Эссе

Сивков Владимир Александрович

Эссе на тему "Сердце отдаю детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      «Сердце отдаю детям…»

                                                                                                 

                                 Для воспитания детей нужен не великий ум,

                               а большое сердце - способность к общению,

                                       к признанию равенства душ взрослого и ребенка.

                                                                                                        С. Соловейчик.

У В.А.Сухомлинского есть замечательное произведение о школе, с которого начинается знакомство с педагогической деятельностью любого начинающего педагога -  поэма «Сердце отдаю детям». Я считаю, что учитель должен соответствовать тем качествам, о которых говорит  В.А.Сухомлинский. Каждый свой урок он старался сделать интересным для ребёнка, его уроки зачастую проходили на свежем воздухе, так как он считал, что общение с природой делает человека чище, лучше, внимательнее, добрее, заботливее. Безусловно, я не собираюсь описывать опыт великого педагога, но очень хочу, чтобы и мои уроки приносили детям не только знания, но и радость познания мира. На мой взгляд, в школе должны работать такие педагоги, которые своё сердце «отдают детям». Ведь школьники очень хорошо чувствуют учителя и всегда могут отличить фальшь от истины. Когда между учеником и учителем существует некий барьер, некое препятствие, то положительного результата не будет. Может быть, это звучит громко, но своё сердце каждый урок я «отдаю детям».

Я считаю, что педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность - три основные стороны труда учителя.

Личность учителя является стержневым фактором труда, определяющим его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении. Облик преподавателя, умение «подать» себя, «заразить» и увлечь класс, расположить к себе учеников - это проявление не только внутренней культуры, но и профессионализма: в первую очередь открытости и искренности в общении с детьми.

Учитель воздействует на ученика подсознательно, отождествляясь с некоторой эталонной для учителя личностью. Нет ничего удивительного в том, что учитель каждым жестом, выражением лица, голосом, одеждой, стилем жизни, общими морально-этическими установками оставляет в психологии ученика свой индивидуальный след. Я считаю, что именно эти составляющие являются печатью его личности. Поэтому так важна для учителя постановка позы, жеста, «постановка» улыбки, конструирование имиджа, умение создать у себя  нужное доброжелательное настроение работы научно-практического семинара.

Ф.М. Достоевский писал: «Весёлость человека - это самая выдающаяся черта…  Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно. Я не про умственное его развитие говорю, а про характер, про целое человека. Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек - значит хороший человек. Смех есть самая верная проба души».

Конечно, трудно, переступив порог школы, освободиться вдруг от житейских проблем, домашних неурядиц, стать собранным, доброжелательным. И всё же необходимо стремиться к этому, тренировать постоянно, день за днём, свою мимику, не стесняться улыбки, уметь создать у себя хорошее настроение и состояние.  При этом нужно не стесняться проявлять чувства  и эмоции, уметь понять ребёнка, сопереживать его проблемам и помочь решить его трудности. Необходимо суметь стать настоящим другом для ребёнка и помнить о том, что только открытый, доброжелательный, искренний учитель оказывает на учеников благотворное воздействие.

Изо дня в день я стремлюсь, чтобы дети в своем «нравственном портфеле»  несли не злобу, не стремление выместить обиды на ком-то, а наклонность к добру и миру. Стараюсь преобразить детскую агрессию в энергию добра. Этому способствуют частые беседы и дискуссии о нравственности  и безнравственности, о разных поступках людей. Стараюсь, чтобы каждый ребенок выносил из этих бесед положительный опыт.

Как мало надо маленькому ребенку, чтобы душа его засветилась благодатным светом: участие, любовь, внимание. Душевный контакт с ребенком, богатое общение с ним, духовное единение – первая и последняя проверка, правильно ли идет воспитание. Есть контакт – все идет  хорошо, нет контакта – ничего нельзя предсказать.

В своей работе я опираюсь на простые постулаты:

- если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;

- если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;

- если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;

- если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.

Так какой же учитель нужен современной школе? Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет, но я думаю, что такой, который находится в постоянном поиске. Тот учитель, кто считает, что достиг совершенства, не может быть идеальным по той простой причине, что «настоящий» учитель должен постоянно испытывать потребность в самообразовании, особенно в сферах практического человекопознания  и человековедения. Он стремится стать свободной, яркой личностью, открытым и обаятельным человеком, добрым, внимательным, нужным детям, способным раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Настоящий успех там, где учитель смог совместить не только внешнее обаяние, но и глубокое внутреннее созерцание. Такой учитель способен создать новую школу- школу союза чувства и ума.