Использование русского языка на уроках английского языка

Шихкеримова Наталья Петровна

   Многие учителя уверены, что иностранный язык нужно изучать без учета родного языка, так как это позволяет обучающимся вникнуть в атмосферу изучаемого языка, что ведет за собой активизацию коммуникативной компетенции. Ведь в обучении иностранному языку одна из главных компетенций - коммуникативная.

   Другие же учителя уверены, что постоянное  сопоставление систем двух языков  позволяет обучать  учащихся  более  экономно и  эффективно, ведь та или иная путь помогает учащимся легко понять материал.   Для того, чтобы английский язык действительно стал средством общения, преподаватель должен стремиться создать одноязычную среду на занятии, т.е. свести использование родного языка к минимуму.

    Есть ряд основных функций родного языка на уроке иностранного языка: мотивационная функция.

   Родной язык часто используется в формулировке цели урока, в выступлении преподавателя перед выполнением какого-либо упражнения для того, чтобы поняли задание. Также учителя используют родной язык учащихся при подведении итогов в конце урока, ведь это очень важный момент учебного процесса.

   Например, при самостоятельном переводе предложений с русского языка  на иностранный учащиеся должны учитывать, что в английском языке фиксированный порядок слов - глагол стоит всегда на втором месте после подлежащего, которое, как правило выражено существительным в именительном падеже или личным местоимением. Типичной ошибкой учащихся при переводе с русского на английский является межъязыковая интерференция – наложение (перенос) сформированных в родном языке в пределы структуры иностранного языка. Например, при переводе предложений типа У меня два брата или Его зовут..., на английском будет Я имею двух братьев (I have two brothers), мы видим, что и в английском, и в русском порядок слов не одинаков.

Таким образом, учет родного языка является неотъемлемой частью большинства принятых сегодня методик. Хотя ведущим на уроке должен быть, конечно, иностранный язык, невозможно полностью исключить родной язык из процесса обучения иностранному языку. Использование родного языка учащихся для создания развивающей языковой среды всегда должно быть строго ограничено и обосновано. Только в этом случае родной язык может стать эффективным средством обучения, способствующим, а не препятствующим усвоению иностранного языка