Воспитание нравственных устев и этики поведения в семье и школе

Шемарова Светлана Львовна

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому...

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Тема которую мне хотелось бы затронуть -  воспитание нравственных устоев  и этики поведения в семье и школе.  

Эпиграфом могут послужить слова средневекового поэта Себастьяна  Бранта: 

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

  Эти слова актуальны во все времена.

Для начала следует понять, что такое моральный или, как его еще называют, нравственный устой. Нравственный устой – это нравственные рамки каждого человека или социальной группы. Формирование таких устоев происходит под влиянием каких-либо духовных учений, религии, воспитания, образования или государственной пропаганды и культуры

  Нравственные устои играют очень важную роль в жизни любого человека, так как благодаря им человеческое общество продолжает существовать и развиваться.

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.
Хаотичные явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы, как вседозволенности приводят к тому, что нравственные устои теряют свою значимость и привлекательность.
 Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жесткие и злые, и в нем бывает непросто быть и остаться человеком. Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
 В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран монитора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят агрессивные детские мультики, фильмы ужасов, боевики пестрящие убийствами и извращениями, музыкальные клипы непристойного характера, реклама товаров вредящих организму, «половое просвещение» формирующие антисемейные установки. Психологи утверждают, что мышление человека, погруженного в виртуальный мир, становится аутичным, т.е. болезненным, замкнутым, отстранённым от внешнего мира.

  Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семья – ребёнок – школа –социум -нравственность – вот цепочка, интересующая нас.
Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу субъективных и объективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшеклассников, но и младших школьников. Сегодня многие учителя говорят о том, что переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

  Семья – начальное звено, из которого выстраивается и складывается любое общество. Именно с семьи начинаются истоки врастания корней человека в родовую почву и возникновения любви к тому месту, где люди родились и выросли, иначе они становятся «перекати-поле» без любви к своей семье, без веры и духовности.

   Сколько бы ни говорили о влиянии на ребенка средств массовой информации, школы, улицы, но влияние семьи намного сильнее. Семья-это основа нравственного воспитания, именно в ней формируются нравственные приоритеты. Что происходит в семье, то и проецируется на жизнь общества.

    И действительно, первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия формируются семьей и в семье. Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует.
  Человек в своем нравственном развитии становится таким, какова у него мать, т.к. в определенные периоды труд матери заключается в воспитании детей. Мать, женщина должна быть нравственным, духовным повелителем в семье. Вместе с тем нельзя отрицать особенной роли мужчины - отца в воспитании детей, его умение защищать и оберегать детей и жену, быть главным кормильцем семьи.
  Личный пример родителей - одно из сильнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Поведение ребенка строится на подражании старшим. Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе критерии требований. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а так же применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.

    По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Недополучивший родительской любви ребенок, вырастает озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе.
Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, почитания развивает в себе черты эгоизма, избалованности, зазнайства, лицемерия.
Поэтому в семье должна быть гармония чувств: разумная любовь к детям проявляется в нежности, в заботе, не ведущей к потаканию, в требовательности, которая всегда сочетается с уважением личности ребенка.
  Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач не только родителей, но и  школы. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Все вопросы нравственного воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, учитель решает комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармонического развития личности ребёнка. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю.

  Нравственное просвещение в школе осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, тематических школьных вечеров и других методов.

  Один из самых действенных методов воспитания – этическая беседа. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, которые влияют на формирование личности в целом.

При осуществлении нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Многообразие методов и средств нравственного воспитания в современной школе содействуют формированию и становлению личности, которая способно нести ответственность за свои решения и поступки.

  Следует уделять большое внимание организации учебно-воспитательной деятельности, которая должна в себя включать идеи нравственного развития личности и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Совокупность учебных и игровых занятий, разнообразных видов деятельности вне обучения, системы воспитания являются важнейшими источниками формирования нравственности детей.

Учителю для  успешного формирования нравственных устоев детей необходимо:

1) полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;

2) знание “механизмов” формирования нравственности;

3) умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике методы и средства нравственного воспитания.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.


На основании всего изложенного можно сделать вывод: Только в результате совместной, взаимодополняющей воспитательной работы педагогов и родителей можно вырастить поколение  высоконравственных граждан своей страны, ответственных за ее будущее.