Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников на уроках истории при запоминании хронологического материала

Галемская Наталья Валерьевна

Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране в конце ХХ века, привели к новым требованиям государства к личности выпускника средней школы. Современному обществу нужны самостоятельные, активные, образованные люди, которые будут способны повышать свой образовательный уровень в течение всей жизни, осознанно делать выбор в любых жизненных ситуациях, не боящихся брать на себя ответственность за последствия выбора и целенаправленно прогнозировать свой жизненный путь.

В отечественной педагогике и психологии приобретают актуальность исследования способов познания обучающихся, поиска путей учета и усиления индивидуализации их образования, разработка новых образовательных технологий, отвечающих требованиям времени.

На сегодняшний день основными противоречиями в образовательном процессе, по нашему мнению, остаются противоречия между индивидуальным характером приобретения знаний и развития личности обучающегося и массовым характером обучения, а также – между необходимостью развития самостоятельности и инициативности обучающегося и сохраняющейся руководящей ролью учителя в воспитательно-образовательном процессе.

  Для того, чтобы разрешить данное противоречие считаем необходимым усиление индивидуализации образовательного процесса, когда образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ученика, при которой он сам является активным в выборе содержания своего образования, становясь его непосредственным субъектом.

По мнению А. А. Плигина, «познавательные стратегии имеют самостоятельное место в структуре личностного опыта и тесно взаимосвязаны с различными его составляющими: строятся на основе мыслительных операций, проявляются во внешних действиях, определяют способности, формируют стиль деятельности, являются проекцией высших психических функций».

Личностно-ориентированное обучение предполагает учет индивидуальных особенностей личности. При запоминании исторических дат особую значимость имеет исследование особенностей восприятия информации.

Для успешного усвоения информации обучающимися учителю важно знать индивидуальные особенности детей, ведущую репрезентативную систему каждого обучающегося. Так как в классе у детей ведущей репрезентативной системой могут быть как аудиальная, визуальная, так и кинестетическая, учителю необходимо учитывать все три репрезентативные сенсорные системы обучающихся. Поэтому, приступая к работе над целенаправленным развитием познавательных стратегий школьников считаем важным определить ведущую репрезентативную систему каждого обучающегося. Можно использовать специально разработанные тесты для определения ведущей репрезентативной системы.

Обучающиеся с ведущей визуальной сенсорной репрезентативной системой мыслят ясными образами и думают, в первую очередь, «картинками», как бы просматривая фильм внутри себя. Они часто обращают свое внимание на нюансы цвета и формы, поэтому лучше воспринимают информацию, представленную в виде картинок, графиков, диаграмм, чем выраженную в словах. Таким обучающимся при запоминании дат следует обратить внимание на изображение картинки события с зашифрованной в ней датой.

Обучающиеся с ведущей аудиальной сенсорной репрезентативной системой обладают способностью делать тонкие аудиальные различия, отчетливо слышать разнообразие тонов и тембров звучащих звуков. Они часто проговаривают, нашептывают для себя то, что они только услышали.

Лучше всего они воспринимают информацию на слух, запоминая все последовательно по шагам. Таким обучающимся при запоминании дат следует проговаривать даты вслух, называть событие, личности, связанные с этим событием.

Обучающиеся с ведущей кинестетической сенсорной репрезентативной системой основывают свои действия большей частью на своих ощущениях, им необходимо прочувствовать, «примерить на себя» ситуацию, прежде чем принять то или иное решение. С помощью этой системы они обращаются к собственным внутренним чувствам и состояниям. Для лучшего восприятия информации им необходимо прикоснуться, потрогать, почувствовать. Поэтому при запоминании дат им следует обратить внимание на то, что они чувствовали, когда пытались запомнить дату события.

После выделения ведущей репрезентативной системы обучающихся следует выявить и изучить индивидуальные познавательные стратегии школьников при запоминании хронологии. Необходимо провести анкетирование с целью выявления индивидуальных траекторий при запоминании хронологии, определения учащимися критериев достижения конечного результата и выяснения, с какого действия ученики начинают знакомство с хронологическим материалом.

На следующем этапе определить эффективность применения индивидуальных стратегий, а также мотивировать обогащение индивидуальных стратегий для повышения успешности запоминания хронологического материала. После совместного обсуждения с помощью вопросника уточнить индивидуальные стратегии обучающихся .  Определить шаги стратегии с комментариями к каждому шагу выполнения.

         На заключительном этапе – разработать методические приемы практического применения  познавательных стратегий в процессе запоминания, составить памятку для запоминания дат важнейших исторических событий.

         Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что для реализации модели целенаправленного развития познавательных стратегий школьников на уроках истории при запоминании хронологического материала необходимо:

  1. Выделить ведущую репрезентативную систему обучающихся.
  2. Выявить и изучить индивидуальные познавательные стратегии школьников при запоминании хронологии.
  3. Определить эффективность применения индивидуальных стратегий.
  4. Мотивировать обогащение индивидуальных стратегий для повышения успешности запоминания хронологического материала.
  5. Разработать методические приемы практического применения познавательных стратегий в процессе запоминания.