библиотека является центром культуры и чтения, информационно- ресурсной базой, представляющей как собственные, так и удаленные библиотечно- информационные ресурсы (других библиотек) педагогическим работникам, обучающимся и родителям.

2. Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и обучающимися, воспитанниками.

3. Библиотека нуждается в пополнении фонда методической, справочной, художественной и детской литературы, так как он слишком мал и устарел, техническом обеспечении.

4. Все мероприятия, проводимые библиотекой,  были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействовали  патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формировали  интерес и любовь к чтению.

Ожидаемые результаты:

  1. Продолжить формирование библиотечного фонда в соответствии с ФГОС.
  2. Внедрять новые формы работы по изучению библиографической грамотности учащихся: развивать умения пользоваться справочными изданиями.
  3. Активизировать читательскую активность в начальном и среднем звене.
  4. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
  5. Для полноценного функционирования библиотеки необходимо ее   техническое обеспечение (наличие более инновационной техники: компьютера, МФЦ).

Педагог-библиотекарь: О.И.Томилова