Эссе Я - учитель

Шунина Надежда Юрьевна

Эссе-размышление о пути в профессию, а также о роли учителя в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Я– учитель».

Я знала, что хочу стать учителем, шла к своей мечте и сейчас занимаюсь делом своей жизни. Звучит бодро и жизнеутверждающе, не правда ли? И очень хотелось бы начать свое повествование именно так, но мой путь в профессию был иным.

С детства меня манили далекие страны и города, а источником вдохновения были книги. Читая А. Дюма, я бродила по галереям Лувра и Тюильри, Артур Конан Дойль был верным спутником в прогулках по Лондону, а Джеймс Ф. Купер завлекал бескрайними просторами прерий Северной Америки. Все эти места хотелось непременно увидеть своими глазами, проникнуться их атмосферой, пообщаться с людьми. И, конечно же, выбор факультета иностранных языков казался верным шагом на пути к мечте, ведь кто путешествует больше, чем переводчик?

Но жизнь распорядилась иначе, я действительно начала изучать английский язык, но не в университете, а в Архангельском Педагогическом колледже, и не как переводчик, а как учитель английского языка. Оглядываясь назад, я понимаю, что именно колледж заложил во мне все базовые знания в области психологии, педагогики и методики преподавания, которые так помогают мне сейчас в профессии. Университет же, в котором я продолжила обучение с 3 курса, лишь отшлифовал знание языка.

Есть такая народная мудрость «Хорошо там, где нас нет». Человек может прочувствовать и понять ее, только пожив в другой стране, окунувшись в серые будни. Я благодарна судьбе за то, что мне представилась такая возможность: попутешествовать и пожить в других странах, но, как ни странно, я не чувствовала удовлетворения от бесконечных разъездов и не находила себе места в чужих странах с чужими людьми. Как часто то, что мы хотим, отличается от того, что нам действительно нужно? Я вернулась в родной город с верой в то, что нужно «делать хорошо, там, где ты есть».

Пытаясь найти свое место в мире, я пришла работать в школу № 17 в 2015 года учителем английского языка, успев к тому моменту сменить несколько скучных и однообразных должностей. Так получилось, что я пришла работать в середине учебного года, в самый разгар учебного процесса, все второе полугодие учебного года я жила с ощущением, что меня выбросили из лодки в открытое море. Полученное когда-то образование помогало держаться на плаву, но я не вполне понимала, как и в какую сторону мне плыть и хватит ли сил доплыть до берега или хотя бы до окончания учебного года. При этом я часто ловила себя на мысли, что мне хочется идти на работу, я получаю удовольствие от того, что делюсь своими знаниями и мыслями, мне интересен процесс общения с детьми и коллегами.

Только начав работать в школе, я поняла разницу между теорией и практикой, «книжными» детьми и «реальными». Как завлечь ребенка и сделать урок интересным и познавательным? Как помочь детям раскрыть их способности? Как, в конце концов, успеть изучить программу в срок и показать при этом высокие результаты? И что важнее: высокообразованный человек или просто хороший человек?

Современная ситуация в обществе такова, что все, начиная от детей и их родителей, заканчивая различными государственными структурами, пристально следят за каждым шагом учителя и работой школы. Оценивают, комментируют, не скупятся на критику, почему-то многим кажется, что именно они, люди часто далекие от школы, знают чему и как учить детей. Все четко знают свои права и цитируют их при любом удобном случае, почему-то при этом забывая о правах других и о своих собственных обязанностях. И проблема не в том, что учителя становятся заложниками этого массового контроля и критики, а в том, что в конечном счете заложниками всего этого становятся дети. Дети, на которых давят со всех сторон родители, учителя, общество, всем нужны высокие результаты, всем нужна успешность. Как часто в этой бессмысленной и беспощадной погоне мы забываем о здоровье и душевном спокойствии ребенка? Так ли важны хорошие отметки и успешно сданные экзамены человеку для того, чтобы найти свое призвание и путь? Я думаю, ответы на эти вопросы очевидны.

Я не смогу описать свою жизненную позицию лучше, чем ее озвучил Далай Лама:

«Планете не нужно большое количество "успешных людей". Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью, которые сделают мир живым и гуманным».

Учителя – это те люди, которые во все времена отвечали за духовное и нравственное развитие нации, воспитывали будущие поколения и указывали новые пути. Кто поможет ребенку стать гуманным человеком, с высокими моральными принципами и установками, как не учитель? От нас постоянно требуют хороших качественных и количественных результатов, которые измеряются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», но может ли эта оценка по-настоящему «оценить» все то, что учитель вкладывает в ребенка: помогает ему раскрыть свои таланты и способности, сформировать правильные жизненные установки и принципы, найти свой жизненный путь?

Так получилось, что в основном я работаю с подростками, все знают, что период взросления – не простой период в жизни ребенка, меняется он сам и мир вокруг него, что казалось незыблемым и правильным теряет свою актуальность, нужны новые вехи и маяки, которые помогут не заблудиться в мире и найти себя. Ребенку необходимо быть понятым и услышанным, иметь возможность высказать свою точку зрения и получить обратную связь на нее. И я вижу основное предназначение учителя в том, чтобы стать тем маяком, на свет которого ребенок может ориентироваться, который укажет путь. Учитель должен научить ребенка понимать себя и других.

Нам, учителям необходимо бесконечное терпение, вера в свои знания и силы, вера в своих учеников и, конечно же, вдохновение. В своей работе я руководствуюсь принципом «Обучая, развивай и воспитывай». Модель обучения иностранному языку построена таким образом, что дети постепенно открывают для себя мир другой страны, который охватывает все: историю, литературу, этикет, обычаи и традиции, глобальные проблемы человечества и способы их решения. Близкие и понятные темы для детей дают возможность обсуждать на уроках все аспекты жизни не только страны изучаемого языка, но и родной страны. В спорах и дискуссиях рождается истина, формируется мировоззренческая модель, закладываются основы культуры человека.

Уже сейчас я начинаю видеть первые результаты своего труда и впервые в своей профессиональной деятельности получаю удовлетворение от того, чем занимаюсь. Мне нравится работать с детьми не только потому, что я люблю свой предмет, но еще и потому что я сама постоянно учусь чему-то новому у них, они помогают смотреть на вещи под другим углом, «не замыленным» взрослыми установками и принципами. Видя свое отражение в глазах детей, чувствуя обратную связь, мне хочется быть лучше и достойнее, быть примером для них.

С началом работы в школе в моей жизни появилось внутреннее спокойствие и уверенность в том, что я двигаюсь в правильном направлении. Ведь школа - это то место, где сразу видны результаты твоего труда, где ты решаешь задачи каждые день и каждый час. Говорят «дорогу осилит идущий», и хотя я нахожусь в начале пути, но уже сейчас моя работа, общение с детьми приносит много радости и счастья. Я рада, что моя профессия позволяет мне расти духовно, постоянно находиться в поиске нового и развивать свою личность, свои способности, а видя результаты своего труда, чувствовать гордость за хорошо выполненную работу.

Я понимаю, что авторитет приходит постепенно, и чтобы его приобрести, надо быть педагогом двадцать четыре часа в сутки. Быть учителем это образ жизни. Нельзя останавливаться на достигнутом, самодовольство и благодушие противопоказаны нам, учителям. Мы всегда должны быть на шаг впереди своих учеников, совершенствовать свое педагогическое мастерство, расти и развиваться духовно.

Мне очень повезло попасть в дружный и сплоченный коллектив, с уверенностью и гордостью могу сказать, что все мои коллеги -это профессионалы и настоящие мастера своего дела. Их пример вдохновляет меня и заставляет двигаться вперед, наши разговоры-размышления позволяют открывать новые грани профессии, ставить новые цели и искать подходы и пути их решения.

Конечно, главными вдохновителями для меня остаются дети, которые каждый день ставят передо мной новые задачи и цели, они ждут, что я поделюсь с ними знаниями не только о своем предмете, но и о жизни, отвечу на какие-то важные для них вопросы, и я не могу обмануть их доверие. Педагог всегда находится в движении, поиске и никогда не стареет душой, теперь я это точно знаю.

И пусть мой путь в профессию не был прямым и безоблачным, я благодарна судьбе за то, что она привела меня работать в школу. Когда меня спрашивают о месте работы, я с гордостью говорю, что работаю учителем. Я благодарна мужу и родителям, которые поддержали меня в период, когда я была на распутье и помогли сделать правильный выбор – пойти работать в школу. Я благодарна своему сыну, который постоянно служит источником вдохновения и напоминает мне, что дети - эти ранимые и впечатлительные существа приходят в это мир, чтобы сделать нас лучше, что каждый ребенок обладает уникальными талантами и способностями и нам, взрослым, нужно лишь не отнять у него веру в себя и указать путь, а иногда просто не мешать идти.

Шунина Надежда Юрьевна

учитель английского языка

МБОУ СШ №17