Профориентационная деятельность в условиях системы дополнительного образования

Боброва Галина Геннадьевна

В конце 2017 года Российская газета опубликовала следующую статистику «Высшее и среднее профессиональное образование сейчас переживает нелегкие времена. По данным ВНИИ Труда Минтруда России, в среднем 30% выпускников в России работают не по профессии. Среди молодых выпускников техникумов и колледжей это количество составляет 40%». Объяснение этому факту дается следующее «Во многом это происходит из-за того, что у выпускников школы нет полной информации о том, какие профессии будут наиболее востребованы на рынке труда к моменту завершения ими учебы. Их предпочтения при выборе специальности формируются в отрыве от реальности, и зачастую выбор происходит скорее на интуитивном уровне. Высшее образование в данном случае воспринимается как продолжение школы, как способ получения еще одного аттестата об образовании…».  Таким образом, решение проблемы верного жизненного пути, если под этим понимать правильно выбранную конкретно для каждого выпускника профессию, должно решаться в условиях школы. Не вдаваясь в подробности, что должна и обязана дать современная школа, хочу отметить, что хорошим помощником в этой области может быть дополнительное образование (ДО), в условиях которого можно лучше и качественно познакомить подростков (в том числе и младших школьников) с самыми разными профессиями. И не только познакомить, но и научить азам, организовать доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям. Все это в итоге будет способствовать их гармоничному вхождению в социум. В соответствии с Концепцией развития ДО детей (утв. правительством РФ от 4.09.2014г. №1726-р) одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ  на современном этапе является разноуровневость, т.е. соблюдение  требований, позволяющих учитывать разный уровень развития обучающихся и разную степень освоения ими содержания, исходя из диагностики стартовых возможностей каждого. Использование разноуровневых программ в системе дополнительного образования позволит логично построить профориентационную работу.

В качестве примера можно привести дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу технической направленности «IT-технологии», разработанную в Центре внешкольной работы Авиастроительного района г.Казани. Авторами программы «IT-технологии» являются Боброва Г.Г.- педагог дополнительного образования технической направленности и  Морозова Г.Н. - методист, к.п.н., доцент. Новизна программы состоит в том, что впервые содержание программы организовано по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

  1. Стартовый уровень – образовательный модуль «Мир информатики» предполагает использование и реализацию  общедоступных и универсальных форм организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование  начальных знаний в области информатики, информационно-коммуникационных технологий.
  2. Базовый уровень – образовательный модуль «Компьютерный дизайн» предполагает освоение специализированных программ, изучение языка программирования html,  формирование умения применять полученные знания и комбинировать  их при выполнении творческих  заданий.
  3. Продвинутый уровень – образовательный модуль «Web-дизайн» предполагает углубленное изучение программы, доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям, формирование и развитие основных навыков проектирования, конструирования и отладки создаваемых компьютерных продуктов.

Одной из особенностей программы является доступность к освоению любого образовательного модуля для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. Профориентационная работа в рамках программы «IT-технологии» может быть организована в соответствии с уровнями программы (изучаемыми модулями) и, конечно, с учетом возраста учащихся. На любом из уровней модулей интересными, с точки зрения учащихся, являются профориентационные игры, позволяющие познакомить их как с азами профессии, так и способствующими пониманию  как применить полученные знания в будущей работе. Так на стартовом уровне, а это обычно учащиеся младшего звена, идеально подходит профориентационная игра «Холодно или горячо?» или «Забавные профессии» (подробно об этой и других играх в следующих заметках). Базовый и продвинутый уровень предполагают более широкий выбор профориентационных мероприятий и игр. Например, игра «Бизнес-идея» или «Горизонт событий». Популярным сегодня является «Примерка» профессии – организация стажировок, различных мастер-классов и экскурсий. Экскурсия позволит «погрузиться» в реальную рабочую среду.  Мастер-класс научит чему-то новому. Стажировка позволит «окунуться» в профессию, поработать над реальными, а не выдуманными задачами, увидеть, как общаются люди этой профессии в реальной обстановке.Грамотно организованная профориентационная работа в условиях системы дополнительного образования поможет подростку «примерить» профессию, увидеть ее плюсы и минусы и понять, насколько она ему будет интересна в будущем.

Источники:

  1. https://rg.ru/2017/10/11/issledovanie-30-vypusknikov-v-rossii-rabotaiut-ne-po-specialnosti.html
  2. http://azps.ru/
  3. https://test.foxford.ru/
  4. https://foxford.news/post/proforientation