Игра как профориентационное мероприятие.

Боброва Галина Геннадьевна

Логично, что при организации мероприятий по профессиональному самоопределению  необходимо учитывать  возрастные особенности учащихся.  Особенно это важно для младших школьников. Именно игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью ребенка, деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни. В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции маленьких учеников. Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии. Предлагаю игры, в которые охотно играют ученики начальной школы.

№ 1 Профориентационная игра «Холодно или горячо?»

Правила: Участники игры отгадывают и разгадывают профессии.

Организация: Участники по очереди загадывают профессии. Остальные (включая и педагога) стараются отгадать. Для этого задаются наводящие вопросы, в которых отражен характер деятельности по этой профессии. Например,

  • Строит дома?
  • Водит автомобиль?
  • Работает с вычислительной техникой (компьютером, ноутбуком)?
  • Лечит животных и т.п.

Загадавший отвечает как в известной игре: «Холодно... Очень холодно... Тепло... Теплее... Горячо... Опять холодно...»

Если  сначала участники будут загадывать самые популярные профессии, то со временем, когда у отгадывающих сложится определенная собственная схема расспросов, диапазон загадываемых профессий значительно расширится. Чтобы у участников появился азарт, необходимо определенное время и поэтому на игру желательно отвести достаточное время.

№ 2 Профориентационная игра «Забавные профессии»

Эта игра направлена на то, чтобы приучить школьников анализировать, вдумываться в характер профессиональной деятельности, а не судить о профессии лишь поверхностно. Педагог должен хорошо разбираться в мире профессий, чтобы при необходимости проконсультировать участников о характере деятельности тех или иных профессионалов. Правила: Каждый участник самостоятельно придумывает какую-то новую профессию. Организация: Берутся  две уже существующие профессии (например, «учитель» и «космонавт») и объединяет их в одну новую (например, «космонавт-учитель» или «учитель-космонавт»).  Задача автора идеи представляет выдуманную профессию другим участникам, вкратце описывает характер работы «новых специалистов». Например, «космонавт-учитель» это может быть учитель, который отправился в космос, чтобы потом преподавать астрономию. Каждую такую вымышленную забавную профессию следует довольно хорошо проанализировать, делая упор на то, какие именно операции будет совершать «новый профессионал».

В конце проводится обсуждение:

  • чья профессия вам показалась наиболее интересной или даже забавной?
  • будет ли какая-либо из профессий востребованной или останется только в фантазиях?
  • почему таких профессий до сих пор нет?
  • какую профессию вы бы выбрали из предложенных сегодня?

В заключении необходимо отметить, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности расширяет общий кругозор, открывает возможности раннего проявления и конкретизации интересов и склонностей ребенка.