Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина

Степанова Елена Николаевна

Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина

 

        Современной наукой доказано, что именно в первые годы жизни ребенка, формируется образ семьи. Семья для ребенка — это самая главная социальная среда, которая на прямую влияет на его нравственное развитие.  Семья — это отношения между родственниками, это домашний быт. Семья формирует чувства ребенка, действия, поведение, привычки, характер ребенка, влияет на его психику, на убеждения, взгляды и мировоззрения ребенка. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина.

       Роль родителей в формирование у ребенка качеств будущего семьянина велика, именно они первыми знакомят малыша с окружающим миром. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание родителям.  Родители формируют у малыша социальные чувства, которые они в дальнейшем реализуют в поступках, в поведении. Например, в детском саду ребенок испытывает чувство дружбы, и уважение к старшим. Так же родители воспитывают у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких.

        Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где главная роль отводиться победе добра над злом. Под впечатлением от мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение героев; так ребенок учиться разбираться и в своем поведении, он начинает размышлять над своими поступками. А формирование у малыша социальных чувств  - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций семьянина.

         Детям дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей.  В народной педагогике особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, родительский дом). О нем есть сказки, много пословиц, воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи.

       Известно, что игры на семейно-бытовую тематику наиболее распространены на протяжении всего дошкольного возраста. С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.

        Для уточнения смысла понятия «семья» можно использовать семейные архивы с изображением членов семьи, относящихся к трем поколениям (мама, папа, их родители, дети). Раскладывая изображения членов семьи, ребенок выстраивает ее модель, называя при этом имена, отчества членов семьи, их социальные роли, определяя при этом, кто кем кому приходится и  так же к кому он сам приходится (сын, внук, племянник, брат).

        Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи. У детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. Например, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» позиция на основе понимания «хорошая» - «плохая» семья.

       Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки. Научить ребенка дисциплине, самостоятельности. Приучить к полезным навыкам: вежливости, чистоте, аккуратности, бережливости, послушанию. Так же важная задача родителей научит малыша правильно излагать мысли, общаться с взрослыми. Так же родители должны приучит ребенка говорить правду, играть дружно с другими детьми.   Выработать привычку к труду и взаимопомощи. Родители должны усвоить, что социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.

         В формирование у ребенка качеств будущего семьянина родителям можно рекомендовать следующее:

·      Читайте ребенку сказки; обсуждайте с ребенком прочитанное; постарайтесь добиться дискуссии; пусть он подумает, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации.

·      Всегда объясняйте ребенку правила поведения, объясняя, почему нужно так, а не иначе себя вести.

·      Чаще играйте с ребенком в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи; играйте с детьми в семейно-бытовые игры «Покорми Катю», «Уложи куклу спать», «Постираем кукле платье» и другие игры.

·      Оформите совместно с ребенком семейный альбом «Наша родословная»; составьте генеалогическое древо с использованием семейных фотографий.

·      Приобщайте ребенка к всевозможным трудовым навыкам; приучайте по выходным проводить уборку в своей комнате или совместно прибирайтесь на кухне, это формирует у ребенка трудолюбие, аккуратность. 

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, семейными традициями, ежедневными ритуалами, да и всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни.

Статью подготовила: Степанова Елена Николаевна, воспитатель «Урайского специализированного Дома ребенка» г. Урай Тюменская область Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра Россия.