КАК ЗАПОМИНАТЬ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ БЕЗ ОСОБЫХ УСИЛИЙ?

Федоченко Асель Александровна
Любой, кто изучает языки, сталкивается с подобным запросом. Это особенно актуально для тех, кто перегружен информацией в работе, учёбе, личных делах да и вообще, в духовной и эмоциональной сфере. Мы хотим больше результата, как можно меньше напрягаясь. Подобное желание вполне естественно и понятно. Но что мы имеем в виду, когда предпочитаем НЕ НАПРЯГАТЬСЯ? Очевидно,что прилагая больше усилий, мы получаем лучший результат. Но так ли это самом деле? Давайте разберёмся по результатам эксперимента. Каждая группа делится на таких студентов, одни из которых судорожно изучают материал от корочки до корочки, жертвуя даже своим сном за нехваткой времени, другие предпочитают потратить время как угодно, но только не на изучение заданного материала. Кажется,что уровень подготовки для заданий на запоминание разный. Поэтому, эксперимент проходил в два этапа. Целью первого этапа являлось правильное понимание ОТДЫХА. Двум командам учащихся было сказано отдохнуть в течение пяти минут. Распорядиться этим временем они могли таким образом, что позволяет им действительно расслабиться. Что же стало объектом наблюдения? Одни принялись повторять домашнее задание, другие стали мило беседовать о том как они провели свой выходной, остальные совершали странные манёвры:копались в рюкзаке или что-то раскладывали.Примеров много, в том числе и то, что кто-то попросился выйти, а самым популярным видом отдыха для учащихся оказались мобильные телефоны. Многие бездумно пролистывали ленты и это,по их мнению, это расслабляло. Когда их попросили объяснить почему они решили потратить время именно таким образом, во всех предложенных ответах и разъяснениях о выбранной деятельности был один смысл- это их ОТВЛЕКАЛО. А теперь давайте задумаемся: ОТВЛЕКАЛО и РАССЛАБЛЯЛО - одно и то же? Отдохнули ли они за эти пять минут? Все хором- НЕТ!!! Потому что всё, что они делали, действительно отвлекало сознание и вместо расслабления мозг просто переключился на более приятные действия, которые мы ошибочно приняли за отдых. Представьте себе, Ваш мозг - это любимый вами телефон. Ему дали пять минут на зарядку, а не на то, чтобы вы продолжали использовать приложения. Вы упорно стали разряжать его, хотя ток поступал в виде пяти минут. По истечению времени, то есть после изъятия вилки из розетки, вам все равно придется использовать приложение под названием УЧЁБА. Надолго ли продержится такой телефон? Когда мы отдыхаем, мы должны полностью выключиться, перезагрузиться. В английском языке есть понятие DOWNTIME - вынужденное бездействие, так вот именно оно так необходимо для нашего мозга. Пяти минут более чем достаточно, для полного расслабления! Попробуйте сами, после пяти минут вам тут же захочется что-то поделать. А так как мозг смог загрузить то,что вы делали ранее, непременно возникнет желание продолжить. На втором этапе было необходимо доказать необходимость в отдыхе для запоминания большей информации. Все тем же двум командам выделено одинаковое количество минут. Однако, одна команда должна была запомнить порцию информации в течение 20-ти минут. Другая команда должна была эту же информацию запомнить за 10 минут, но прежде чем приступить к заданию, 10 минут им нужно было отдыхать и никаким образом не напрягать мозг. В результате, группа, которая, казалось бы натренирована усердно работать, оказалась в проигрыше перед той группой, которая возмущалась, что они тратят время на безделие. Подводя итоги всего эксперимента, можно отметить, что понятие отдых воспринимается по разному. Смена деятельности, создающая ощущение отдыха, может являться причиной беспрерывно затрачиваемых сил. Поэтому, нам всегда не хватает времени на отдых. Однако, вынужденное безделие зародило силы резко начать что-то делать. И это также повлияло на результаты эксперимента.